22 июня 2012 г.

Конкурентное преимущество российских интернет- софтверных игроков на мировом рынке – в возможности предоставления сложных решений. Об этом заявили сегодня участники делового завтрака на МПЭФ 2012 «Российская ИТ-индустрия: вызовы глобального рынка».

Встречу крупнейших представителей российских софтверных и интернет-компаний, а также инвесторов и игроков рынка электронной коммерции представляли организаторы завтрака: директор РАЭК Сергей Плуготаренко, президент РУССОФТ Валентин Макаров и  генеральный директор РВК Игорь Агамирзян. Модератором ИТ-завтрака выступил Денис Викторов,  руководитель федеральной редакции «Национальной деловой сети».

Первым в ходе делового завтрака выступил Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.ru Group, который рассказал собравшимся о значимости выхода российских ИТомпаний на глобальный рынок, а также отметил, что при таком бурном развитие рынка ощущается острая нехватка профессиональных кадров: «Для дальнейшего развития в таком же темпе рынка, нам необходимо создавать большие институты и растить качественных ИТ-специалистов, а мы уже позаботимся об их трудоустройстве».

Аркадий Волож, генеральный директор Яндекса согласился с Дмитрием Гришиным и в своем выступлении подчеркнул, что за прошедшие два года жизнь Рунета ознаменовалась немалым количеством положительных событий: это IPO двух российских интернет-компаний (Mail.ru Group и Yandex — самые дорогие в Европе), вкючение Yandex в расчет интернет-индекса NASDAQ, активная экспансия российских игроков на зарубежные рынки за пределы СНГ и т.д. Запустив портал в Турции, Яндекс впервые вышел на рынок страны, где не говорят по-русски. Поиск на yandex.com.tr учитывает морфологию турецкого языка, умеет исправлять опечатки, работать с синонимами. «Сейчас судить об успехах или неуспехах еще рано, поскольку “основные действия” намечены на лето-осень. Но уже сейчас можно говорить об очень хороших цифрах по некоторым показателям, хотя по другим есть и не слишком хорошие», - сказал Волож.

Были также озвучены экономические показатели: на сегодняшний день 50% совершеннолетнего населения России пользуются Интернетом каждый месяц, что составляет порядка 57,8 млн. человек. Дневная аудитория Рунета составляет 44,3 млн. человек или 38% от всех совершеннолетних жителей страны. 76% от всей аудитории Рунета пользуются Интернетом каждый день. Основная масса пользователей (70%) выходит в Сеть посредством широкополосного доступа (ШПД), однако мобильный доступ также пользуется популярностью (34%). Согласно прогнозам, к концу 2014 года численность интернет-пользователей составит около 80 млн. человек — или 71% населения страны старше 18 лет.

Немаловажно на сегодняшний день и то, что Рунет оказывает существенное влияние на экономику России. По оценкам экспертов РАЭК, рынок Интернета в России по итогам 2011 года составил 750-850 млрд. рублей или 1,4%—1,7%  ВВП страны (по итогам 2011 года это порядка 54 трлн. рублей). При этом две трети  приходится на зрелые рынки, такие как рынок интернет-рекламы, веб-разработки, поисковой оптимизации, электронной торговли и платежей, еще треть занимают молодые сегменты (мобильные приложения и облачные сервисы, социальные сети, SMM, продажи цифрового контента, SaaS). В оценку не вошли так называемые «традиционные рынки», т.е. рынки мобильных и стационарных операторов интернет-доступа, рынки телекома и связи, а также B2G сегмент. Обороты этих рынков могут составить до 7-10 раз больше приведенной оценки.

Интернет-ретейлер Ozon.ru в 2011 г. вырос на 80%, сообщила его генеральный директор  Маэль Гавэ. Но, по ее словам, у интернет-торговли в России есть серьезные проблемы: иностранные интернет-магазины могут поставлять заказы в Россию без таможенных пошлин и без НДС. «Меня лично это беспокоит, потому что я видела, как в Австралии это почти убило интернет-торговлю, местные интернет-магазины просто не могли развиваться», — сказала она.
Отечественные интернет- и софтверные компании за последние 30 лет проделали огромную работу и вошли в число мировых лидеров по многим показателям. В то же время сам выход на глобальный рынок позволяет разработчикам держать определенный уровень, считает генеральный директор «Рексофт» Александр Егоров: «Хорошие проекты получаются только тогда, когда есть замах на глобальный рынок».

