Все начиналось просто. В конце 80-х годов появились кооперативы, тогда же был создан и кооператив ИВК. Сейчас эта форма организации предприятия почти забыта, но 20 лет назад в слове «кооператив» было что-то от времен НЭПа. Сегодня мы деловито произносим: холдинг, корпорация, ну, в крайнем случае, ПБОЮЛ. А кооператив — это уже в прошлом.

Одним из основателей ИВК был Евгений Новицкий, выпускник МВТУ им. Н. Э. Баумана, а ныне член совета директоров АФК «Система».

Чем только кооператив не занимался: работали на Российской товарно-сырьевой бирже, добывали уголь, поставляли лес, организовали работу нескольких магазинов — М1, «Голден Ринг», U2, приносивших, кстати, немалую прибыль. В магазинах в то время царило засилье западных продуктов и промышленных товаров. Экзотические для конца 80-х годов импортные ликеро-водочные изделия стоили по нынешним меркам безумно дешево (еще не было акцизных марок) и хорошо продавались. От разнообразия колбас, сыров и консервов разбегались глаза...

Григорий Сизоненко

Родился в городе Темрюке Краснодарского края. После восьмилетки поступил в Краснодарский станкостроительный техникум. Как рассказывает Сизоненко, его с детства тянуло к технике, к железу. Тогда же, в техникуме, увлекся спортом: волейбол и ручной мяч остались с ним надолго.

Техникум Григорий Сизоненко закончил в 1977 г. с красным дипломом, его призвали на военную службу, которую он проходил в одной из воинских частей в Подмосковье. Один из его однокашников в армию не попал по состоянию здоровья. Он поступил в МВТУ им. Н. Э. Баумана, а когда приезжал к Григорию по месту службы, то рассказывал ему о ракетах, Королеве, Чeломее.

После армии Сизоненко решил пойти в Бауманское училище — с красным дипломом ему нужно было сдать одну физику. Первые два года в МВТУ были очень непростыми: высшая математика, физика, черчение, начертательная геометрия и т. д. — плюс общественная работа. Его назначили старостой группы и избрали секретарем партбюро курса.

А еще он пошел в интригующую по тем временам секцию каратэ. Занятие боевыми искусствами, несомненно, повлияло на формирование у него таких качеств, как упорство в достижении поставленной цели, гибкость при принятии решений и, главное, умение наступать.

Сизоненко занимался рукопашным боем более десяти лет. Его тренером был Михаил Крысин, легенда отечественного каратэ, ныне президент спортивной ассоциации «Косики каратэ». Коллеги по татами Роман Анашкин и Владимир Зорин стали соответственно президентом и вице-президентом российской федерации КУДО. С ними и другими спортивными единомышленниками Григорий продолжает до сих пор поддерживать дружеские отношения.

Но каратэ не стало профессиональным увлечением Григория Сизоненко: для занятий не хватает времени. По его словам, современному бизнесмену вообще сложно выкраивать время на спорт.

Но все же в основе ИВК лежал другой бизнес.

В кооперативе было направление, сотрудники которого занимались компьютерной тематикой. Сюда и пришел в 1990 г. нынешний генеральный директор компании ИВК Григорий Сизоненко.

Название компании расшифровывается как «Информационная внедренческая компания». Но раньше фирма называлась по-другому: «Информационно-вычислительные комплексы». Как признался Григорий Сизоненко, эта аббревиатура должна была напоминать аббревиатуру IBM. Итакое заявление вовсе не случайно. Кооператив ИВК был одним из первых партнеров IBM на постсоветском пространстве, первым организовал поставки вычислительных машин AS/400.

Да и кто из специалистов в области вычислительной техники или просто инженеров не слышал об IBM? Знающие люди говорили, что наши замечательные машины серии ЕС — аналог компьютеров американской корпорации.

Что же привело Григория Сизоненко в бизнес? В 1985 г. он окончил МВТУ им. Баумана по специальности «летательные аппараты». Профильной кафедрой заведовал академик В.Н. Челомей. Это было одно из немногих учебных заведений, где готовили тех, кто «делает ракеты». В институте Григорий много занимался общественной работой, и после получения диплома его избрали председателем профкома студентов МВТУ. Это была оплачиваемая должность, ведь профсоюз насчитывал более 10 тыс. членов. А в 1988 г. он стал заместителем секретаря парткома МВТУ по идеологии.

Рассказывая о людях, которые в конце 80-х пришли в бизнес, мы всем задаем вопрос — насколько это было трудно психологически? Некоторые кидались в кооперативы из своих НИИ и КБ, как в бурлящую воду, ощущали себя при этом чуть ли не криминальными элементами.

