«Подарок тождественен мне, увлеченный всепожирающей метонимией, регулирующей воображаемую жизнь, я целиком переношу себя в него... Подарок — это касание, чувственность, ты прикоснешься к тому, к чему касался я, нас объединяет некая третья кожа...»
Р. Барт. «Фрагменты речи влюбленных»

Во многих компаниях, в том числе и в компании Landata, принято делать своим коллегам по бизнесу корпоративные подарки на Новый год, 23 февраля, 8 Марта, дни рождения и некоторые профессиональные праздники. Делать подарки партнерам давно уже стало хорошей традицией, это воспринимается одинаково позитивно всеми участниками процесса дарения. Вопрос в другом — что дарить? Конечно, приятно получить ручку или футболку с логотипом компании, но только... запомнится ли такой подарок?

Мы всегда очень внимательно подходим к выбору подарка для своих близких или любимых. Ведь подарок — это частичка нашей личности, которую мы передаем другому. Удачно выбранный подарок, «предугаданное желание», может вызвать сильные и приятные эмоции. Как заметил Ролан Барт, даритель и дарящий вступают в отношения особого рода, между ними возникает специальная связь.

Партнеры по бизнесу — это, конечно, несколько другая категория «одариваемых»: здесь подарок по определению не может быть таким личным, трепетным и особенным, как подарок друзьям или любимым. Это и понятно, ведь с бизнес-партнерами вас связывает другой тип отношений — деловой. Поэтому им и дарят обычно нечто обезличенное и лишенное эмоциональной окраски — визитницы, календари, чашки и т. п. VIP-партнерам обычно преподносят что-то более значительное, но тоже стандартное — элитные вина или коньяки, дорогие ручки, настольные часы.

Однако мы в Landata давно отошли от этих неписаных традиций и всегда стараемся сделать партнерам какой-нибудь более запоминающийся подарок, чем, например, ежедневник или ручка. Ведь очевидно, что, получив более личный подарок, партнер скорее подумает о том, кто его подарил и, возможно, даже запомнит этот подарок надолго.

Ведь каково определение подарка? Подарок — это вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-либо с целью доставить удовольствие.

Именно о наших партнерах мы и стараемся думать в первую очередь, когда выбираем, что им подарить на очередной праздник. Не случайно девиз компании Landata звучит так: «Дистрибуция — от всего сердца». Мы действительно относимся к нашим партнерам очень тепло, и отношения с каждым из них — для нас особенные.

Поэтому, готовя им подарки, мы руководствуемся тем же принципом, что и при выборе подарков своим друзьям, — стремимся сделать его максимально личным, чтобы вызвать у наших партнеров ответные теплые чувства. Ведь подарок, когда он делается от всей души, — независимо от его цены — всегда вызывает в человеке ответную сердечность.

В первую очередь это, конечно, касается дней рождения. У каждой компании есть свои традиции, и в Landata как-то так сложилось, что мы не приурочиваем подарки своим партнерам к 23 февраля и 8 Марта: считаем эти праздники немножко формальными. Зато мы всегда стараемся поздравить наших дилеров и коллег по бизнесу с их днем рождения.

Вообще день рождения — удачный повод сделать именно личный подарок, ведь это самый подходящий случай для того, чтобы подарить человеку что-то, связанное с его личностью!

Поэтому мы стараемся прежде всего угадать вкусы и предпочтения партнера. Конечно, самый простой выход в данной ситуации — преподнести что-то стандартно-деловое: книгу, дорогую ручку, портмоне, элитный алкоголь. Но мы всегда стараемся приятно удивить человека, заранее выясняем его хобби и вкусы.

Подарком может стать книга интересующей человека тематики — например, об экзотических путешествиях или правильном выборе вин. Или его любимая игра в оригинальном оформлении — например, подарочный набор шахмат или нардов. Если человек увлекается выращиванием растений, можно подарить горшок с цветком. Наконец, не надо забывать о шутливом подарке, если человек веселый и легкий.

Главное — чтобы получив подарок, человек понял: мы не просто сделали ему подношение на день рождения, потому что так принято по деловому этикету, а потому, что действительно подумали о нем и постарались ему угодить. Тогда и отношение к полученному подарку у партнера будет совсем иное, он увидит в нем не формальный жест, а знак расположения и привязанности. Именинник поймет, что мы ценим в нем не только партнера по бизнесу, но многогранную личность — со своими интересами и пристрастиями.

