13 июня 2012 г.

По мере того как «консьюмеризация ИТ» набирает силу, растет и спрос на решения, обеспечивающие управление мобильными устройствами (MDM), которые помогут ИТ-подразделениям справиться с невиданным притоком смартфонов и планшетов в организации.

Такие решения позволяют заложить фундамент для полноценной «мобильной трансформации» компаний.

Но само принятие MDM - всего лишь основа. Внедрение этих решений должно быть дополнено множеством других стратегических инвестиций и перестроек инфраструктуры, прежде чем организация получат  действительно мобильный персонал с должной защитой устройств.

Однако MDM - стартовая точка не только для организаций, вводящих всеобъемлющую мобильную стратегию, но и для партнеров в канале, продающих платформы, чтобы начать новый разговор с заказчиками и построить для них такие решения. Идет ли речь о первом шаге или полном, всеохватывающем мобильном решении, платформы MDM избавляют от головной боли, вызванной  консьюмеризацией. Как результат, спрос на эти решения растет. В августе фирма Forrester Research опубликовала пересмотренный прогноз роста рынка MDM, согласно которому к 2015 году его объем составит около 6,6 млрд. долл., что почти вдвое больше  первоначального прогноза (3,9 млрд. долл.).

Многие вендоры наращивают  предложения в MDM или предлагают модернизированные версии существующих платформ администрирования для ПК с охватом смартфонов и планшетов, рассчитывая на часть этого миллиардного рынка. Microsoft, к примеру, объявила, что будет расширять свой пакет ПК-администрирования InTune и включит в него новые возможности, в частности, управление устройствами и политиками. Эрик Мейн, директор по маркетингу продукта, курирующий Windows InTune в Microsoft, говорит, что решение включить функциональность MDM было продиктовано прежде всего спросом заказчиков и партнеров.

«С этим следующим релизом InTune  мы входим в область MDM, которая была одной из действительно ключевых и о которой говорили заказчики и партнеры, - подчеркнул Мейн. - Это, безусловно, значимое расширение и важная потребность многих наших клиентов».

Он отметил облачную инфраструктуру, на базе которой строится готовящийся релиз и которая позволит ИТ-подразделениям и поставщикам решений получить дистанционный доступ к функциональности MDM. Новая версия InTune будет включать поддержку устройств с Android, iOS и Windows Phone,  Мейн охарактеризовал ее как технологию «для людей», то есть администраторы смогут видеть по каждому пользователю в организации, какие типы устройств и приложений они применяют.

Он пояснил, что особенно в больших организациях VAR`ы столкнутся с возможностью продавать платформу InTune администраторам, чьи модели администрирования, нацеленные на ПК, часто оказываются слишком негибкими, чтобы их можно было применить к мобильной инфраструктуре без помощи MDM. В мелких организациях, где часто отсутствует ИТ-персонал, VAR`ы могут опереться на InTune в рамках своих услуг управления ИТ, предложив дистанционное управление парком клиентских устройств.

В обоих случаях - в сегменте СМБ и в крупных организациях - Мейн предвидит, что клиенты Microsoft обратятся к VAR`ам, чтобы те помогли им спланировать и внедрить всеобъемлющую мобильную стратегию, так как разговор неизбежно выйдет за рамки MDM.

«Мы рассматриваем также реальное участие партнеров, особенно в чуть меньших организациях, - сказал Мейн. - ИТ, в некоторых компаниях, сводятся к следующему: "Мы устанавливаем ПК и включаем автоматическое обновление защиты - вот наш процесс управления". Но когда мобильных устройств становится всё больше и заказчики начинают чуть лучше понимать преимущества, которые дает хорошо управляемая среда, тогда они приходят к мысли, что было бы замечательно иметь возможность сделать больше в этой области, и обращаются к партнерам, чтобы те предложили им всеохватывающее решение».

Другая крупнейшая компания ПО, SAP, также заметила аналогичный скачок спроса на предложения в MDM, в частности, на платформу Afaria, которую она добавила к своему портфелю продуктов после покупки Sybase в 2010 году. Подразделение мобильных решений SAP за последние несколько лет выросло  на 350%, говорит Марк Джордан, старший менеджер продукта Afaria в Sybase.

Компания только что выпустила новую версию Afaria 7.0, имеющую «свежий» пользовательский интерфейс и новый уровень API для расширенной интеграции с существующими корпоративными приложениями. Как и Мейн из Microsoft, Джордан отметил, что партнеры часто используют Afaria в своей модели услуг управления ИТ для СМБ, а также продают это решение более крупным организациям.

Но в обоих случаях заказчики обращаются к партнерам не только за управляемыми услугами. Они хотят разработать перспективный план внедрения мобильных технологий и лучше разобраться, каковы преимущества управления безопасностью, приложениями и затратами в такой среде. Эта тенденция настолько распространена, что подтолкнула SAP - и многих ее партнеров - перейти от прежнего термина «управление мобильными устройствами» к более широкому: «управление мобильностью» (mobility management).