При этом участники встречи сошлись во мнении, что основной залог лидерства российских компаний ИТ-индустрии – высокий уровень экспертизы. Об этом говорил Аркадий Добкин, президент и председатель совета директоров EPAM Systems, Дмитрий Лощинин, президент и главный исполнительный директор компании «Люксофт», и Сергей Шестаков, вице-президент компании «Прогноз». Шестаков назвал несколько причин лидерства отечественных разработок: «сложность проекта, т.е. сочетание разработки, интеграции, необходимость предоставления полноценного базового инструментария, и немаловажный вопрос гибкости – не только в плане предоставления лицензии, сроков, но и гибкости технологического базового софта, способность быстро реагировать на замечания к системным функциям».

Базовые условия для развития российской ИТ-индустрии участники завтрака видят в образовательной базе и инвестициях в науку. Сергей Белоусов, старший партнер-основатель Runa Capital, напомнил, что многие проекты, например, ABBYY, рождались в годы, когда в России много денег вкладывалось в физику, математику, computer science: «Хотелось бы, чтобы инвестиций в науку было больше, потому что из инвестиций в науку появляются прорывные проекты. Именно из research появляются такие компании, как Parallels, ABBYY, “Лаборатория Касперского”».

Успех российских компаний на глобальном рынке во многом зависит и от кадров: разработчиков, менеджеров, ученых. По мнению Дмитрия Лощинина, «программисты появятся, для этого требуется развитая экосистема – то, что сегодня происходит в Индии и Китае».

Наиболее интересным регионом для расширения бизнеса российских ИТ-компаний является Юго-Восточная Азия. Такое мнение высказал сегодня гендиректор компании «Ашманов и партнеры», специалист в сфере искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения Игорь Ашманов. «Преимущество этого региона заключается в том, что там нет пока каких-либо собственных разработок. В Юго-Восточной Азии, в основном, пока занимаются лишь копированием, но скопировать можно не все», - считает Ашманов.

Сергей Андреев, президент и генеральный директор компании ABBYY, видит необходимость привлечения в Россию специалистов, обладающих высокими компетенциями, и призывает подумать, как сделать Россию привлекательной страной не только для разработчиков, но и для маркетологов, от которых зависит понимание потребностей рынка.

О зарубежных инвестициях в российский рынок говорила Александра Джонсон, управляющий директор DFJ-VTB Aurora. По ее мнению, «вклад российской индустрии на глобальном технологическом рынке намного больше, чем мир об этом знает». Александра призвала «транслировать» на весь мир информацию об успехах российских компаний, а также растить внутренний рынок, способный предложить уникальный продукт, привлекательный для иностранных инвесторов.

Что же касается объема инвестиций в российские интернет-стартапы, то  в 2011 году он составил около 750 млн. долл. Всего же  с учетом IPO 2011 года  Рунет привлек более 2 млрд. долл. инвестиций за прошлый год. Рассказала об этих и других показателях инвестиционной привлекательности Рунета в своем выступлении Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures.

Александр Галицкий, основатель и управляющий партнер компании Almaz Capital Partners, добавил, что в недостаточном продвижении российской ИТ-индустрии есть «не только слабость нас как айтишников, но и  нашей журналистской братии в работе  на международном рынке».

Пётр Дарахвелидзе, директор по развитию WebMoney Transfer, рассказал о нынешнем состоянии и перспективах роста рынка электронных денег в России, а также о новшествах в этой области в связи с изменившимся в 2011 году законодательством (Закон о «Национальной платежной системе»). Пётр Дарахвелидзе отметил, что по многим показателям использования электронных платежей и денег – «Россия может рассматриваться впереди всей планеты».  

В завершение встречи вице-президент компании Intel Уильям Сэвидж отметил разнообразие возможностей российского рынка и его активов, а также поделился своим впечатлением от прозвучавших мнений и планов: «Здесь зарождается российская Силиконовая долина».

Источник: ROCID