Каким был нелегкий 2009 г. для отдельно взятой компании? Какие тенденции появились на российском ИТ-рынке и что ждет его игроков в 2010 г.? На эти вопросы отвечает генеральный директор компании Landata Евгений Лачков.

CRN/RE: Некоторые аналитики предсказывают вторую волну кризиса, другие уже весной ожидают начала выхода из него. А как вы оцениваете ситуацию?

Евгений Лачков: С осторожным оптимизмом. Безусловно, в 2010 г. будет наблюдаться рост ИТ-рынка (по сравнению с 2009 г.), но говорить об окончании кризиса пока рано.

Тем не менее можно отметить первые позитивные тенденции: вернулись инвестиции в целый ряд направлений, а главное — по-прежнему выделяются бюджетные деньги на ИТ-проекты. А ведь государство в России является ключевым заказчиком в ИТ-сфере и даже, в некотором смысле, законодателем мод.

CRN/RE: Ожидаете ли вы в 2010 г. возвращения к уровню бизнеса 2008 г.?

Е. Л.: Чудес мы не ждем, но 2010 г. будет лучше, чем 2009-й. Конечно, существует отложенный спрос, и рынок захочет себе его вернуть. Скорее всего, ощутимый скачок продаж произойдет не раньше осени 2011 г.

Думаю, что в 2010 г. рост бизнеса нашей компании составит 10–15% по сравнению с показателями 2009 г.

CRN/RE: Каким для Landata был 2009 г.? Какие продуктовые направления развивались быстрее других?

Е. Л.: Прошедший год был, наверно, одним из самых сложных за всю историю российского ИТ-рынка. Поэтому сам факт, что Landata прожила его без крупных потрясений и выполнила (это мы уже знаем) годовой бизнес-план, — большое достижение.

Очень хорошо в 2009 г. развивались направления IBM, Eaton, TANDBERG. В некотором роде сюрпризом для нас стали отличные результаты по сетевому направлению — ZyXEL и Allied Telesis. Несмотря на сильный спад потребления сетевых продуктов в корпоративной сфере, связанный с резким уменьшением инвестиций в развитие инфраструктур этих предприятий, два направления в этом сегменте продолжали активно развиваться — рынок домашних интернет-сетей и рынок дата-центров (в России это направление росло быстрыми темпами последние два года). Большинство продаж в Landata пришлось именно на дата-центры, коммутаторы и межсетевые экраны.

В то же время сильнее, чем мы предполагали, «просело» направление корпоративной телефонии и телекоммуникационное направление в целом. Кризис привел к тому, что количество рабочих мест в стране сократилось, также были заморожены проекты, связанные с расширением бизнеса. А это в конечном итоге привело к уменьшению объемов рынка корпоративной телефонии и приостановке проектов модернизации различных решений.

В целом, по сравнению с 2008 г., падение оборота по различным продуктовым направлениям составило от 30 до 45%, но мы не потеряли свою долю рынка, у нас появились новые направления и новые партнеры.

Есть основания полагать, что проделанная работа даст нам возможность добиться очень хороших результатов уже в 2010 г. Поэтому год мы закончили с хорошим настроением.

CRN/RE: На какой сегмент вы будете делать ставку в 2010 г.?

Е. Л.: Аналитики уже давно предсказывают рост рынка ПО, и понятно, что именно это направление является более перспективным, так как рынок софта в нашей стране пока менее насыщен, чем рынок «железа». Тем не менее не думаю, что качественный рывок этого сектора произойдет уже в наступившем году, ведь российский ИТ-рынок все еще в значительной мере ориентирован на аппаратные решения.

CRN/RE: Обострилась ли, по вашему мнению, конкуренция на ИТ-рынке?

Е. Л.: Конкуренция существовала всегда. И, на мой взгляд, это даже хорошо, так как максимально здоровые отношения на рынке возможны только в конкурентных условиях. Любая монополия подразумевает наличие «регуляции», а неограниченная регуляция — это сильный сдерживающий фактор. Конкурирующие же дистрибьюторы фактически работают сообща, всеми возможными способами продвигая ИТ-продукцию на рынок. В долгосрочной перспективе только конкурентный подход приводит к успеху.

Другое дело, что в последнее время несколько видоизменилось само понятие конкуренции. Рынок — это живая среда, и отношения дистрибьюторов между собой являются прямым отражением основных тенденций рынка.

CRN/RE: А какие тенденции ИТ-рынка вы бы отметили?

Е. Л.: Я думаю, что в 2010 г. активнее других будут развиваться два направления — информационная безопасность и ИТ-консалтинг.

Информационная безопасность — очень актуальная для подавляющего числа российских предприятий и компаний проблема, которая требует тщательного подхода. Ведь здесь очень важно найти баланс между защищенностью и удобством работы, а также между степенью риска и размером инвестиций в ИБ. Сегодня очень активно развивается государственный сектор, появляется все больше и больше всевозможных баз данных, принимаются новые поправки к закону по работе с персональными данными и их защите. Но несмотря на это, проблема информационной безопасности в большинстве российских компаний все еще не решена, более того, многие компании пока даже не приступали к ее решению. Так что здесь открывается огромное поле для деятельности. Ведь для обеспечения должного уровня безопасности необходим целый комплекс организационных и технических мер, категоризация информации, точное знание ее месторасположения.

Другим востребованным направлением в ближайшее время станет отраслевой ИТ-консалтинг. Сейчас российский ИТ-рынок уже вошел в ту стадию зрелости, когда ему нужны не продукты, а комплексные решения, причем даже не ИТ-решения, а бизнес-решения, выполняющие вполне конкретные и стоящие перед бизнесом каждой компании задачи. Поэтому будущее — за комплексностью подхода и развитием сектора услуг, о котором так давно говорят аналитики.

CRN/RE: Что вы можете сказать о перспективах дистрибьюторского бизнеса в России?

Е. Л.: Инфраструктура современной России такова, что дистрибьюторы будут существовать на ИТ-рынке еще очень долго, так как никакой вендор в ближайшей перспективе не сможет обеспечивать логистику и сервис своего оборудования во всех регионах РФ.

Что касается тенденций развития дистрибьюторского бизнеса, то с каждым месяцем дистрибьюторы все больше будут конкурировать между собой уже не ценами и не ассортиментом предлагаемого оборудования, а готовыми комплексными решениями, которые они смогут предложить партнерам.

К данным решениям относятся и цены, и поддержка, оказываемая дистрибьютором своим партнерам, и условия поставки оборудования, и сервисное и послегарантийное обслуживание. Чтобы быть успешным на ИТ-рынке сегодня, дистрибьютор должен соответствовать всем вышеуказанным параметрам и оптимальным образом решать все задачи своих партнеров, то есть — иметь готовое комплексное решение на каждый запрос партнера.