«Все в отрасли, мне кажется, склоняются к новому пониманию MDM, - говорит Джордан. - Все мы ищем верное определение, и, я думаю, "управление мобильностью" - как раз то, к чему они приходят за неимением лучшего, поскольку оно, похоже, охватывает больше, чем просто управление устройствами».

Джоэл Озман, директор Technology Labs в компании Accenture, заметил рост спроса на эти более широкие услуги «управления мобильностью» в последние несколько лет.
«В корпоративной среде BYOD [принос личных мобильных устройств] просто захлестнул их, нравится им это или нет», - сказал он.

Из всех «компонентов и частей», говорит Озман, которые стремятся очертить заказчики, выстраивая свою мобильную стратегию за пределы MDM, приложения стоят  на первом месте. Одно из главных преимуществ тенденции консьюмеризации  - возможность доступа к корпоративным приложениям откуда угодно. Но многие клиенты испытывают трудности с переносом своих приложений на мобильные устройства.

MDM - это, без сомнения, «основополагающее», говорит Озман. Вслед за этим нужно взяться за управление мобильными приложениями (MAM). Многие клиенты, пояснил он, испытывают трудности с развертыванием корпоративных приложений во всё более разнородной мобильной среде, где используются iOS, Android, Windows и BlackBerry OS. Поставщики решений, способные помочь справиться с этими трудными задачами, идут нарасхват.

«Следует думать об MDM и затем MAM, то есть управлении мобильными приложениями. Поэтому многие из наших предложений на рынке для мобильных устройств имеют две стороны. Есть базовое MDM для обеспечения защиты устройств, и это то, в чем заинтересованы ИТ-подразделения и службы ИБ. И другая половина нашего предложения -  Enterprise Application Catalog», - сказал Озман, пояснив, что это хостинговая услуга, в рамках которой клиенты могут работать со своими приложениями, охватывает их развертывание и администрирование.

«Я призываю клиентов заранее думать об управлении мобильными приложениями, даже если это еще только первая пара приложений, потому что когда вы начнете строить всё больше и больше это будет расти как снежный ком», - сказал он.

Дэвид Хекаймиан, директор по технологии компании Trace3, партнера вендора MDM Zenprise, заметил аналогичную тенденцию среди заказчиков: управление мобильными устройствами дает толчок и другим обсуждениям, и чаще всего они касаются приложений.
«На что мы видим спрос со стороны клиентов, это "Как нам с этим справиться?" и "Какова общая картина мобильности и мобильной безопасности?"» - говорит Хекаймиан. Он объясняет клиентам, что полная картина - это части одной мозаики, и каждая представляет собой отдельный стратегический уровень, такой как MDM, сети Wi-Fi или управление приложениями.

Помимо приложений еще одним элементом мозаики является защищенный обмен файлами, который часто требует внимания после того, как заложен фундамент MDM. Примерно две трети того, что начинается как разговор с клиентами об MDM, в конечном счете переходит в обсуждение защищенного обмена файлами и управления данными в среде мобильных устройств, говорит Хекаймиан.

Аналитик Forrester Research Кристиан Кейн недавно отметил эту тенденцию в блоге компании. Так же как Хекаймиан из Trace3 и Озман из Accenture, он рассматривает MDM как существенный первый шаг к контролю над физическими мобильными устройствами в организациях. Но поскольку мобильная среда становится всё более сложной, будет расти значение  решений, предназначенных для управления мобильными приложениями и данными.

«Если смотреть реалистично, MDM решает ваши проблемы лишь в плане контроля устройств, - пишет Кейн. - Это тот путь, которым идут сегодня многие вендоры. По мере того как рынок MDM ставится всё более населённым, большинство вендоров направляют усилия своих инженеров на защиту данных и технологии совместного использования и управления приложениями».

Кристофер Герц, учредитель и главный управляющий компании New Signature, говорит, что его разговор об MDM с клиентами обычно ведет к более широкому обсуждению инфраструктуры. Не только управление данными и приложениями, но также снижение затрат на инфраструктуру и ее сложности, которые часто возрастают в такой «консьюмеризированной» среде, это естественный следующий шаг для заказчиков, закладывающих фундамент MDM.

«Это породило спрос на управление мобильными устройствами, - говорит Герц о тенденции BYOD. - Но есть столь же сильный спрос со стороны ИТ-подразделений, чтобы избежать усложнения инфраструктуры для поддержки этих новых требований, так как никто не выделяет дополнительный персонал, чтобы возложить на него эти новые обязанности». Как результат, говорит он, спрос на внедрение облачной инфраструктуры и платформ управления мобильной средой, таких как InTune, сейчас растет.

Так что, похоже, MDM предлагает обоюдный выигрыш и для конечных пользователей, и для VAR`ов. Для пользователей оно закладывает необходимый фундамент целостной мобильной стратегии, а VAR`ам дает возможность участвовать в реализации этой стратегии.

«MDM нужно заложить в основу, - говорит Озман из Accenture. - Когда она  есть и обеспечена определенная степень управляемости, вы можете перевести дух и задаться вопросом: "Строить ли приложения или мобильный Web, нужно мне связующее ПО или нет?" Словом, фундамент, это только начало».

Источник: Кристин Бент, CRN/США