Все большее число поставщиков закладывают фундамент конвергенции Wi-Fi и сотовой связи. Партнеры в канале также готовятся к переменам, которые ускорят продажи беспроводных ЛВС (БЛВС), систем VoIP, приложений и услуг.

Прозрачная передача вызовов между беспроводными сетями в офисах и дома, хот-спотами и сетями сотовой связи, получившая название конвергенции стационарной и мобильной связи (Fixed-Mobile Convergence, FMC), способна, по словам реселлеров, обеспечить широкое внедрение БЛВС в корпоративной среде.

Компания Aruba Networks уже знает, как будет продвигать FMC на корпоративный рынок, а Cisco Systems готовит канал к поставке сложных многоцелевых решений, включая FMC, и ввела для этого специализацию Master Unified Communications — новую сертификацию верхнего уровня для партнеров в области VoIP. В конце октября прошлого года Cisco объявила также о намерении купить Orative, новичка в области программного обеспечения для мобильной связи, чьи продукты позволят ее клиентам IP-телефонии интегрировать сотовые телефоны с VoIP-платформой Cisco.

Другие поставщики, в частности Meru Networks, Nortel Networks и Trapeze Networks, тоже расширяют свои портфели и готовят VAR’ов к охвату нового рынка FMC.

Перспектива замены беспроводного и сотового телефонов одним мобильным устройством, предоставляющим доступ к корпоративным функциям VoIP и пересылке сообщений, чрезвычайно привлекательна для широкого круга заказчиков. Фирма Chadwick Martin Bailey опросила 110 менеджеров, ответственных за принятие ИТ-решений в компаниях со штатом не менее 1 тыс. человек. 28% респондентов ответили, что более половины сотрудников используют сотовые телефоны для деловых звонков, а 9% сообщили, что для более чем 50% работников мобильный телефон служит главным средством деловой связи.

Концепция FMC сулит также экономию расходов корпоративных пользователей, для которых благодаря VoIP на базе корпоративной БЛВС некоторые звонки станут бесплатными.

«Игрокам канала открыт путь к созданию FMC-решений для своих заказчиков», — сказал Марк Кьюта, старший менеджер по связям с поставщиками, отвечающий за мобильные технологии в Ingram Micro U.S. Эта компания создала в начале ноября 2006 г. новое подразделение мобильных решений, которое поддерживает связь с операторами Verizon Wireless, Sprint/Nextel и Cingular, изготовителями оборудования и независимыми поставщиками ПО, включая Palm, Nokia, Motorola, Research in Motion и Good Technology, и помогает VAR’ам строить беспроводные решения.

Строго говоря, истинная FMC еще не готова, но некоторые из ее составных частей уже созданы. Например, в продажу поступили телефоны, которые могут работать с сотовой сетью и сетью Wi-Fi (их производят i-mate, Motorola, Nokia и Paragon Wireless), и этот рынок будет расти. По прогнозм Infonetics Research, к 2009 г. рынок Wi-Fi-телефонов вырастет до 3,7 млрд. долл. против 125,5 млн. долл. в 2005 г., двухрежимные телефоны принесут до 91% дохода на этом рынке против 42% в 2005 г.

Кроме того, уже сегодня возможно взаимодействие между платформами IP-АТС и сотовыми телефонами. Однако передача вызовов, которая позволит принять звонок по сотовой сети и затем продолжить разговор, переключив его на БЛВС, когда пользователь окажется в зоне действия корпоративной беспроводной сети, еще не стала реальностью.

Этот сценарий потребует объединения усилий производителей БЛВС, систем VoIP и поставщиков беспроводных услуг, причем последним придется, видимо, выбирать между двумя конкурирующими архитектурами — Unlicensed Mobile Access (UMA) и IP Multimedia Subsystem (IMS) — и, вероятно, инвестировать в новую инфраструктуру. T-Mobile USA — один из первых операторов в США, готовых предложить объединенную Wi-Fi/сотовую связь, запустил в конце октября прошлого года новую услугу HotSpot @Home (доступна пока лишь в Сиэтле), которая предоставляет абонентам неограниченный объем переговоров со своих сотовых телефонов через беспроводную сеть. Ожидается, что и другие операторы последуют примеру T-Mobile.

А пока реселлеры могут уже сегодня внедрять корпоративные БЛВС, которые вполне справляются с чувствительным к запаздыванию речевым трафиком, подготовив себя и заказчиков к принятию технологии FMC, когда она станет доступной в полном объеме.

«В ноябре Aruba представила ряд новых функций своей БЛВС-платформы, нацеленных на улучшение характеристик речевой связи через беспроводную сеть», — сообщил Кирти Мелкоут, вице-президент по сопровождению и маркетингу продукта. Эти новшества стали частью пятиэтапного плана совершенствования архитектуры решений Aruba с перспективой предоставить FMC корпоративным заказчикам.

По словам Мелкоута, реселлеры, построив сети, готовые передавать IP-речевой трафик уже сегодня и поддерживать FMC в будущем, смогут использовать новые функции Aruba, в том числе улучшенное качество обслуживания (QoS), расширенные возможности вызова и более быструю его передачу, а также увеличенное время работы от батарей.

«Конкуренты Aruba — Meru и Trapeze — также рекламируют функцию речевой связи в БЛВС. В частности, Meru позиционирует себя как игрока в сегменте VoWLAN, называя QoS и поддержку узлов доступа с высокой плотностью трафика ключевыми функциями пакетной телефонии и FMC», — говорит Майкл Теннефосс, вице-президент по маркетингу.

«Мы постоянно информируем о качестве речевого сигнала и о возможности определения местоположения, что позволяет выбрать наилучший момент переключения с Wi-Fi на сотовую сеть», — сказал он.

«Trapeze сотрудничает с молодой компаний DiVitas Networks, выпускающей контроллер мобильной связи, который стоит сразу за IP-АТС и передает вызовы в беспроводную сеть третьего поколения вне зависимости от оператора», — сообщил Джон Клейдианос, директор Trapeze по техническому маркетингу.

По его мнению, партнеры в канале приступили к изучению предложения DiVitas, с тем чтобы создавать FMC-решения уже сейчас, но более обширных, магистральных внедрений с участием поставщиков беспроводных услуг можно ожидать не раньше чем через год-два.