У Сизоненко все происходило так. Шла вторая половина 80-х годов. Перестройка и гласность Горбачева кружили народу голову. Сегодня много написано о том времени. Но тогда все происходило впервые, все было в диковинку. В общежития института стали приезжать разные люди, говорить о таких вещах, которые раньше были под запретом. В числе таких гостей оказалась и Валерия Ильинична Новодворская. И с ней требовалось дискутировать. Как рассказывает Григорий Сизоненко, для таких дискуссий направлялись специально обученные комсомольцы и партийные работники. Но дискуссий не получалось, спорить с Новодворской было просто невозможно. Тем более что партийным работникам приходилось говорить, как правило, только лозунгами.

При прежнем порядке Григорий понимал, что и как нужно делать, но теперь этот порядок был нарушен. Он пришел к секретарю парткома и сказал: «Я больше не могу работать». И услышал в ответ: «Если бы я был в твоем возрасте, то занялся бы коммерцией».

Григорий так и поступил. И не было отчаяния, никаких особых переживаний. Ведь он прошел школу жизни, которая приучила его к гибкости, к рациональному и неромантизированному взгляду на окружающий мир. Возможно, сказалась и спортивная закалка — «Мяч в игре, нужно биться за победу».

Как только Сизоненко устроился на работу в кооператив, сразу появились приличные деньги. Причем такие, что раньше ему и не снились. Вспоминает о том периоде Григорий так: «Время было такое, что один персональный компьютер стоил, как пять или шесть «Жигулей» или четыре «Волги». Продавали и мэйнфреймы, и настольные компьютеры IBM, и ПК из Сингапура. Крупных поставок, правда, не было. Речь шла о десятках машин, но денег они стоили огромных. Казалось, что в то время компьютеры продавала и покупала вся страна».

Помимо компьютерной тематики появилась возможность заниматься множеством других бизнес-проектов. Сизоненко возглавлял на РТСБ брокерскую контору, участвовал в организации логистической цепочки по продаже угля из шахт и разрезов Кемеровской области на Запад.

В 1992 г. было принято решение построить свой завод по производству компьютеров. Достигли договоренности с руководством завода им. Войкова о перепрофилировании одного из цехов, разработали проект, заказали оборудование.

Но здесь судьба в очередной раз свела ИВК с IBM. В начале 90-х годов российское представительство IBM возглавил бывший ректор МВТУ им. Баумана космонавт А.С. Елисеев. По его рекомендации IBM стала присматриваться к зеленоградскому заводу «Квант» с целью организации на нем производства собственных компьютеров и мониторов. Именно в IBM посоветовали руководству ИВК обратить внимание на это предприятие, и это во многом определило судьбу компании на долгие годы.

Осмотрев производственные цеха завода и недавно установленные (еще в упаковке) сборочные линии, в ИВК поняли, насколько перспективен «Квант», и, свернув проект на заводе им. Войкова, приняли решение инвестировать в зеленоградское производство.

Вскоре было объявлено о победе ИВК в инвестиционном конкурсе и приобретении 20% акций предприятия. После выполнения инвестиционной программы пакет акций был увеличен до контрольного. В планы ИВК входила задача поддержки и развития производства российских компьютеров, поэтому приобретение контрольного пакета, на взгляд специалистов ИВК, было вполне оправданно.

Правда, некоторые компании пытались заработать на акциях и блокировать приобретение контрольного пакета, но в сложной юридической борьбе справедливость восторжествовала.

На «Кванте» в двух сборочных цехах во времена Советского Союза предполагалось выпускать 1 млн. компьютеров в год. В одном цехе использовались роботы-кары, второй был оснащен конвейерами (обе линии компании Daefuku). Поскольку заводское оборудование должно загружаться полностью, на «Кванте» было организовано производство не только компьютеров IBM и ИВК, но и техники «Виста», R&K, компании «Ток» и некоторых других.

1993 г. в ИВК считают годом широкого выхода продукции на российский рынок и, что очень важно, — годом рождения марки ИВК. Как подчеркивает Григорий Сизоненко, тогда это была единственная российская компания, которая выпускала продукцию с русскоязычным брендом. Важным было и то, что ИТ-рынок лишь начинал формироваться, и можно было достаточно легко найти свою нишу. Очень многие тогда сделали ставку на массовую сборку и продажу недорогой техники из дешевых комплектующих. Это давало быстрый рост оборота, но выводило на тернистую дорогу с острой конкуренцией, возможным снижением прибыли, резкими поворотами, поиском новых поставщиков дешевых комплектующих и рынков сбыта. «К тому же потребителя дешевой техники нужно было не то чтобы обманывать, но хотя бы чего-то ему недоговаривать. А нам этого делать совсем не хотелось», — вспоминает Сизоненко.

Выпуск продукции низкого качества из дешевых комплектующих не вдохновлял и других сотрудников ИВК, как однокашников Григория Сизоненко, так и выпускников других технических вузов — МФТИ, МИФИ, факультета ВМК МГУ. «Вокруг меня были классные технари», — подчеркивает Сизоненко.

Большинство сотрудников уже успело поработать в «почтовых ящиках», у них были соответствующие связи. И тогда в ИВК решили предложить свои услуги по поставке вычислительной техники Министерству обороны, которое, естественно, предъявляло к продукции особые требования. Чтобы им соответствовать, надо было создать особые условия производства, тестирования и приемки продукциии.

