23 июля 2013 г.

Валерий Шандалов, Группа Optima
О ситуации на российском ИТ-рынке вообще и в отдельных его сегментах, о значимости макроэкономических факторов для функционирования ИТ-рынка, рассуждает Валерий Шандалов, президент Группы Optima.

CRN/RE: Ощущается ли стагнация ИТ-рынка, связанная с ухудшением макроэкономической ситуации? Насколько пострадают системные интеграторы?

Валерий Шандалов: Зависимость ИТ-рынка от макроэкономической ситуации – очевидный факт: когда экономика растет, опережающими темпами растет и ИТ-рынок, когда она замедляется, тормозится развитие рынка. Но если от общего перейти к частному, то можно увидеть, что наиболее уязвимый сегмент – это простые дистрибьюторы, а наименее уязвимый – крупные системные интеграторы, но только те из них, кто способен предложить максимально кастомизированные услуги и у кого в портфеле есть собственные конкурентоспособные решения. Потому что замедление экономики неизбежно приводит к коррекции крупных инвестпрограмм, и заказчики, которые все же что-то автоматизируют, в первую очередь заинтересованы в снижении издержек. Соответственно, они будут хотеть «больше ИТ за те же деньги». В этой ситуации простое обновление ИТ-инфраструктуры мало кого будет интересовать. Заказчик будет стараться получить от одного и того же интегратора инфраструктуру, сервисное обслуживание и собственные отраслевые решения – все в одном флаконе. Из всех сегментов рынка ИТ лучше всего себя будет чувствовать системная интеграция.  Это традиционный драйвер рынка, на ее долю приходится почти 30% всех ИТ-услуг. И нет ни одной макроэкономической тенденции, способной изменить это соотношение.

CRN/RE:  Каковы основные требования, которые сегодня заказчик предъявляет к  интегратору?

В.Ш.: Появление инсорсеров, обслуживающих интересы крупных заказчиков, а также отсутствие свободных средств в больших объемах привело к тому, что подход к интеграторам и предоставляемым ими услугам изменился. В результате, скажем, простой перевод в штат интегратора ИТ-специалистов заказчика, а на баланс интегратора его же ИТ-инфраструктуры – уже почти неработающая модель. Заказчик заинтересован в том, чтобы интегратор выстроил ему инфраструктуру на собственные деньги, заложив эту стоимость в цену, и далее занялся ее обслуживанием и развитием. Проекты все чаще и чаще осуществляются на деньги исполнителя, а не заказчика. Понятно, что это означает конкуренцию интеграторов не просто в части наличия у них свободных средств, но и конкуренцию в части наличия у них собственных конкурентоспособных отраслевых решений, потому что именно такое решение может быть точкой входа к заказчику, которая потом позволит реализовать комплексный большой проект. Время нишевых решений и системных интеграторов с ограниченным набором компетенций прошло.  

CRN/RE:  Как вы оцениваете российские перспективы облачных сервисов?

В.Ш.:  «Облачные» технологии, безусловно, в ближайшие годы сыграют большую роль в развитии ИТ-аутсорсинга. Наряду  с арендой вычислительных мощностей и  co-location это, наверное, сегодня наиболее перспективный аутсорсинговый сервис. Наибольший интерес к «облакам» испытывает средний бизнес. Крупный пока что относится к ним несколько настороженно: градус дискуссий о безопасности «облаков» сейчас очень высок. Поэтому перспективы облачных технологий неотделимы от развития рынка информационной безопасности.

CRN/RE:  Какова специфика российского рынка ИБ?

В.Ш.:   Когда мы в прошлом году совершали сделку с компанией Khaoticen, в результате которой в структуре холдинга появилась компания Optima Infosecurity, мы намеренно выбрали европейского поставщика и интегратора решений в области ИБ: российский рынок информационной безопасности еще молод и недостаточно насыщен передовыми решениями, тогда как российские хакеры вполне выдерживают международную конкуренцию. Другое дело, что ни в одной стране мира информационную безопасность невозможно обеспечить только техническими средствами. Человеческий фактор имеет огромное значение: около 50% всей статистики по утечке информации обеспечивают невнимательные сотрудники, не знающие элементарных правил.  Неслучайно на Западе ИТ-отделы крупных корпораций постоянно проводят тренинги по повышению корпоративной культуры именно в части информационной безопасности. Там есть специальные консалтинговые сервисы, оказываемые компаниями, специализирующимися в области ИБ. Все это российскому рынку еще только предстоит осваивать.

CRN/RE: В какую сторону будет развиваться рынок ИТ  вне зависимости от макроэкономической ситуации?

В.Ш.:  Если в двух словах, то все, что может быть автоматизировано, будет автоматизировано. ИТ снижает уровень влияния человеческого фактора, а значит, снижает издержки. Этот принцип действует повсюду – от нефтегазового комплекса до жилого дома. Система управления трубопроводами автоматизирует транспорт энергоресурсов, что особенно важно для нашей страны, с ее тысячекилометровыми расстояниями и часовыми и климатическими поясами. А если есть Smart Grid, то не нужно снимать показания со счетчика, следить за соблюдением лимитов потребления электроэнергии, ловить тех, кто эту электроэнергию ворует, и выполнять массу другой работы, которой сегодня заняты люди. Умная система будет делать все сама. Умные системы освещения, инженерные системы зданий и сооружений, системы безопасности и множество других систем будут делать каждая свою работу:  сами включать и выключать свет, эскалаторы, открывать и закрывать шлагбаумы и т.д.  Иными словами, если газ стремится заполнить весь свободных объем, то ИТ будут стремиться автоматизировать все возможные процессы. И влияние макроэкономических факторов может быть здесь самым неожиданным. С одной стороны, замедление экономики предполагает секвестр ИТ-бюджетов, с другой, ИТ-решения, которые позволяют сэкономить, с каждым днем востребованы все больше, и макроэкономические проблемы только подстегнут интерес заказчиков. Главное – рассматривать не только краткосрочные перспективы, но и среднесрочные и тем более долгосрочные.

Источник: CRN/RE