В последних числах февраля в Сан-Франциско, Лондоне и Пекине компания Dell представила новые продукты и решения. Среди них линейка серверов PowerEdge 12-го поколения, СХД EqualLogic нового поколения (серии PS6110 и PS4110), сетевое оборудование 10 ГбЕ, а также несколько комплексных решений: vStart — готовая к запуску виртуализированная инфраструктура для частного «облака», оптимизированные версии Dell Desk­top Virtualization и др. Продукты и решения интересные, в некоторых отношениях новаторские и, безусловно, важные для вендора.

Но Брэд Андерсон, президент подразделения Dell Enterprise Solutions Group, открывший презентацию новинок в Лондоне, говорил о другом — о тех важных изменениях, которые происходят в последнее время в Dell.

Действительно, многие годы эта компания воспринималась на рынке лишь как эффективный производитель и реселлер массовых стандартных ИТ-продуктов. Некоторые так думают до сих пор.

Но эта картина уже устаре­ла. Структура бизнеса Dell существенно меняется в сторону более сложных и более прибыльных продуктов и решений для корпоративного рынка, в частности для ЦОДов, причем рост бизнеса все в большей степени опирается на недавно приобретенные или собственные технологии.

К этому подталкивают и технологические тенденции. Если прежде ЦОДы ассоциировались прежде всего с большим массивом недорогих компактных серверов, то будущие центры будут представлять собой интегрированные системы сер­веров, СХД, сетевых решений и программных продуктов, которые в совокупности призваны обеспечить гибкость использования, безопасность данных и надежность сервисов.

«Dell — не ПК-компания, а поставщик комплексных ре­шений», — заявил ее основа­тель и глава Майкл Делл на пресс-конференции 27 февраля в Сан-Франциско. По его словам, сейчас из 110 тыс. сотрудников 47 тыс. связаны с оказанием услуг.

Эти изменения идут послед­ние пять лет — с тех пор как в начале 2007 г. Майкл Делл вновь вернулся к непосредственному руководству компанией, сменив Кевина Роллинса на посту главного управ­ляющего.

Важнейшим инструментом преобразования бизнеса Dell стала политика скупки ком­паний, обладающих передовыми технологиями в области ИТ-решений для корпоратив­ного ­рынка — специализиро­ванное ПО, СХД, сетевое обо­рудование, сервисы. За пять лет Dell купила порядка 15 таких фирм.

Самая крупная покупка — специализирующаяся на ИТ-ус­лугах компания Perot Systems, которая была приобретена в 2009 г. за 3,9 млрд. долл. и благодаря которой Dell перестала быть только поставщиком «железа».

Несколькими приобретениями отмечен и прошедший год, среди них два особенно важны для Dell.

Во-первых, за 940 млн. долл. куплена компания Compellent — один из лидеров в области средств виртуализации хранения данных.

Во-вторых, компания For­ce10 Networks (объем продаж в 2010 г. более 200 млн. долл., сумма сделки не сообщается), благодаря чему Dell получила широкий спектр передовых ­сетевых продуктов и решений для ЦОДов.

Как считают эксперты, эти приобретения укрепили пози­ции Dell как поставщика ­инфраструктурных решений для ЦОДов в конкуренции с Cisco и HP. Редакция CRN/США включила их в число 10 наи­более важных сделок M&A в ИТ-отрасли США в 2011 г.

О значимости происходящих в бизнесе Dell изменений свидетельствуют и «рекордные» (так оценивает компания) результаты последнего ­финансового года (завершился 3 февраля 2012 г.). Выручка увеличилась на 1% и достигла 62,1 млрд. долл., в то же время прибыль выросла на 33% — до 3,5 млрд. долл.

Рекордного значения — 18,6 млрд. долл. — достиг объем продаж корпоративных ­решений и сервисов (подраз­деление Enterprise Solutions Group).