Таким образом, мы обращаемся к партнерам прежде всего на эмоциональном уровне, то есть апеллируем не к их деловым качествам, а к душе.

Многие наверняка знакомы с теорией Эрика Берна, согласно которой в каждом из нас живет «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок», и наше ежедневное общение может вестись на любом из этих уровней, связанном с определенными поведенческими наборами. Так, детское состояние, «Ребенок», — это часть личности, отвечающая за все, связанное с ранними детскими впечатлениями и переживаниями, актуализация эмоциональной сферы личности.

Свои подарки мы как раз адресуем «Ребенку» в наших партнерах, пытаемся вызвать у них эмоции, сходные с теми, которые испытывает ребенок, разворачивающий шуршащую яркую упаковку, — радость, легкое изумление, улыбку.

Поэтому, например, на Новый год мы всегда стараемся подарить то, что вызывало бы позитивные и радостные чувства у одариваемого, как будто бы он снова оказался в детстве. Так, три года назад мы преподнесли всем нашим партнерам мягкую игрушку собственного производства — «Ландатру». «Ландатра» — наполовину мышь, наполовину ондатра, которая однажды неожиданно появилась в компании да так и прижилась у нас. Мы сами разработали дизайн этой игрушки, сшили ее, посадили в коробку, на которой описана история этого зверька, и разослали всем нашим партнерам. И действительно — они обрадовались такому подарку, как дети!

Пару лет назад, когда как раз под Новый год в Landata родилась новая концепция с лозунгом «Дистрибуция — от всего сердца», мы добавили к нашему подарку вязаные варежки, шарф и плед — чтобы подчеркнуть наше теплое и заботливое отношение к партнерам.

В прошлом году мы решили «сыграть» на детских воспоминаниях и упаковали наши новогодние подарки в красивый красный мешок из мягкого флиса, в котором нам в детстве приносил подарки Дед Мороз. К мешкам пришили шильдики с надписями: «Ванечке от Деда Мороза» или «Леночке с наилучшими пожеланиями». В самой идее подарка опять-таки присутствовало тепло — мы дарили уютные кашемировые свитера.

А в канун 2008 г. мы решили сделать подарок, в который нашим партнерам интересно было бы поиграть (ведь, как известно, взрослые — это все те же дети, только игрушки у них со временем становятся дороже). И мы выпустили «Ландаполию» — монополию, адаптированную под нашу ИТ-тематику, когда на игровом поле вместо стандартных объектов недвижимости и улиц располагаются основные игроки ИТ-рынка — вендоры, дистрибьюторы, интеграторы и пр. Таким образом каждый из наших подарков обращается к детской «составляющей» взрослого «я» наших партнеров.

Нам кажется, что дарить теплые подарки своим партнерам — это правильно. Ведь такие подарки, основанные на позитивных эмоциях и чем-то личном, лучше запоминаются, и даже спустя несколько лет могут вызывать приятные ассоциации. Например, мягкую игрушку «Ландатру» некоторые наши партнеры до сих пор просят им прислать, так она полюбилась им и их детям, хотя с момента той новогодней рассылки прошло уже три года.

И еще один интересный момент, на который мы обратили внимание. Несколько раз под Новый год мы пробовали работать с различными рекламными и сувенирными агентствами, которые брали на себя разработки концепции и подарка. Но мы быстро поняли, что они не могут предложить нам такие подарки, которые бы нас полностью устроили. Ведь для рекламного агентства, даже самого лучшего, это всего лишь очередной «заказ», они работают на поток. А мы, размышляя над очередной идеей подарка, выбираем его как для себя, для своих близких друзей. И это — принципиальная разница. Это, знаете, напоминает анекдот про поддельные воздушные шарики — вроде бы выглядят, как настоящие, только радости не приносят.

Чтобы подарок действительно радовал и вызывал теплые эмоции — надо обязательно вложить в него частичку своей души. Такой вот секрет волшебства.

Об авторе: Марина Талызина — руководитель направления корпоративных коммуникаций и PR компании Landata.