«Мы пришли в Минобороны. Нас принял Виктор Иванович Баженов, заместитель начальника Управления связи Вооруженных сил. Он дал понять, что министерство хочет получить качественную технику отечественного производства», — рассказывает Сизоненко.

Но специалисты организаций Минобороны уже успели привыкнуть к продукции IBM, HP, Digital...

Поэтому от ИВК требовалось наладить производство надежной, качественной техники, способной стать реальной альтернативой зарубежным брендам. Григорий Сизоненко полагает, что это было серьезное стратегическое решение, обеспечившее будущее компании.

Он рассказывает, что именно в то время его заместителем стал генерал Василий Александрович Пожарский, ранее связанный с одним из главных управлений Генерального штаба. Именно он жестко и последовательно проводил в компании линию производства качественной техники.

О контроле и тестировании компьютеров ИВК на «Кванте» хорошо известно. И о входном контроле комплектующих, и о проверке готовых изделий, и о знаменитой термокамере, где испытывались изделия.

На «Кванте» собирали технику разных компаний, и к ней предъявлялись различные требования. В ИВК, например, использовали промышленную систему тестирования, где можно испытать каждый элемент до пяти раз и продержать изделие в термокамере до 48 ч. В Министерстве обороны, ознакомившись с условиями производства, решили, что компьютеры с такой системой подбора комплектующих, тестирования и контроля готовой продукции полностью удовлетворяют их требованиям, и внесли ИВК в свой реестр поставщиков.

Под влиянием требований заказчика у компании появился свой подход к производству. В частности, задумались и об отечественных комплектующих. Более того, предполагалось, что можно будет со временем выпустить «полностью российский компьютер». В ИВК создали свое конструкторское бюро, где, в частности, был разработан источник питания, сертифицированный компанией Schaffner intepro. Но производить его на наших предприятиях оказалось нерентабельно. Пытались делать отечественные корпуса, но, как оказалось, это тоже не имело особого смысла.

Надо сказать, что в середине 90-х годов в ИВК разработали ряд технических проектов, так и не получивших практического развития. Например, было задумано производство спутниковых антенн, документация на эти изделия была подготовлена в КБ ИВК. Но их производство также оказалось нерентабельным. По словам Сизоненко, этот проект был преждевременным.

Было запланировано и строительство завода по производству пластиковых карточек, даже выбрали место для стройплощадки. Но и это все осталось на бумаге.

В 1995 г. ИВК начала подготовку выпуска портативных ПК. Предполагали наладить серийное производство, но вновь неудача. Стоит отметить, что в то время не только у ИВК появлялись идеи о массовом производстве компьютеров для обычных пользователей, для школьников и студентов. Но платежеспособный спрос населения тогда был невысок, да и знаний в области ИТ многим недоставало. К тому же специалистов ИВК не удовлетворяло качество поставляемых для ноутбуков комплектующих, приходилось устранять множество неисправностей.

На заводе «Квант» изготовили около тысячи портативных компьютеров, больше выпускать не стали, собранные устройства удалось распродать.

Григорий Сизоненко вспоминает еще одно направление работы — ИВК принимала участие в конверсионной программе «Старт-1», связанной с баллистическими ракетами средней дальности.

Также в начале 90-х годов компания занялась проблемами медицинских учреждений. Специалисты ИВК разработали и предложили рынку систему «Медос» для организации документооборота в медицине. Система была установлена бесплатно в одной из поликлиник Сочи, но дальше дело не пошло, так как российские медицинские организации оказались неплатежеспособными.

Ключевым направлением стало производство качественной компьютерной техники, в первую очередь для заказчиков из госсектора.

В проспекте ИВК, выпущенном в 1994 г., компания названа концерном — многопрофильной финансово-промышленной группой. Указано, что концерн объединяет ряд совместных предприятий, АО, фирм. Среди направлений деятельности — электронно-вычислительная техника, программное обеспечение, спутниковая связь, пластиковые карточки.

В периодических изданиях того времени оборот компании оценивался более чем в 100 млн. долл.

Многие компании, создававшиеся в конце 80-х, постепенно исчезли, но бренд ИВК сохранился. В середине 90-х часть бизнеса ИВК слилась с АФК «Система», многие сотрудники перешли в новую структуру, а Евгений Новицкий ее возглавил.

В справочнике «Кто есть кто на компьютерном рынке России» позже появятся три компании с аббревиатурой ИВК: ИВК, «ИВК Системс» (продукция IBM и оборудование для автоматизации финансовой деятельности) и «ИВК-Энтерпрайз» (копировальная и другая офисная техника). Все эти фирмы отпочковались от концерна ИВК, но никто не претендовал на приоритетность названия.

И только в 1996 г. была образована та ИВК, генеральным директором которой стал Григорий Сизоненко.

Многое изменилось с тех пор, но ИВК жива и «мяч по-прежнему в игре».