19 сентября 2011 г.

В середине сентября компания DEPO Computers объявила об очередной трансформации своего бизнеса. Компания около трех лет наращивала долю в сегментах «тяжелых» корпоративных решениях – серверах и СХД, а также реализовала инжиниринговые проекты по развитию ИТ-инфраструктур. Пришло время рассказать о новом этапе развития рынку: в новой реинкарнации DEPO – уже не производитель, но именно инжиниринговая компания полного цикла,  поставляющая корпоративным заказчикам комплексные программно-аппаратные решения и оказывающая услуги системной интеграции.

Сергей Эскин, президент DEPO Computers напомнил, что основанная в 1995 г. компания (тогда «Дилайн») занималась дистрибуцией компьютерной техники, а в начале 2000-х годов открыла собственное производство компьютеров: «Тогда для нас примером была Dell, поставлявшая напрямую компьютеры потребителям. За эти годы мы добились того, что в России вышли на 1 место среди поставщиков ПК и на 2 -3 место по серверам. Однако еще до кризиса, в начале 2008 г., мы решили действовать как IBM, и сосредоточиться на поставках «тяжелых» продуктов и комплексных решений для корпоративных заказчиков и компаний СМБ».

Президент DEPO подчеркнул, что за прошедшие три года доля серверов в продажах DEPO возросла с 15% до более чем 50%, и, согласно данным аналитических агентств (Gartner/IDC), в первом полугодии 2011 г. DEPO занимала от 9% до 15% российского рынка серверов. Компания также вышла на I место по поставкам рабочих станций. Сергей Эскин также сказал, что в последние два года DEPO развивала экспертизу в области управления проектами системной интеграции, и сегодня 15% выручки DEPO обеспечивают ИТ-услуги: «Мы коммерческая компания, и стремимся сохранять прибыльность бизнеса, используя современные технологии и следуя рыночным тенденциям».

К числу важных тенденций на российском рынке Роберт Фариш, вице-президент IDC Россия/СНГ отнес стагнацию продаж ПК корпоративным заказчикам, которые закупают компьютеры преимущественно для обновления существующего парка: «Хотя рынок ПК остается стабильно растущим, но его рост обеспечивается за счет домашних пользователей. Зато быстрорастущими сегментами рынка стали комплексные решения для ЦОД, включающие серверы, СХД, коммуникации, и решения для обеспечения безопасности». При этом IDC считает, что к 2015 г. по сравнению с текущим годом доля оборудования сократится (с 71% до 66%), зато заметно возрастут ИТ-услуги (с 17% до 21%), а на рост продаж ПО (с 12% до 13%) повлияет рост услуг SaaS, которые смогут оказывать поставщики облачных сервисов.

Роберт Фариш сказал, что, если в настоящее время в России объем российского рынка облачных услуг (публичных и частных) невелик (в 2010 г. он составлял около 35 млн. долл.), то к концу 2015 г. он превысит 1,2 млрд. долл. при темпе роста от 102%-133%. При этом компании, которые планируют участвовать в развитии этого сегмента рынка, должны не только иметь возможность предоставлять облачные сервисы (приложение как услуга - SaaS, платформа как услуга - PaaS и инфраструктура как услуга - IaaS), но и обладать опытом оказания проектных услуг по их внедрению.

«Следуя этим тенденциям, DEPO превращается из производителя компьютерной техники в инжиниринговую компанию, способную разрабатывать и внедрять у заказчиков сложные ИС. В ближайшем будущем мы готовы будем поставлять решения для облачных вычислений, современных ЦОД и специализированных ИС заказчиков», - заявил Сергей Эскин.

Как объяснил Виктор Урусов, вице-президент DEPO Computers, компания смогла к настоящему времени сформировать команду из более 200 сертифицированных специалистов, которые уже в 2010 г. смогли реализовать у корпоративных заказчиков около 300 проектов. Среди них доля выполненных комплексных проектов в выручке DEPO составила 20%, из которых половина пришлась на типовые проекты и половина на заказные, специализированные, включая 2 проекта по построению ЦОД «с нуля».

«Теперь на рынке корпоративных заказчиков и компаний СМБ наша компания выступает как системный интегратор и поставщик ИТ-услуг. Причем, во всех решениях мы на 80% используем спроектированную нашими специалистами технику, что позволяет предлагать клиентам оптимальные по функциональности решения по лучшим ценам. Сейчас мы предлагаем им решения в области обеспечения непрерывности бизнеса, информационной безопасности, управления инфраструктурой ИТ, обслуживанием и управлением ИТ активами, а также специализированные решения. Кроме того, наши специалисты накопили достаточный опыт построения инженерной инфраструктуры, коммуникаций и связи, что позволяет реализовать проекты по построению оптимальной инфраструктуры ИТ вплоть до создания ЦОД», - подчеркнул Виктор Урусов.

