20 декабря 2012 г.

Компания Research In Motion, создатель смартфонов Blackberry и сервисов для них, подписала  первое дистрибьюторское соглашение с российской компанией. Дистрибьютором продукции RIM стала компания ASBIS. Эта новость малозначимая только на первый взгляд - для российского рынка достаточно важны как сам прецедент, так и события, которые могут за ним последовать.

Напомним, что платформа Blackberry занимает почетное третье место на мировом рынке смартфонов, по оценкам IDC, на ней построено 4,7% устройств, проданных в 2012 году. Несмотря на активность производителей устройств на платформе Android и на действия Apple, по мнению аналитиков IDC, платформа RIM сохранит свои позиции, как минимум до 2016 года, то есть мировые продажи Blackberry будут расти вместе с быстро расширяющимся рынком смартфонов.

Весь «бум» Windows Phone, который ожидается в следующем году, в лучшем случае  сведется к борьбе с платформой Blackberry за третье место в мировом рейтинге. Причем совсем неочевидно, что в этой борьбе Microsoft со всеми своими партнерами, среди которых Nokia, Samsung, HTC, ZTE и Huawei, одержит вверх над RIM как в наступающем году, так и в обозримом будущем.

Но в России до недавнего времени коммуникаторы Blackberry занимали крайне  малую долю рынка –на уровне статистической погрешности исследований. Причиной тому – повышенная защищенность каналов связи, используемых смартфонами Blackberry. В идеальном варианте эти смартфоны используют для передачи данных в  сеть оператора, на которую «наложена» виртуальная сеть передачи данных Blackberry. Работающие в последней сервисы для корпоративных и частных пользователей (Blackberry Enterprise Service и Blackberry Internet Service, соответственно), обеспечивают повышенную надежность передачи информации, в частности, увеличенную скорость доставки и защищенность канала. Из-за поддержки средств защиты информации сервисами Blackberry поставки смартфонов в Россию были затруднены из-за необходимости получения разрешений в силовых структурах и различных ограничений, что и обусловило  относительно малую доступность смартфонов на этой платформе. Модели Blackberry можно было приобрести  только в розничных сетях операторов «большой тройки».

Сейчас процедура, необходимая для «легализации» смартфонов на российском рынке, несколько упрощена. Правда, она все равно довольно громоздка и не все сервисы BES/BIS доступны для российских абонентов, но у вендора  уже появилась возможность начать поставки  через традиционный канал, выйдя за узкие рамки операторских салонов. Дистрибьюторам и дилерам уже не нужно будет оформлять дополнительную документацию на соответствующий товар в силовых ведомствах, они смогут  торговать смартфонами Blackberry, как гаджетами любых других фирм.

По словам представителей RIM, в результате сотрудничества с ASBIS количество розничных точек продаж смартфонов Blackberry  возрастет «в несколько раз». Хотя Blackberry принято считать устройством для корпоративного рынка, свыше 70% пользователей этих смартфонов, по словам представителей компании, частные лица. Качество сборки, нестандартный на сегодняшний день форм-фактор (предусматривающий наличие аппаратной алфавитно-цифровой клавиатуры), оригинальная платформа, известный бренд, конкурентоспособная цена – все это делает Blackberry незаменимым  для абонентов сотовой связи и, соответственно, для розничных реселлеров.

У платформы же появляется шанс значительно увеличить долю  российского рынка, особенно сейчас, когда модным становится тренд «не иметь iPhone». Конечно, Blackberry не удастся заметно потеснить платформы Android и iOS, но вполне по силам  занять по продажам в РФ третье место,  то, которое платформа занимает на мировом рынке, оттеснив устройства на Windows Phone и на Bada.

Однако для успешного продвижения Blackberry создание традиционного канала – действие необходимое, но не достаточное. Нужна еще большая популяризаторская работа на стыке маркетинга, пиара и промоушена. Чтобы потенциальные пользователи получили – хотя бы в общих чертах – ответы на вопросы о технических особенностях устройств и сервисов Blackberry. Например, чем обусловлено более высокое качество передачи данных для смартфонов Blackberry, подключенных к BES/BIS, особенно в ситуациях с перегруженностью сетей (использованием фирменных протоколов, рассчитанных на особенности беспроводной передачи данных, в то время как прочие девайсы применяют протоколы, некогда созданные для кабельных коммуникаций, где ряд параметров совершенно иные).

Как раскрыть преимущества смартфонов RIM (подключиться по специальным тарифным планам для Blackberry-устройств, которые предлагают  операторы «большой тройки»). Можно ли использовать гаджеты RIM в сетях других российских операторов (да, но подключение к BES/BIS возможно только в сетях «большой тройки», в других сетях смартфоны Blackberry тоже работают, обеспечивая такое же качество передачи данных, как и изделия конкурентов).

Перекладывать эти действия по просвещению рынка на плечи локальных компаний неправильно, особенно если учесть, что у  компании ASBIS сильны позиции в регионах, где ее дилерами являются относительно небольшие компании. Популяризацию нужно вести  системно и централизовано, а на это способен только вендор и его ближайшие партнеры. Будет ли RIM вести такую работу в России или ограничится классическим «box moving» – покажет время.

Источник: Александр Маляревский, CRN/ RE