13 ноября 2013 г.

Очки со встроенным дисплеем (smartglasses), такие как Google Glass, заставляют ИТ-директоров по-новому взглянуть на воздействие  носимой электроники на корпоративную среду. По мнению Gartner, очки с дисплеем могли бы повысить продуктивность работы в таких вертикалях, как промышленное производство, обслуживание на местах, розничная торговля и здравоохранение.

«Очки с "расширенной реальностью" (AR) и встроенной (head-mounted) камерой могут повысить эффективность технического персонала, инженеров и других работников, занятых техобслуживанием оборудования в здравоохранении и на производстве, - пишет Анджела Макинтайр, директор исследования Gartner. - В ближайшие три-пять лет… наверно, больше всего выиграет от очков с дисплеем обслуживание на местах, где прибыль может вырасти на 1 млрд. долл. ежегодно. Самую большую экономию в этой сфере принесет более быстрая диагностика и устранение неполадок без необходимости дополнительной отправки специалистов на отдаленные объекты».

Наголовные дисплеи-очки всё еще остаются новой технологией – они имеются в  менее 1% компаний в США, но Gartner прогнозирует, что через пять лет эта цифра может возрасти до 10%. Речь идет о компаниях с выездным персоналом, занятым обслуживанием на местах, или инспекторами. Появление сравнительно недорогих, потребительских модификаций таких очков еще больше ускорит их распространение, так что через 10 лет, наверно, половина компаний, которые могли бы выиграть от их использования, будут выдавать их по крайней мере некоторым своим работникам.

Спрос на очки с дисплеем будет расти  медленно: всё зависит  прежде всего от приложений и услуг, предназначенных специально для них. Тем не менее, в ближайшие пять лет экосистемы будут развиваться, накапливая всё больше приложений для выполнения конкретных задач с использованием наголовных дисплеев-очков, и ИТ-подразделения начнут предоставлять их более широкому кругу работников.

Gartner ожидает, что такие видеоочки будут востребованы в основном в тяжелой промышленности и нефтегазовой отрасли, поскольку присутствие AR даст возможность обучать  в процессе работы - как произвести ремонт оборудования или выполнить производственные операции. Проникновение в другие отрасли - розничную торговлю, продажу товаров народного потребления, здравоохранение - вероятно, будет более медленным; здесь главным преимуществом станет  визуальный  поиск  нужной информации.

В сферы деятельности без «осязаемых» продуктов - страхование, СМИ, банковские услуги - наголовные дисплеи, вероятно, будут проникать слабо. Тем не менее, и тут есть потенциально выигрышные применения. К примеру, страховые агенты могут использовать такие очки, чтобы заснять собственность, которой нанесен ущерб, и потом оценить стоимость замены отдельных частей с помощью визуального поиска. Финансовые учреждения и СМИ могут использовать видеоочки для доставки самой срочной информации по подписке, как того требуют профессиональные интересы.

Gartner ожидает, что некоторые базовые функции очков с встроенным дисплеем помогут привнести больше эффективности в корпоративную среду. Инструкции и иллюстрации, выводимые на наголовный дисплей, дадут возможность работникам выполнить задание, даже если они не помнят все процедуры. Виртуальный помощник на базе таких очков может послужить интерактивным справочным руководством. К тому же такой помощник не занимает  рук, так что работники смогут успешно выполнять задания, в которых у них еще мало опыта, а людям  с небольшими проблемами памяти или нарушениями когнитивных функций наголовный дисплей поможет вспомнить, как что-то делается.

Видеовзаимодействие с экспертами при нахождении на отдаленных объектах поможет быстрее произвести ремонт и сэкономить на расходах, не отправляя других специалистов на места. Работники, находясь у заказчика, смогут взаимодействовать с более опытными коллегами, послать им видео того, с чем они столкнулись, чтобы получить совет, как быстрее диагностировать и устранить неполадки. Следуя этим путем, организации смогут снизить затраты на обслуживание на местах и сократить количество выездов, наняв больше менее опытных исполнителей, которых будут консультировать знающие специалисты, т. е. сэкономить на стоимости рабочей силы.

Переданное с мест видео можно хранить как свидетельство того, что работа была выполнена правильно или что всё было в норме при инспекции. Такие видеозаписи приобретут особую ценность, если заказчик выдвинет обвинения против фирмы, которая его обслуживала. Видеозапись важна и в других областях - для оценщиков страхового убытка или недвижимости, инспекторов строительства и курьеров, которым нужно подтвердить факт доставки.

«На фоне такого  прогресса могут измениться принципы профессионального обучения, с переходом от запоминания последовательности действий к умению пользоваться наголовным дисплеем, получая с его помощью нужную информацию посредством речевых команд, - пишет Тонг Нгуен, главный аналитик исследования Gartner. - Теоретическая подготовка и тесты по содержанию учебных руководств могут быть сведены к минимуму с переносом акцента на практическое обучение "в процессе работы" с использованием очков с дисплеем. Однако это не должно коснуться вопросов безопасности, и работники всё так же должны твердо знать, как правильно использовать оборудование в повседневной практике».

В сфере здравоохранения видеоочки могли бы придать ускорение «дистанционной» медицине (telemedicine) с консультациями специалистов без их непосредственного присутствия. Такие очки могут  направлять действия персонала при выполнении различных процедур и даже операций. Видеоочки могли бы упростить взаимодействие с врачом: пациент предоставляет  свое фото в базу данных врача, и его электронная медкарта будет готова, как только он войдет в кабинет, благодаря идентификации по лицу.

«ИТ-подразделения уже получают запросы - дать рекомендации, следует ли использовать очки с дисплеем на рабочих местах, исходя из связанных с ними преимуществ и рисков, - пишет Макинтайр. - Пришло время, когда ИТ-подразделения должны заново пересмотреть свои политики в отношении личных мобильных устройств (BYOD) с учетом очков с дисплеем: хотя такие очки будут выдаваться тем, кто выполняет определенные виды работ, следует принять во внимание и то  обстоятельство, что сами служащие будут приходить на работу в своих собственных видеоочках».

Источник: Пресс-служба компании Gartner