Кто делает первый шаг навстречу друг другу — ИТ-компания или вуз? Если компания крупная, то, возможно, она. Потому что для развития необходимы специалисты. Где их взять? Либо «переманить», либо найти в вузе. Но и многие современные учебные заведения ищут партнеров среди ИТ-компаний. Чтобы те посодействовали в приобретении нового компьютерного оборудования и ПО, в получении грантов и т. д. Но важнее не то, кто сделал первый шаг, а то, как в дальнейшем строятся и развиваются отношения между вузом и ИТ-компанией.

Присмотримся внимательнее, как это взаимодействие строится сейчас. Начнем с ведущих мировых вендоров, которые уже давно наладили связи с многими университетами в разных странах, в том числе и в России, и сформировали определенные традиции.

Так, компания Microsoft, по словам Игоря Баландина, руководителя отдела по работе с образовательными учреждениями Microsoft в России, сотрудничает с системой высшего образования практически с начала работы московского представительства. Со многими вузами подписаны стратегические соглашения и меморандумы о совместных инициативах по развитию информационной инфраструктуры вузов, внедрению образовательных программ, организации специальных мероприятий, конкурсов и грантов для студентов и преподавателей, курсов и семинаров по технологиям Microsoft, а также по созданию центров инноваций. Сотрудники компании регулярно читают для студентов лекции по технологиям Microsoft в качестве приглашенных экспертов. По возможности для этого привлекаются и ведущие зарубежные специалисты.

С 2004 г. в России реализуется программа Microsoft IT Academy, позволяющая проводить обучение в соответствии с авторизованными курсами. Сотрудничество с вузами комплексное — им предоставляются специальные программы лицензирования, учебные курсы для преподавателей и студентов, проводятся занятия по повышению квалификации и т. д. В настоящее время в этой программе зарегистрировано 229 образовательных учреждений, 90% из которых — вузы, за четыре года прошли обучение более 6 тыс. студентов. В этом году Microsoft запустила в России программу «Эффективная работа преподавателя вуза», направленную на разработку методик и обучение преподавателей эффективному использованию ИТ в образовательном процессе.

Компания HP, как рассказал Игорь Белоусов, руководитель программ по научному сотрудничеству «HP Россия», использует различные формы взаимодействия с вузами — от совместных научных исследований и приема на работу студентов до клиентских и партнерских отношений. Сейчас у компании порядка 20 вузов-партнеров.

В январе 2008 г. была запущена программа «Российский Институт технологий НР» (РИТ), в рамках которой создаются учебно-научные центры технологий НР в ряде ведущих университетов. Для каждого из участников программы разрабатываются индивидуальные курсы, которые будут адаптироваться с учетом конкретных потребностей, тестироваться в этих университетах, а в дальнейшем предоставляться всем участникам программы РИТ. Возможно, что в будущем эти учебные курсы будут доступны всем заинтересованным университетам. Профессора университетов, привлекаемые к преподаванию курсов, проходят обучение в НР. Читать лекции могут сотрудники Лабораторий HP (главного исследовательского центра HP), Центра обучения НР в России (HP Russia Training Center) и другие квалифицированные специалисты.

Центры технологий НР получают «университетский» статус. Это означает, что их курсы включаются в общую программу обучения соответствующего факультета и становятся доступными любому студенту с любого факультета.

На работу и на стажировку

Редакция CRN/RE провела небольшой опрос для того, чтобы выяснить, сколько новых сотрудников приходит в компании благодаря взаимодействию с вузами и сколько студентов стажируется.

В «SAP СНГ» из вузов, с которыми компания сотрудничает, приходят 20–30 молодых специалистов в год, а стажируется обычно 15–20 студентов. Для подготовки курсовых и дипломных работ им предлагаются темы, связанные с продуктами SAP и их интеграцией c решениями других вендоров, например IBM, ARIS (IDS Scheer). Пока кафедра SAP в ГУ-ВШЭ не является выпускающей, но уже с сентября 2008 г. она примет первых аспирантов и соискателей научных степеней. Через кафедру прошло более 30 человек, многие из них работают в SAP или у партнеров/клиентов вендора.

