11 апреля 2013 г.

В 1 квартале 2013 г. мировые ПК-поставки составили 76,3 млн. шт., что на 13,9% ниже по сравнению с тем же кварталом год назад, и хуже прогноза (-7,7%), сообщает IDC. По степени сокращения рынка за год это был худший квартал с тех пор, как IDC начала ежеквартально отслеживать ПК-рынок в 1994 году. Кроме того, это был четвертый подряд квартал снижения поставок по сравнению с предыдущим годом.

Несмотря на некоторое смягчение экономической ситуации и ряд новых моделей ПК с Windows 8, поставки значительно снизились во всех регионах по сравнению с прошлым годом. Поставки мини-ноутбуков, хотя и слабеющие, отсекли большой кусок от нижнего сегмента рынка; планшеты и смартфоны также продолжают отвлекать на себя потребительские расходы. Попытки ПК-отрасли предложить сенсорные функции и ультратонкие системы отчасти натолкнулись на традиционные барьеры цены и закупки комплектующих, а также на слабое принятие Windows 8. ПК-отрасль так и не смогла предложить инновации, которые поставили бы ПК в особое положение среди других продуктов и подтолкнули бы потребителей к их покупке, а вместо этого встречает значительное сопротивление переменам, воспринимаемым как затруднительные или дорогостоящие.

«На данный момент, к сожалению, представляется ясным, что выпуск Windows 8 не только не сумел придать положительное ускорение ПК-рынку, но, похоже, лишь замедлил спрос, - пишет Боб О`Доннелл, вице-президент программы, Clients and Displays, IDC. - Хотя некоторые потребители оценили новые форм-факторы и сенсорные возможности Windows 8, радикальные перемены в ГИП, устранение знакомой кнопки Пуск и затраты, связанные с сенсорным экраном, сделали ПК менее привлекательной альтернативой "заточенным" планшетам и другим конкурирующим устройствам. Компании Microsoft придется принять довольно-таки трудные решения, двигаясь дальше, если она хочет помочь вновь возродить ПК-рынок».

Влияние слабого спроса еще больше усугубилось попытками перестройки и реорганизации в HP и Dell. Lenovo остается приятным исключением и продолжает осуществлять свою твердую наступательную стратегию. Вендоры среднего и нижнего эшелона также не могут выявить сегменты роста в США. Одной из наиболее пострадавших групп являются сборщики собственных систем, которые претерпевают консолидацию, и это влияет на поставки и на сектор дистрибуции.

«Хотя сокращение поставок не было неожиданным, величина этого сокращения впечатляет и беспокоит, - пишет Дэвид Дауд, директор исследования, Personal Computing, IDC. - Отрасль на серьезном перепутье, и должны быть приняты стратегические решения: как конкурировать с распространением альтернативных устройств и удержать интерес потребителей. Вендорам придется пересмотреть свою организационную структуру и обратиться к стратегиям [пробуждения] рынка, а также к своей цепочке поставок, дистрибуции и портфелю продуктов перед лицом сокращающегося спроса и надвигающейся консолидации».

Основные результаты по EMEA

Как и ожидалось, регион  оставался под давлением в 1 квартале, показав более сильный двузначный спад, чем прогнозировалось. В потребительском сегменте результаты были ниже ожиданий, так как сохранялась слабость спроса ввиду дальнейшего сдвига к планшетам и остающегося давления на бюджеты. Отклик рынка на Windows 8 и устройства с сенсорным экраном оставался слабым, что вело к осторожным запродажам от большинства вендоров. Поставки в коммерческом сегменте оставались сдержанными, как и прогнозировалось, ввиду сохраняющегося экономического давления и отсутствия крупных обновлений ИТ.

Основные результаты по вендорам

HP оставалась вендором №1, но продемонстрировала значительный двузначный спад поставок после того, как агрессивный 4 квартал удержал рост нейтральным в течение праздников. Мировые поставки HP в 1 квартале упали на более чем 23% по сравнению с прошлым годом; значительный спад наблюдался во всех регионах, так как внутренняя перестройка в компании продолжала влиять на коммерческие продажи. HP сохранила свои ведущие позиции в США, но объем поставок снизился здесь на 22,9% по сравнению с прошлым годом.

Lenovo оставалась на втором месте по мировому объему поставок и почти ликвидировала отставание от HP. Компания продолжала опережать рынок, заметно увеличив поставки со своей наступательной стратегией. В США Lenovo опережала рынок, показав двузначный рост за год на фоне двузначного сокращения рынка в целом. Однако поставки в Азиатско-Тихоокеанском регионе снизились, так что общий рост компании был нейтральным.

У Dell поставки снизились на более чем 10% в мире и на 14% в США. Компания продолжала сталкиваться с острой конкуренцией и страдала от неясности, связанной с направлением ее будущих перемен. Тем не менее, спад поставок был меньше, чем в последние несколько кварталов, и продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе вернулись к положительному росту.

Acer Group продолжала наблюдать существенное снижение поставок во всех регионах. Являясь лидером производства мини-ноутбуков, компания была особенно подвержена спаду спроса на эти системы. Слабый рост в потребительском сегменте и СМБ также сказался на общей картине. По сравнению с предыдущим кварталом, доля рынка Acer в 1 квартале чуть выросла до 8,1% с прежних 8,0% в 4 квартале 2012 г., остановив сокращение ее доли рынка.

ASUS имел некоторый рост в США, но показал существенный спад в EMEA и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Значительный скачок поставок в регионе во второй половине 2012 г. уступил место сдержанному росту ввиду ослабления спроса.

Apple выглядела лучше, чем рынок США в целом, и всё же поставки упали, так как ее собственные ПК также испытывают конкуренцию со стороны iPad.

Toshiba также имела снижение поставок в США, но выглядела лучше рынка в целом, несколько выиграв от перемен, затронувших лидеров рынка HP и Dell.

Источник: IDC