На прошедшей недавно в Санкт-Петербурге выставке "Norwecom" были широко представлены местные поставщики услуг Internet. Один из них - компания "Web-Plus", по оценке местных наблюдателей, проводит наиболее агрессивную маркетинговую политику. На вопросы корреспондента CRN/RE отвечает менеджер отдела продаж компании "Web-Plus", входящей в холдинг "Телекоминвест", Андрей Жамойдо.

CRN: Охарактеризуйте, пожалуйста, рынок услуг Internet в Санкт-Петербурге.

А.Ж.: В Питере рынок провайдеров сформировался давно и был устойчив, по сути, вплоть до прошлого года. Три-четыре лидера (Nevalink, Peterlink и др.) и ограниченное число небольших провайдеров. В середине 1996 г. начался приток крупных денег в сферу услуг Internet в Петербурге. С 1 сентября начали подключать абонентов мы, "Web-plus" - компания, входящая в холдинг "Телекоминвест" (помимо "Web-plus" в него входят также компании сотовой связи "Альфа-Телеком", "Бета-Телеком", "North-West GSM", пейджинговая "NEDA-Paging" и др.). Спустя еще полтора-два месяца начала свою деятельность дочерняя компания "Metroсom" - Conway Internet service.

В целом рынок весьма динамичен. Появилось большое число фирм, которые я бы назвал мини-провайдерами - "Элгресс", "Адмирал" и т. д. Лично мне не совсем понятно, с какими каналами коммуникаций они работают, какое оборудование используют, но и их присутствие на рынке заметно.

Обострение конкуренции приводит к постепенному снижению цен. Пока речь не идет о подключении клиентов в режиме "unlimited" со взиманием только ежемесячной абонентской платы, но почасовые расценки снижаются.

CRN: Каковы сейчас тарифы?

А.Ж.: Средняя цена абсолютно одинакова у всех - 2 долл. в час с учетом НДС днем и ночью. Разницы между дневным и ночным тарифом нет, поскольку мы считаем более принципиальной возможность получения услуги в тот момент, когда она нужна. Я могу сделать ночной тариф 0,5 долл. - пожалуйста, звоните. Но это приведет к тому, что линии окажутся переполнены, люди станут жаловаться, что не могут дозвониться, и в итоге упадет качество сервиса. Здесь приходится балансировать на какой-то грани. Сейчас мы увеличиваем наш модемный пул еще на 60 линий для абонентов ПТС (Петербургская телефонная сеть - предприятие, аналогичное МГТС. - Прим. ред.), и чтобы задействовать эту систему, мы, вероятно, пойдем на снижение расценок.

Разброс же цен по городу таков: от 2,4 до 1,2 долл. в час днем, а ночью - от 2 до 0,9 долл.

CRN: А по выделенным линиям?

А.Ж.: По выделенным линиям мы осуществляем подключение с использованием цифровых линий компании "ПетерСтар", входящей в тот же холдинг "Телекоминвест", что и мы. Надо отметить, что недавно фирма "ПетерСтар" пошла навстречу нашим рекомендациям и снизила тарифы на прокладку цифрового канала. По сравнению с другими поставщиками сейчас весь комплекс услуг мы предлагаем по вполне приемлемой цене.

CRN: Практикуется ли в Санкт-Петербурге, и в частности вашей компанией, прямое шлюзование с цифровыми каналами других компаний?

А.Ж.: Вы имеете в виду использование технологий X2 и им подобных? Реально безопасно мы можем это делать только на АТС "ПетерСтар". Для абонентов ПТС приходится составлять карту: АТС 110 - можешь работать, АТС 460 можешь, а вот если декадно-шаговая - ничего не получится. "ПетерСтар" это планирует вводить так же, как и доступ ISDN. 1 апреля "Петер Стар" начинает эксплуатацию ISDN, соответственно и мы будем это делать.

CRN: Сколько в Санкт-Петербурге абонентов, имеющих доступ в Internet с почасовой оплатой?

А.Ж.: Точно сказать сложно - часть подключений предоставляют своим студентам вузы, кто-то подключен через локальные сети... Круг потребителей услуг Internet в Санкт-Петербурге сегодня можно оценить ориентировочно в 10-15 тыс. человек. Среди них - (наследие прошлого) - много абонентов UUCP, которые пользуются только электронной почтой.

Мы хотим переломить ситуацию. Наша ценовая политика построена таким образом, что основная услуга - это доступ в Internet, а услуги UUCP - уже дополнительные. Поэтому у нас чисто "почтовых" подключений не больше 5%, а в целом по городу среди других провайдеров порядка трети, а может быть, даже и половина.

CRN: Каковы темпы роста клиентуры Internet в Петербурге?

А.Ж.: Сравнительно молодые и энергичные провайдеры ежемесячно на четверть увеличивают свою клиентуру.

Что касается нашей фирмы, то общее число абонентов "Web-Plus" больше 1300, что для сравнительно недавно стартовавшей фирмы много. Впрочем, сейчас рост несколько замедляется - на сегодня приблизительно 250 новых подключений в месяц.

CRN: Планируете ли вы вводить услуги абонентской оплаты доступа к Intеrnet?

А.Ж.: Собственно, для абонентов "ПетерСтар" такая услуга у нас есть сейчас - ее стоимость 40 долл. в месяц. Аналогично предполагается оплачивать услуги ISDN, но сумма, конечно, будет более значительной.

CRN: Чьи оптоволоконные линии используют питерские ISP?

А.Ж.: Это могут быть линии "Ленэнерго", но эта компания, как правило, дает только оптоволоконную линию, а оборудование устанавливает провайдер; используются также каналы "Метроком" и "ПетерСтар". Сравнивая цены на цифровые каналы, должен отметить, что петростаровские дешевле. Впрочем, большая часть наших выделенных подключений осуществляется не по оптоволоконным, а по обычным проводным линиям, по крайней мере "последняя миля". Это дешевое и вполне технологичное решение. У "ПетерСтар" на каждой АТС есть свое оборудование, дальше они дотягивают двухпроводные модемы General Datacomm. Это оборудование позволяет достичь пропускной способности до 2 Мбит/с.

CRN: Остро ли в Питере стоит проблема "последней мили"?

А.Ж.: Особых жалоб нет. Бывают, но это, скорее, ЧП.