В компанию «HP Россия», по словам Игоря Белоусова, ежегодно приходят 200–250 новых сотрудников, из них около 10% — это специалисты, прошедшие стажировку. По программам стажировок для студентов старших курсов и аспирантов и развития молодых специалистов набор составляет около 20–30 человек в год. Эти стажеры имеют все шансы остаться в штате НР, если, конечно, хорошо себя проявят.

«Академией IBS», как сообщила Марина Нежурина, в 2007 г. за полгода обучено и трудоустроено в компании 117 человек.

Штат компании ИВК ежегодно пополняют несколько выпускников вузов. В частности, с факультетов защиты информации, с которыми взаимодействует ИВК. При этом обычно стажируются не более 2–3 студентов.

В компании NetSel обычно стажируются 5–8 студентов одновременно.

«Лаборатория Касперского» сообщает, что в среднем за год приходят 50–55 человек. Обычно стажируются не более 5 студентов. Практикуется и удаленная работа, сейчас в таком режиме работают 15 человек. В ближайшем будущем эти показатели будут расти.

В новосибирскую компанию «Утилекс АйТи» за последние два года пришли более 10 выпускников вузов.

Сейчас идет работа по реализации этой программы в пяти вузах: МФТИ, Московском государственном университете печати, Ставропольском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича и Новосибирском государственном университете. В будущем возможно участие в программе и других вузов. По этой программе предполагается обучать около 1 тыс. студентов в год.

Как сообщил Юрий Горвиц, руководитель проектов в образовании и науке «Oracle СНГ», в компании существует специальное подразделение по работе с учреждениями сферы образования. В рамках программы Oracle Academy колледжам и вузам всего мира предлагается набор бесплатных учебных курсов и ресурсов, рассчитанных на студентов и преподавателей. В компании разработана единая трехуровневая модель подготовки студентов, включающая три модуля: «Введение в компьютерные науки и бизнес-приложения» — для ИТ-колледжей; «Компьютерные науки и бизнес-приложения — продвинутый курс» — для ИТ-факультетов и профильных университетов; «Бизнес-приложения и процессы в управлении предприятием» — для управленческих, экономических и отраслевых вузов. Преподаватели и студенты всех трех уровней получают существенную скидку при сдаче экзаменов на получение профессионального сертификата.

На факультете менеджмента ГУ-ВШЭ открыта специализированная кафедра Oracle. В ряде вузов создаются учебно-методические центры компетенции и экспериментальные площадки.

Усилиями «Oracle СНГ» и «ТехноСерв А/С» курс по бизнес-приложениям Oracle введен в учебный план Государственного университета управления. По данным Oracle, ее вложения в данный проект составили несколько десятков тысяч долларов, а «ТехноСерв А/С» затратила на организацию этого курса сотни тысяч. Курс включает лекции, лабораторные практикумы, тестовые и зачетные задания, а также производственную и преддипломную практику на реальных проектах в «ТехноСерв А/С». Как отметил в одном из своих выступлений Алексей Ананьев, председатель консультационного совета «ТехноСерв А/С», эти проекты работают не только на улучшение образовательного процесса в России, но и на подготовку специалистов для компании — по итогам обучения часть студентов зачисляется в штат.

Компания SAP активно реализует в России и странах СНГ глобальную программу SAP University Alliances. По словам Виктора Таратухина, директора программ партнерства с вузами и научно-исследовательскими организациями «SAP СНГ», в 2007 г. число ее участников достигло 30. Это, в частности, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет, МИФИ, ГУ-ВШЭ, МГИМО, Южный федеральный университет и др. Постепенно в программу вовлекаются и сильнейшие региональные университеты. SAP также участвует в разработке учебно-методических комплексов для ряда вузов в рамках инновационных образовательных программ национального проекта «Образование».

Студенты университетов, участвующих в программе SAP University Alliances, используют то же ПО, что и клиенты компании по всему миру, — решение SAP Business Suite на платформе NetWeaver. Те, кто заинтересован в дальнейшем совершенствовании в области решений SAP, могут пройти обучение на курсах и получить соответствующий сертификат, позволяющий стать консультантами SAP. В 2008 г. корпорация намерена представить новую программу международной сертификации, в которой предусмотрены значительные скидки для студентов.