Обращает на себя внимание весьма значительная разница между темпами роста общей ­выручки и прибыли. Предста­вители компании объясняют это именно проводящейся сей­час политикой — отказ от перепродажи значительного количества продуктов третьих фирм, прежде всего для потребительского рынка, в пользу расши­рения предложения более прибыльных собственных продук­тов и решений для корпоративного рынка.

Пожалуй, самый показательный пример — СХД. В течение 10 лет (начиная с 2001 г.) Dell занималась перепродажей оборудования ЕМС, прежде всего линейки CLARiiON. Бизнес был взаимовыгодным — в лучшие годы на долю Dell приходилось более четверти продаж СХД CLARiiON и около 10% всей выручки ЕМС. Но в конце 2011 г. реселлерское соглашение с ЕМС по инициативе Dell было расторгнуто за два года до истечения срока его действия.

В результате в IV финансовом квартале Dell объем про­даж СХД снизился на 13% по сравнению с предшествующим кварталом — до 500 млн. долл. Но из этой суммы 463 млн. долл. составили продажи собственных СХД Dell под марками Compellent и EqualLogic, которые увеличились на 33%.

По мнению Брэда Андерсона, благодаря приобретению компании Force10 сходным образом будет развиваться и ситуация с сетевым оборудованием. От­личие лишь в том, что если в области СХД Dell зависела только от одного поставщика (ЕМС), то здесь она освободится от малоприбыльной перепродажи сетевого «железа» нескольких фирм.

Политика перехода на собственные торговые марки, использующие приобретенные или собственные технологические решения, продолжится.

В начале февраля компа­ния объявила о создании но­вого подразделения — Soft­ware Division, в основу которого легли активы нескольких софтверных компаний, приоб­ретенных в последние годы. Как сообщила компания, основными зада­чами Software Division станут участие в создании комплексных ИТ-решений для корпоративных заказчиков и расширение портфеля программных решений на базе ­интеллектуальной собственности Dell. Руководителем Soft­ware Division назначен Джон Свейнсон; в 2005–2009 гг. он был главным управляющим ­компании СА Technologies, а до этого ­много лет проработал в IBM.

А спустя три недели стало известно о покупке Dell еще ­одной софтверной компании. На этот раз жертвой стала ­AppAssure (около 230 сотрудников; о финансовых показателях AppAssure и условиях сделки не сообщается). Основанная в 2006 г. бывшими менедже­рами Symantec и Veritas, она занимается (и, похоже, весьма успешно) разработкой ПО для защиты данных в физической и виртуальной серверной среде, а также в «облаках». ­Пока ее решения ориентиро­ваны преимущественно на ры­нок СМБ. Как полагают экспер­ты, Dell ­будет широко исполь­зовать технологии AppAssure в своих корпоративных решениях и серви­сах — сначала это будут чисто программные решения, а со временем они начнут интегрироваться в архитектуру Fluid Data.

По мнению некоторых ана­литиков, в ближайшее время от Dell стоит ожидать и других важных шагов в области ПО, например приобретения крупных софтверных компаний. Тем более что денег у вендора сейчас достаточно: более 13 млрд. долл. наличных — больше, чем у НР или IBM.

И еще одно очень важное изменение в Dell. Как известно, в прошлом эта техасская компания не отличалась склонностью к инновациям, полагаясь преимущественно на проверенные сторонние решения. Но времена меняются, и теперь представители Dell акцентируют внима­ние на инновационности многих своих продуктов и делают став­ку на развитие собственных исследований и разработок.

В прошлом году компания ­инвестировала 1 млрд. долл. (1,6% оборота) в разработку технологий и сервисов и создание новых исследовательских подразделений. В частности, откры­ты два исследовательских центра (в дополнение к уже имеющемуся в штаб-квартире Dell в Техасе): в Санта-Кларе (Калифорния), около 700 разработчиков, и в Израиле (около 150 сотрудников) на базе ранее приобретенной израильской компании Exanet.

Для Dell это, безусловно, «большой скачок», тем не менее по доле расходов на R&D она все еще значительно отстает от ряда лидеров ИТ-отрасли.