При подведении итогов III квартала 2009 г. аналитическая компания IDC отметила, что при общем сокращении количества поставленных на российский рынок компьютеров на 31,9% по сравнению с аналогичным кварталом 2008 г. сегмент ноутбуков пострадал меньше остальных — его объем сократился на 29,3%.

Зарина Камытбаева, ведущий аналитик IDC по рынку ПК, отмечает, что поставки ноутбуков превзошли все ожидания. Она объясняет это тем, что «дефицит товара, образовавшийся в начале квартала из-за сдержанных поставок в течение первого полугодия, вылился в увеличение поставок во второй половине квартала, а также в размещение большого количества заказов на IV квартал — в расчете на высокие объемы предновогодних продаж».

В то же время IDC констатировала, что в пятерке лидеров ноутбучного сегмента произошли перестановки — если Acer, ASUS, HP, Samsung в III квартале года по-прежнему занимали ведущие позиции, то Toshiba, еще во II квартале располагавшаяся на третьем месте, покинула список Top5. Зато в пятерку вошла Lenovo, которая, по расчетам IDC, смогла увеличить в III квартале поставки ноутбуков в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и занять пятое место.

Аналитики IDC зафиксировали в III квартале рост объема поставок нетбуков, доля которых составила 22,7% всех поступивших на рынок ноутбуков, превысив прошлогодние показатели на 3,1%. «Toshiba во время кризиса заняла выжидающую позицию, — утверждает Зарина Камытбаева. — Она сконцентрировалась на маржинальных продуктах, т. е. на поставках high-end-ноутбуков, в то время как Lenovo „заместила“ Toshiba в среднем ценовом сегменте, а также активно занималась продвижением нетбуков».

«Прежде всего хотел бы напомнить, что в течение почти трех лет, со II квартала 2006 г., мы стабильно занимали место в тройке лидеров на российском рынке ноутбуков, лишь в единичных кварталах уходя на 4-е место, наша доля колебалась от 9 до 14%, — сказал Игорь Снытко, генеральный менеджер региона СНГ и Балтия, компьютерные системы Toshiba. — Но 2009 г. прошел непросто — в первую половину года усилия были направлены на то, чтобы освободить склады дистрибьюторов от больших запасов наших продуктов, созданных в конце 2008 г., что, в свою очередь, потребовало очень значительных расходов, и к лету мы смогли заметно снизить складские остатки».

Он заявил, что во второй половине 2009 г. конкуренты Toshiba и канал были настроены очень оптимистично, у всех было желание много продать и за 2–3 месяца вернуть все то, что было потеряно за первую половину года. «Учитывая, что оснований для полноценного восстановления потребительского спроса не было, мы решили в III и IV кварталах 2009 г. не бороться за места в рейтинге, а поставить то количество ноутбуков, которое требуется ключевым партнерам».

Вдобавок он отметил, что в середине года возникли определенные проблемы у поставщиков компонентов, что привело к задержке поставок товара в срок на фоне увеличивающегося спроса в мире и растущих ожиданий конкурентов и канала в России. «Задержки в поставках продолжались и в IV квартале — товар, который заказывался на сентябрь-октябрь, пришел в Россию в конце ноября — в декабре».

Игорь Снытко объяснил это тем, что ожидания канала на подъем спроса в конце 2009 г. не оправдались: «В экономике России не произошло системных подвижек, которые могли бы кардинально повлиять на спрос. Потребительский кредит по-прежнему получить нелегко, и доля покупок ноутбуков с использованием потребительского кредитования несравнима с 2008 г.: тогда это был один из основных „двигателей“ потребительского рынка. Корпоративные клиенты пересмотрели свои бюджеты, переориентировались на более длительные сроки эксплуатации компьютеров».

Он отметил, что, судя по отчетам IDC и GfK, значительная часть роста в сегменте мобильных ПК обеспечивается за счет розничных продаж нетбуков. Но, по словам Игоря Снытко, Toshiba в России не стремится активно продвигать эти устройства, так как этот сегмент рынка характеризуется жесткой конкуренцией и нестабильностью: «Мы фокусируем свой бизнес на продаже классических полноценных ноутбуков, которые традиционно ценятся потребителями и в которых мы реализуем современные технологии. Такова наша стратегия, и мы придерживались ее в III–IV кварталах 2009 г.».

При этом он сказал, что Toshiba поставила в эти два квартала такое количество ноутбуков, которое позволило ей войти в 2010 г. с минимальными складскими остатками у дистрибьюторов. Тем самым вендор получил хорошие стартовые позиции для возврата в лидирующую группу с 10%-ной долей рынка. В I квартале 2010 г. компания начинает поставки новых моделей ноутбуков на базе платформы Intel с процессорами Core i3, i5 и i7 и новую маркетинговую кампанию.

В то же время Артур Вей, вице-президент Lenovo Group и генеральный директор по развитию бизнеса Lenovo в России и СНГ, объяснил, благодаря чему стали возможными успешные продажи продуктов его компании в России: «Во-первых, мы были единственным производителем ноутбуков на российском рынке, который в конце 2008 г. — начале 2009 г. поддержал своих канальных партнеров. В то время они испытывали проблемы с ликвидностью, и Lenovo выделила инвестиции для кредитования, что позволило сохранить наш общий бизнес в России и укрепить взаимоотношения с каналом. Во-вторых, в 2009 г. мы регулярно, не реже раза в квартал, встречаемся с ведущими партнерами, анализируем ситуацию на рынке, выбираем вместе с ними оптимальную тактику и планируем свои действия. Это позволило нам уверенно наращивать продажи в течение первых трех кварталов 2009 г.».

Еще одним фактором, повлиявшим на успешность продаж продуктов Lenovo, стало наличие в них встроенных адаптеров WiMAX. Как сказал Артур Вей, Lenovo заключила соглашение с компанией Yota, российским поставщиком доступа в Интернет: «Как подтверждают наши партнеры — розничные продавцы, возможность выхода в Интернет с использованием WiMAX для покупателей стала одним из важных аргументов в пользу выбора наших нетбуков и ноутбуков».