Рынок систем видеонаблюдения — один из самых перспективных и динамично развивающихся. Спрос на эти решения растет с каждым днем. Стимулирует развитие данного сегмента постоянно растущая потребность в системах обеспечения безопасности объектов, где видеонаблюдение играет первостепенную роль.

На протяжении многих лет здесь доминировали аналоговые решения. Но в последнее время резко повысился интерес как конечных пользователей, так и игроков ИТ-рынка к системам, созданным на базе IP-технологий.

Сегодня в портфеле почти всех производителей есть линейки камер с интерфейсом Ethernet, поэтому можно ожидать существенного снижения цен на IP-камеры и, как следствие, значительного увеличения спроса на системы IP-видеонаблюдения в целом.

В настоящее время эту продукцию выпускают десятки компаний, многие из которых работают и в нашей стране. Один из лидеров данного сегмента рынка — компания QNAP.

Как рассказал Андрей Альхименко, директор по системам видеонаблюдения представительства QNAP в России, его компания одной из первых предложила рынку готовые сетевые системы, ориентированные на частных клиентов, домашние офисы и заказчиков из сегмента СМБ. «Наша продукция — это серверы IP-видеонаблюдения NVR (Network Video Recorder), иначе — сетевые видеорегистраторы. Для передачи аудио- и видеоинформации, питания, подключения и управления камерами используется технология Ethernet. Пару лет назад в этой нише практически не было конкуренции, поэтому мы быстро заняли лидирующие позиции, — говорит Альхименко. — Параллельно с этим разрабатывали новые линейки NVR, ориентированные на крупный бизнес и корпоративных заказчиков. Сейчас в продуктовом портфеле QNAP имеются решения, поддерживающие работу нескольких тысяч камер, и системы такого масштаба уже внедрены во многих странах мира. Но исторически мы развивались по принципу „снизу вверх“, поэтому в сегментах SOHO и СМБ чувствуем себя очень уверенно, несмотря на то, что появилось нескольких новых игроков, предлагающих похожую продукцию».

Решения QNAP покупают пользователи и предприятия, для которых важны качество картинки (высокое разрешение и четкость, минимальные искажения) и «умные» функции, свойственные системам IP-видеонаблюдения. В основном их приобретают заказчики, предъявляющие к системам видеонаблюдения высокие требования, добавил Андрей Альхименко.

По прогнозам специалистов компании, в ближайшие пару лет начнется массовый переход на системы видеонаблюдения на базе IP.

Почему же эти решения, при всех их достоинствах, не стали бестселлером уже сегодня? Андрей Альхименко считает, что существует ряд факторов, которые не способствуют молниеносному распространению NVR в России. Помимо экономических есть и другие причины, например консервативность и скептицизм. Они сдерживают развитие и внедрение почти всех передовых технологий, включая IP-видеонаблюдение. Любая новинка должна пробить себе дорогу в жизнь, а это требует времени и определенных усилий со стороны производителя и его партнеров. Специализированные системы IP-видеонаблюдения для сегментов SOHO и СМБ должны привлечь к себе внимание и закрепиться на рынке. «Мы активно работаем над популяризацией NVR, борясь со сложившимися стереотипами, — подчеркнул Альхименко. — Хотя здесь пока есть весьма серьезное препятствие — относительно высокая стоимость IP-камер в сравнении с аналоговыми».

Особенно это касается так называемых smart-камер, умеющих самостоятельно обрабатывать события и передавать их на видеорегистратор. Правда, в связи с появлением на рынке IP-камер ряда не очень известных азиатских производителей цены на эти устройства пошли вниз. Относительно молодые вендоры могут сегодня предложить хорошие IP-камеры по цене в 1,5–3 раза ниже, чем у брендов первого эшелона. На этом фоне в QNAP ожидают заметного увеличения роста объемов продаж NVR, так как цена последних в сравнении с общей стоимостью камер на объект сравнительно невысока.

Сейчас QNAP делает на российском рынке безопасности лишь первые шаги, поэтому говорить о том, что компания занимает какую-то заметную долю, преждевременно. Но многие заказчики, которые познакомились с системой IP-видеонаблюдения VioStor (например, брали ее на тестирование или устанавливали на объектах с целью проверки в реальных условиях эксплуатации), выбирают серверы IP-видеонаблюдения QNAP в качестве основного варианта реализации проекта. Это свидетельствует о том, что решения QNAP вполне устраивают как интеграторов, так и заказчиков и поэтому будут активно внедряться.

Андрей Альхименко не сомневается, что в нашей стране системы IP-видеонаблюдения скоро станут популярными. В пользу этого мнения свидетельствует опыт внедрения решений QNAP в других странах. На мировом рынке серверы IP-видеонаблюдения применяются в самых различных отраслях, в том числе там, где требуется построить крупную территориально распределенную систему. Вот лишь некоторые примеры реализации проектов на базе VioStor: полицейские участки в Осаке оснащены 714 системами NVR и 5 тыс. IP-камер; сеть банкоматов в Иране контролируют 500 NVR и 4500 IP-камер; в крупнейшем торговом центре на Тайване установлено 400 NVR и 2,2 тыс. IP-камер; в одном из больших торговых центров Японии размещено свыше 600 IP-камер.

В планах QNAP — стать одним из крупнейших игроков на российском рынке систем IP-видеонаблюдения. Стратегия работы вендора проста: быстро захватить солидный сегмент пока еще не очень большого рынка и вырасти вместе с ним. «Достижение поставленных целей — это вопрос времени, — говорит Андрей Альхименко. — Все те партнеры, что пойдут с нами, получат стратегическое преимущество перед своими конкурентами. Те, кто сейчас думает, стоит ли связываться с IP, будут вынуждены наверстывать упущенное. Нашим реселлерам нравятся актуальные продукты и надежность бренда. Большое значение имеют четырехлетняя гарантия на оборудование, сервис и разносторонняя поддержка партнеров. И конечно же, важна процентная прибыль — она в данном случае заметно выше, чем у аналоговых систем видеонаблюдения, сетевого и компьютерного оборудования. Если партнер продает даже небольшое количество NVR, он получает существенный доход».

Следует отметить, что за три квартала компания в несколько раз увеличила партнерскую базу. Еще один фактор, способствующий успешному продвижению систем IP-видеонаблюдения, — прочные позиции QNAP на рынке сетевых хранилищ данных NAS. Эти системы весьма популярны в России и демонстрируют высокие темпы роста продаж.