Уже более двух лет на факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ существует кафедра SAP, которая активно участвует в инновационной образовательной программе и европейских проектах. Учебная практика выпускников часто проходит в компании «SAP СНГ» и у ее клиентов. Факультет бизнес-информатики ГУ-ВШЭ стал первым и единственным российским участником клуба ведущих университетов, работающих в рамках Европейского центра исследований в области информационных систем (ERCIS).

Продукты SAP изучаются и в Государственном университете управления (ГУУ), это — совместный проект SAP и «ТехноСерв А/С»

Специфика Autodesk, как вендора ПО для дизайна и проектирования, сообщает Елена Шумилова, координатор проекта «Образование» в России и СНГ, подразумевает заинтересованность в подготовке не ИТ-специалистов как таковых, а инженеров, конструкторов, архитекторов и дизайнеров. Для взаимодействия с вузами существует программа «3D Образование». Работа с учебными заведениями включает три уровня: предоставление льготных условий приобретения лицензионного ПО, обучение преподавателей работе с современными технологиями и методическая поддержка, формирование культуры использования лицензионного ПО Autodesk среди студенчества. Существует Студенческое сообщество Autodesk — специализированный ресурс в Интернете, построенный с учетом новейших тенденций, в том числе возможности создания социальных сетей. Он дает возможность общаться с коллегами, экспертами и единомышленниками со всего мира, публиковать свои работы, получать отзывы и квалифицированные советы от опытных пользователей, участвовать в конкурсах, бесплатно загружать полнофункциональные студенческие версии продуктов для использования на домашних компьютерах и т. д.

В компании IBS в 2006 г. была создана «Академия IBS» с целью подготовки в вузах молодых специалистов для нужд компании. Как рассказала Марина Нежурина, начальник научно-методического отдела «Академии IBS», руководитель магистратуры IBS, ее партнерами являются 11 московских и петербургских вузов. В рамках «Академии IBS» в ряде вузов работают магистратуры. Первая открылась в МФТИ, и сейчас в ней учатся студенты 11 вузов, 50% из них — из МФТИ. Здесь студентам предлагается несколько программ специализированной магистерской подготовки: управление и консалтинг в области информатизации бизнеса, системный анализ и управление ИС, системная архитектура инфраструктуры ИТ. В другой магистратуре, в МИСиС, имеется специализация по консалтингу в области внедрения систем ERP и др.

Директор компании «1С», руководитель комитета АП КИТ по образованию Борис Нуралиев не раз заявлял о том, что развитие компании и ее многочисленных франчайзи сдерживается нехваткой квалифицированных кадров. Компания предпринимает разносторонние усилия для решения этой проблемы.

В частности, старается привлечь к своей деятельности внимание студентов. Например, 17 ноября 2007 г. в 64 городах России состоялся «День 1С:Карьеры». В нем приняли участие более 8 тыс. студентов и выпускников вузов, а также около 200 фирм-партнеров, а поддержку оказывали многие региональные учебные заведения и центры занятости. Широкая известность марки «1С» способствует тому, что многих студентов привлекает возможность пройти преддипломную практику, стажировку или дополнительное обучение у компаний — партнеров «1С» (более 4,5 тыс. человек).

В прошлом году состоялись XXII Международная Олимпиада по объектно-ориентированному программированию учетно-аналитических задач для студентов вузов (организатор — Финансовая академия при Правительстве РФ, генеральный спонсор — «1С»), а также II Всероссийский конкурс по применению «1С:Бухгалтерии» для студентов высших и средних учебных заведений (организатор — «1С» при методической поддержке Финансовой академии). Для выпускников 2008 г. компания проводит конкурс дипломных проектов на платформе «1С:Предприятие».