Он также отметил, что, если раньше инфраструктура ИТ выстраивалась под бизнес-задачи клиентов, то теперь виртуализация позволяет ее обособить и проектировать, исходя из роста потребностей заказчиков в будущем. DEPO, выпуская широкий спектр серверов и СХД, DEPO смогла перейти к разработке инфраструктурных блоков ЦОД, внедряя решения на базе виртуализации и облачные инфраструктуры, системы и приложения с использованием промежуточного ПО, работая совместно с такими разработчиками как Luxsoft, Microsoft, VMware.

В частности, в 2009-2010 гг. компания смогла реализовать достаточно сложные проекты в компаниях «Трансмаш» (обеспечение систем безопасности), «Объединенная энергетическая компания» (управление и мониторинг энергосистемы Москвы), «Биржа РТС» (гибридные высокопроизводительные решения для хранения и обработки информации), ФГУП «МорСвязьСпутник – Марсат» (платформа DEPO Cloud как база частного облака компании), ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД (создание катастрофоустойчивого распределенного ЦОД).

О сложности последнего проекта рассказал Олег Абдуразаков, заместитель начальника отдела ПО и ИТ ГОСТЕЛЕРАДИОФОНДа: «Мы являемся крупнейшим поставщиком аудио и видео контента российским и зарубежным телеканалам и радиостанциям, и перед нами стоит задача перевести к 2025 г. в цифровой формат 1,5 млн. экземпляров архивных материалов. Первый этап этого проекта выиграла компания DEPO Computers, которая смогла поставить высокопроизводительные вычислительные кластеры в три территориально разнесенных офиса и объединить их в распределенный высокопроизводительный ЦОД с единой отказоустойчивой, защищенной инфраструктурой хранения и обработки архивных материалов. Полагаю, что дальнейшее сотрудничество с DEPO позволит нам решить задачи следующих этапов проекта – создать интерактивный портал доступа к медиаконтенту, сформировать решения по восстановлению и редактированию устаревающих материалов архива».

При этом DEPO ставит своей целью к 2014 г. повысить в выручке долю выполняемых комплексных проектов и специализированных решений с 20% до 80%, наращивая разработку и внедрение специализированного прикладного ПО и предоставляя полный спектр услуг ЦОД. Особое внимание DEPO обращает на обслуживание компаний СМБ, которым не только готова поставлять и внедрять их у клиентов комплексные решения, но и оказывать консалтинговые услуги по анализу их потребностей в обработке и хранении информации, формированию и управлению оптимизированной инфраструктуры ИТ, обеспечению безопасности.

В то же время руководство DEPO не намерено останавливаться в процессе трансформации бизнеса компании. Сергей Эскин заявил, что в планах компании создание собственного ЦОД с использованием 180-200 тыс. серверов, что позволит DEPO Computers стать одним из ведущих провайдеров облачных услуг в стране. Как пояснил Виктор Урусов, в компании разработан технический проект такого ЦОД, включая проекты здания, инженерных коммуникаций, серверной и коммуникационной инфраструктуры. Реализация этого проекта DEPO затрудняется тем, что пока не удается найти поставщика, способного поставлять электроэнергию в объеме 20-25 Мватт, а также неопределенность в ее тарификации в ближайшие годы.

«Бизнес-модель DEPO на новом витке развития предполагает поставку и производство «тяжелых» решений и оказание услуг, - говорит Сергей Эскин. - Меняются рентабельность бизнеса, сбытовая политика, ориентиры в продажах и производстве. Отказ от дистрибьюторского бизнеса и ставка на корпоративный сектор выводят компанию на новый уровень, где при сокращении оборота (который в 2008 г. составлял порядка 600 млн. долл., а в 2011 г. ожидается 200-215 млн. долл) в разы вырастает рентабельность (с 2007 по 2011 годы она выросла с 7% до 25%). Очевидно, что такая стратегия исключает ставку на низкомаржинальные ПК для ритейла. Поэтому компания фактически отказалась от широкой партнерской сети, сейчас в партнерах DEPO – десяток крупных компаний, которые внедряют продукты DEPO в рамках своих решений».

Источник: Владимир Смирнов, CRN/RE