Очередной, 18-й, форум компании Alcatel-Lucent прошел в парижском Дворце конгрессов. Это мероприятие традиционно привлекает многочисленных участников и гостей, которых с каждым годом становится все больше. В 2008 г. для участия в форуме зарегистрировались 7,5 тыс. человек из нескольких десятков стран. Это специалисты компаний-партнеров, внедряющих информационные системы на базе продуктов Alcatel-Lucent, игроки канала сбыта, разработчики решений, эксперты и аналитики, а также многочисленные заказчики и потенциальные клиенты. Годом ранее форум посетили 7 тыс. человек.

Как отмечают представители вендора, мероприятие было посвящено исключительно корпоративным решениям и технологиям. Оно так и называлось — Alcatel-Lucent Enterprise Forum. Надо отметить, что корпоративный рынок стал для вендора стратегически важным направлением деятельности. Сегодня бизнес компании уже опережает рост рынка в таких сегментах, как системы передачи данных, телекоммуникационные сервисы, центры обработки вызовов, а в ряде стран объемы поставок решений по передаче данных превзошли объемы традиционной продукции Alcatel — телефонных систем. «Мы видим, что новое поколение пользователей оказывает сильное влияние на технологии бизнеса, — заявил Том Бернс, главный управляющий производственной деятельностью подразделения Enterprise Business Group компании Alcatel-Lucent. — Ключевая задача сегодня — обеспечить предприятия современными коммуникационными решениями. Все активнее используются беспроводные коммуникации, системы мгновенного обмена сообщениями. Пользователям нужен постоянный доступ к информации и сервисам».

Представители московского офиса Alcatel-Lucent добавили, что в нашей стране продажи решений по передаче данных за последние 5–6 лет значительно увеличились, рост составил несколько сотен процентов. Высокий спрос на эти системы объясняют тем, что продукты Alcatel-Lucent созданы на базе открытых стандартов, и это гарантирует легкость интеграции систем в рамках единой информационной инфраструктуры предприятия. Кроме того, в нашей стране не так много старых, унаследованных решений, чаще системы разворачивают «с нуля», что упрощает процесс их инсталляции.

В нынешнем году организаторы конференции решили сосредоточиться на демонстрации новых технологий и решений, повышающих эффективность предприятий всех масштабов — от малых фирм до крупных корпораций (по классификации Alcatel-Lucent, к малым относят компании, численность персонала которых не превышает 100 человек; к средним — фирмы, где работает от 100 до 1 тыс. сотрудников; компании, штат которых превышает 1 тыс. человек, считаются крупными). Также обсуждались перспективные разработки и вероятные направления развития телекоммуникационной отрасли.

Такой формат мероприятия был выбран неслучайно: завершив долгий и сложный процесс объединения, обновленная Alcatel-Lucent смогла предложить рынку весьма широкий ассортимент продукции. Но организаторы форума справедливо решили, что показать все устройства, находящие применение у корпоративных заказчиков, вряд ли возможно даже на такой крупной и представительной конференции, как парижская. Да и нужды в этом нет — клиентов интересуют законченные решения, а не их отдельные компоненты.

Список решений, представленных Alcatel-Lucent и более чем пятьюдесятью ее партнерами, охватывал практически все области корпоративных инфокоммуникационных технологий. Посетители могли ознакомиться с современными подходами к построению IP-инфраструктуры, передовыми средствами и технологиями передачи и хранения данных, мобильными и беспроводными решениями, контакт-центрами, системами, обеспечивающими сетевую и информационную безопасность, решениями в области групповой работы и др. Значительная часть представленных разработок рассчитана на применение в таких областях, как розничная торговля, финансовый и банковский секторы, предприятия транспорта, государственные учреждения, производство, здравоохранение. Повышенный интерес посетителей вызвали решения, позволяющие разворачивать полноценные мобильные сети, поддерживающие практически все сервисы по передаче данных и аудиовидеоинформации в условиях катастроф, стихийных бедствий, военных конфликтов.

Как подчеркнули специалисты Alcatel-Lucent, на сегодня одна из приоритетных задач, стоящих перед разработчиками, — предоставить небольшим компаниям те же сервисы, которые получают крупные корпорации. Малому бизнесу не меньше, чем большим фирмам, нужна конференц-связь, возможность подключать удаленные офисы, требуется обеспечить работу сотрудников, находящихся в командировках, и т. д. И все эти решения должны гарантировать принятый уровень безопасности. Кроме того, решения для СМБ должны быть простыми в инсталляции и эксплуатации, чтобы их работу мог поддерживать даже не системный администратор, а просто грамотный пользователь. И конечно, они должны быть по карману небольшим фирмам.

Единым стержнем, объединяющим реш ения для компаний разного масштаба, стала концепция динамичного предприятия — Dynamic Enterprise. Основные положения этой концепции изложила в своем докладе Патриция Руссо, главный управляющий Alcatel-Lucent. По ее словам, основной отличительный признак динамичного предприятия — способность адаптироваться к быстроменяющейся рыночной ситуации. Руссо назвала четыре ключевых фактора, определяющих динамичность предприятия: организация бизнес-процессов, вычислительная и сетевая инфраструктура, специалисты и, наконец, самый важный, по мнению главы Alcatel-Lucent, фактор — знания, накопленные в компании. Ее точку зрения разделяют и другие эксперты. Они уверены, что важнейшим конкурентным преимуществом является способность организации накапливать, аккумулировать и организовывать обмен знаниями между сотрудниками. Эта задача — самая сложная. Как утверждают аналитики, структурировано и помещено в специальные базы не более 20% накопленных знаний. Львиная же доля накопленной за годы работы предприятия информации хранится в головах сотрудников, и их ценный опыт никак не формализован и нигде не зафиксирован. Понятно, что сложившаяся ситуация тормозит работу любой компании, поскольку на решение того или иного вопроса требуется время, порой немалое. А время в бизнесе — ценнейший ресурс и важное конкурентное преимущество. Кто первым предложит нужное решение или выполнит проект — тот и получит заказ.

Но как извлечь и аккумулировать нужные знания? Эксперты обратили взор на набирающую обороты концепцию Web 2.0. Современный Интернет все больше превращается из средства доставки контента в средство обмена знаниями. И все больше Сеть становится универсальным средством групповой работы, поиска, доставки информации о себе и своих достижениях всему миру, коллегам, пользователям.

Вывод, который делают в Alcatel-Lucent, прост: чтобы «сжать» время, стать более динамичным, надо обеспечить хранение нужной информации и организовать быстрый доступ к ней. А для этого нужна современная инфокоммуникационная система. Alcatel-Lucent отводит себе роль поставщика оборудования и решений для таких систем. «Объемы передаваемых данных, голосовой и видеоинформации быстро растут, — сказал Юбер де Пескидо, президент подразделения Enterprise Business Group компании Alcatel-Lucent. — Трафик — это здоровье и долговечность бизнеса».

Патриция Руссо отметила, что эффективность работы тех, кто имеет доступ к коллективным знаниям, уже получила наглядное подтверждение. Всем хорошо известен, например, такой сервис, как Wikipedia. «Интеграция сетей, специалистов, процессов и коллективных знаний, обеспеченных коммуникациями, создает динамичное предприятие, где нет барьеров на пути к знаниям и нет препятствий, сдерживающих рост бизнеса», — подчеркнула она.