В «Лаборатории Касперского» программа по работе с вузами «Академия Касперского» стартовала в 2004 г. В рамках программы организуется, в частности, дистанционное обучение для студентов и преподавателей, проводятся дни «Антивирусной безопасности» — выездные мероприятия, включающие семинары, мастер-классы, «круглые столы» и живое общение с ведущими специалистами компании, методические материалы для обучения и др.

Компания, рассказывает Светлана Ефимова, руководитель направления по работе с образовательными учреждениями, поддерживает конкурсы проектных и научных работ студентов и аспирантов, методических разработок преподавателей, олимпиады по программированию. Сейчас совместно с рядом ведущих вузов готовится собственная конференция «Лаборатории Касперского» для студентов и аспирантов. Предлагаются темы курсовых и дипломных работ, где куратором выступает специалист компании. При этом студентам предоставляются льготы на приобретение ПО, возможность общения на форуме «Антивирусная школа», стажировки и последующей работы в компании.

Сейчас на базе одного из вузов-партнеров компания организует собственную кафедру, и если этот опыт окажется успешным, то, возможно, кафедры «Лаборатории Касперского» будут созданы еще в нескольких вузах.

Компания ABBYY создала собственную кафедру «Распознавание изображений и обработка текста» в МФТИ еще в 2006 г. Студенты изучают темы, близкие к технологиям ABBYY, под руководством ведущих специалистов компании. Как cообщает Алексей Романовский, руководитель департамента персонала ABBYY, компания регулярно участвует в выставках вакансий и других вузовских мероприятиях (олимпиады, дни открытых дверей), устраивает презентации, взаимодействует с вузовскими службами трудоустройства.

По его словам, ABBYY ощущает острый дефицит хорошо подготовленных выпускников, особенно программистов и лингвистов, готова инвестировать в обучение сотрудников и ведет поиск людей «с высокими способностями и мотивацией напряженно работать на результат». Входной конкурс при приеме пройти довольно сложно, но это более чем оправданные меры: ABBYY разрабатывает инновационные технологии, поэтому многие специалисты, по сути, ведут научные исследования.

И все-таки, признает Алексей Романовский, немедленная отдача от взаимодействия с вузами невысока и приносит пока единицы новых сотрудников.

Мнения о российском ИТ-образовании

ИТ-образование, отмечает Виктор Таратухин («SAP СНГ»), очень динамичная область знаний, и сейчас, в связи с мировыми тенденциями, она еще более ускоряется. Традиционно ИТ-образование в России, особенно в фундаментальных направлениях, очень сильное. Главное сейчас — не упустить момент и не снизить темп развития.

Сегодня отчетливо видно, говорит Игорь Баландин («Майкрософт Рус»), что количество выпускников ИТ-специальностей, а также качество знаний, с которыми они приходят в профессиональную деятельность, явно недостаточны. В России хорошая составляющая, связанная с базовыми ИТ-специальностями, но система подготовки специалистов, оставаясь в сфере фундаментального образования, должна также реагировать и на меняющиеся потребности индустрии.

В компании ИВК полагают, что, возможно, наилучший способ взаимодействия с вузами — это собственные, разработанные специалистами компании учебные курсы, которые можно было бы читать в любом вузе.

В последнее время уровень ИТ-образования несколько вырос, считают в компании ABBYY, и произошло это, в основном, благодаря активности самих студентов, поскольку с 3–4 курса они уже, как правило, работают. Тем не менее, замечает Алексей Романовский, совмещение работы и учебы, к сожалению, влияет негативно, и прежде всего на учебу. Возникают конфликты, студенты вынуждены выбирать — или больше заниматься, или больше работать. Юрий Горвиц («Oracle СНГ») отмечает все более острую нехватку преподавателей в вузах, снижение уровня научно-исследовательской и педагогической работы, что связано в первую очередь с недопустимо низким уровнем зарплаты преподавателей.

Елена Шумилова (Autodesk) также уверена: одной из важнейших становится кадровая проблема в вузах: стареющий профессорско-преподавательский состав, почти полное отсутствие преподавателей среднего поколения, которые предпочитают работать в более доходных секторах экономики, текучесть среди молодых специалистов. Для исправления ситуации необходимо значительно увеличить зарплату в высшем образовании и повысить престиж профессии преподавателя.

