2 февраля 2012 г.

Возможность учиться и развиваться в профессиональном плане, а также сохранять баланс между рабочим и свободным временем важнее денежного вознаграждения — так считают представители нового поколения, поколения Y (так называемые миллениалы  - от англ. Millennials), родившиеся в период с 1980 по 2000 год), на долю которого к 2020 году будет приходиться 50% трудовых ресурсов.

Об этом свидетельствуют результаты нового международного отчета PwC «Миллениалы на работе: рабочее пространство приобретает новую форму» (Millenials at work, reshaping the workplace), в основу которых положен анализ взглядов и предпочтений более чем 4 000 молодых специалистов из 75 стран мира, в том числе 273 респондента – из России.

Согласно данным опроса, 22% всех респондентов больше всего ценят возможности обучения и профессионального развития. На втором месте – гибкий рабочий график, которому отдают предпочтение 19% опрошенных, в то время как денежные премии заняли в этом списке лишь третье место, получив 14% голосов. По словам 95% всех опрошенных миллениалов, для них важно сохранить баланс между работой и личной жизнью.

Миллениалы в России следуют мировой тенденции и также стремятся соблюдать равновесие между различными сферами своей жизни (93%) и придают первостепенное значение обучению и развитию (21%). На втором месте в российском списке оказались денежные бонусы, значимость которых отметили 20% респондентов. За гибкий рабочий график проголосовали 11% россиян. Не менее важной льготой для соотечественников оказалась и финансовая поддержка для покупки квартиры (14%).

Руксандра Стоиан, партнер, консультационные услуги в области управления персоналом, PwC в России, следующим образом прокомментировала результаты исследования: «Миллениалы ждут от жизни большего, чем просто наличия работы или стабильного продвижения по служебной лестнице. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в условиях негибкой корпоративной структуры миллениалы, как правило, чувствуют себя некомфортно. С течением времени и по мере приобретения профессионального опыта и появления новых обязательств их восприятие профессиональной среды может меняться. В то же время необходимо помнить, что поколение миллениалов – это люди с амбициями и оптимистичным взглядом на жизнь, и, когда они рассматривают предложение о работе, их интересуют не только деньги. Всё это должны учитывать работодатели, которые стремятся сохранить свою привлекательность в глазах нового поколения профессионалов».

Результаты исследования говорят о том, что по сравнению с данными аналогичного отчета, выпущенного в 2008 году, вследствие нынешнего экономического спада в большинстве стран мира миллениалы во многом готовы идти на компромисс.

Согласно данным опроса, для того чтобы получить работу в условиях кризиса 72% всех респондентов пошли на определенный компромисс (например, в отношении размера заработной платы, места работы, дополнительных льгот и выбора отрасли). Для работодателей это должно прозвучать тревожным сигналом о том, что, как только экономические условия улучшатся, текучесть кадров почти наверняка возрастет.

Российские респонденты готовы идти на уступки и сегодня. Так, 32% участников опроса из России согласны на более низкую заработную плату (эквивалентно общему показателю по миру); 27% готовы поступиться возможностями для профессионального развития (доля таких респондентов среди всех участников опроса составила 14%); 19% могут смириться с меньшими льготами (17% из общего числа опрошенных); 18% могут некоторое время потерпеть свою нынешнюю работу, не имеющую ничего общего с той, о которой они мечтали (14% в мире). При этом 22% опрошенных совсем не готовы идти на компромисс (28% во всем мире).

Четверть всех респондентов предположили, что за свою трудовую жизнь они сменят не меньше шести мест работы; при этом лишь 18% сказали, что планируют оставаться в своей нынешней роли на длительный срок. В то же время в России больше половины опрошенных (57%) готовы сменить от двух до пяти работодателей за всю свою профессиональную жизнь. При этом 30% российских респондентов собираются работать в одной отрасли и одной организации с самого начала карьеры; 24% респондентов считают, что будут работать в одной сфере, но в разных организациях, а 14% хотели бы попробовать себя в разных сферах деятельности и в разных организациях. В то же время 81% соотечественников, так или иначе, рассмотрели бы иные возможности, если бы им поступили предложения от других работодателей.

Что касается идеального работодателя, то 33% россиян предпочитают работать в большом бизнес-центре в столице, а 23% хотели бы работать на самого себя.

Для 76% российских респондентов при выборе работы важно, чтобы корпоративные ценности будущего работодателя совпадали с их собственными ценностями. Так, 55% респондентов ушли бы от работодателя, если бы его поведение и принципы перестали соответствовать их ожиданиям.

По данным исследования, 67% всех участников опроса рассчитывают на то, что в финансовом отношении они будут жить лучше, чем поколение их родителей. В России этот показатель достиг 91%.

Что касается отдаленного будущего, интересно отметить, что только российские (19%) и турецкие (22%) выпускники обещают, что продолжат работать в пенсионном возрасте, тогда как в Западной Европе и Северной Америке всего 5% миллениалов готовы трудиться после выхода на пенсию.

Продвижение по карьерной лестнице – один из основных приоритетов для поколения миллениалов.

По словам 52% респондентов, принявших участие в опросе, это основное, что привлекает их в потенциальном работодателе. На втором месте – конкурентоспособный уровень заработной платы (44%).

У российских миллениалов те же приоритеты: 65% отмечают важность карьерного развития, а 59% говорят о значении заработной платы.

Согласно результатам опроса, 71% российской молодежи из числа опрошенных хотят уехать работать за рубеж. При этом для 79% респондентов основной целью переезда в другую страну является приобретение международного опыта для дальнейшего карьерного роста.

Иммиграционные барьеры и квоты не представляют для молодежи существенных проблем при выезде за рубеж. Среди стран, пользующихся наибольшей популярностью среди российской молодежи, – США (63%), Германия (49%) и Великобритания (47%). За ними следуют Франция и Швейцария (36% и 35% соответственно).

Источник: Пресс-служба компании PwC