Светлана Ефимова («Лаборатория Касперского») полагает, что в ближайшем будущем даст о себе знать и демографический кризис.

Компания ИВК сотрудничает с МГТУ им. Н. Э. Баумана и МИФИ. Схемы взаимодействия разные, рассказывает Валерий Андреев, директор по науке и развитию: от участия в делах кафедр защиты информации и создания целого учебного центра (класс на 25 клиентов) с ведением спецкурса до преподавания основ тех технологий, которые внедряет компания, например защита информации в территориально-распределенных гетерогенных ИС. Среди читаемых курсов: «Основы построения автоматизированных систем», «Основы TCP/IP», «Основы безопасности в компьютерных сетях», «Установка и настройка средств «ИВК Юпитер» и т. д.

Выпускники и студенты обычно стажируются в компании от месяца до трех. Особенно прочные связи установились с МГТУ, многие его выпускники работают в ИВК, причем, по словам Валерия Андреева, это едва ли не самые лояльные к компании специалисты.

Сотрудники мурманской компании NetSL тоже преподают в вузах города, в частности в Мурманском государственном техническом университете. Основной мотив взаимодействия с вузами, говорит менеджер по маркетингу NetSL Михаил Козак, — стремление отобрать наиболее талантливых студентов, познакомить их с деятельностью компании и перспективами работы в NetSL. «Мы настроены на продолжение и расширение сотрудничества с вузами, выстраивание его на более планомерной основе, на адаптацию обучения студентов под потребности ИТ-рынка», — подчеркивает он.

В компании Softline, как рассказала Наталья Вьюникова, заместитель директора по PR, реализуется целый ряд проектов по взаимодействию с вузами. Так, последние несколько лет совместно с Microsoft регулярно проводятся бесплатные семинары и тренинги по повышению квалификации преподавателей и сотрудников учебных заведений.

Softline — единственный в России уполномоченный партнер программы Microsoft IT Academy. В рамках партнерских программ проводятся дополнительное профессиональное ИТ-обучение, международная сертификация для студентов и преподавателей, авторизация и поддержка академических центров тестирования, дистрибуция тестов Microsoft, Adobe Systems, а также оказывается помощь в получении академических лицензий на ПО для вузов. По мнению компании, с техническими вузами целесообразно взаимодействовать сразу по нескольким направлениям: организация совместного учебного центра для обучения преподавателей и студентов, авторизация центра тестирования, а также участие в мероприятиях по повышению общего уровня технической грамотности в регионе.

Компания «Утилекс АйТи» (Новосибирск), рассказывает Алексей Мелешихин, руководитель департамента разработки и внедрения ИС, в разное время вела ряд проектов с Новосибирским государственным университетом (НГУ). У ведущих специалистов «Утилекс АйТи» есть опыт ведения дипломников НГУ. В 2005 г. был организован «круглый стол» по бизнес-информатике, где обсуждались проблемы подготовки ИТ-кадров в вузах и системного подхода к образованию. В 2006 г. совместно с НГУ был реализован проект Microsoft IT Academy.

Опираясь на имеющийся опыт сотрудничества, компания рассматривает вопрос о подписании меморандума о долгосрочном взаимодействии с НГУ и совместной подготовке кадров.

Компания «Высший сорт», сообщает Дарья Троицкая, специалист по связям с общественностью, в рамках программы поддержки образования контактирует примерно с 300 учебными заведениями, использующими систему «ВС:Бухгалтерия». Совместно с Центром компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана разработан учебно-методический комплекс по обучению бухгалтеров с использованием программ «Высший сорт». Сотрудничество компании с вузами началось еще в 2005 г., когда в рамках Программы помощи малому бизнесу учебные заведения получили возможность бесплатно использовать «ВС:Бухгалтерию» при обучении бухгалтеров. Эта акция имела большой успех. В компании «Высший сорт» считают, что выбранная форма сотрудничества с вузами продуктивна: во-первых, она расширяет аудиторию пользователей программ ВС, во-вторых, подтверждает статус социально активной компании.