Проект CD-R Уральского электронного завода выделился в самостоятельную компанию Mirex

Десять лет назад на базе Уральского электромеханического завода (УЭМЗ), входящего в систему Минатома, был налажен выпуск дисков форматов СD-audio, CD-ROM и CD-video.

Этот проект стал одним из немногих примеров удачной конверсии российских оборонных предприятий. Производство было оснащено оборудованием нидерландской фирмы ODME (дочернее предприятие концерна Philips) и позволяло выпускать до 6 млн. компакт-дисков в год. Здесь записывалось до 70% дисков, издаваемых в России.

В 1997 г. производство по выпуску CD было выделено в дочернюю компанию, получившую название Уральский электронный завод (УЭЗ). Летом 2000 г. эта компания становится первым отечественным производителем записываемых компакт-дисков. На оборудовании швейцарской фирмы 4M (MultiMedia Masters and Machinery) наладили выпуск трех типов CD-R под торговой маркой Mirex (MIRror EXcellent): Pro (для профессионального использования), Silver (с повышенной устойчивостью к ультрафиолетовому излучению) и Gold (с повышенной устойчивостью к изменениям температуры и влажности). По утверждению руководителей УЭЗ, производственная политика завода, включая контроль качества, строится на принципах, традиционных для российских оборонных предприятий, что позволяет позиционировать его продукцию как высококачественную и относительно дорогую.

Проект выпуска CD-R оказался довольно удачным. В прошлом году эта продукция обеспечила около 40% общего объема продаж УЭЗ, а доходы от реализации записываемых компакт-дисков выросли на 80%. В феврале 2003 г. мощности УЭЗ были удвоены за счет ввода в эксплуатацию новой производственной линии немецкой фирмы STEAG HamaTech AG. Ее производительность — 40 тыс. CD-R в сутки (1,2 млн. в месяц).

С 1 апреля 2003 г. проект CD-R выделен в самостоятельную компанию, названную по имени брэнда — Mirex. Ее генеральным директором стал Станислав Тхай, возглавляющий также и ООО «Уральский электронный завод», на должность исполнительного директора назначен Ярослав Шиколев, прежний руководитель отдела CD-R УЭЗ. В структуре новой компании (в ней работает около 100 сотрудников) три подразделения: производственное, снабжения и продаж. По мнению руководства УЭЗ, создание отдельной компании по выпуску CD-R позволит предприятию разделить и оптимизировать финансовые потоки, снизить затраты на выпуск продукции, а также даст возможность более оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации.

Предполагается, что Mirex будет юридически и экономически независима от УЭЗ. По словам Станислава Тхая, среди учредителей компании (физических и юридических лиц) есть «некоторые учредители УЭЗ, но при этом Mirex не следует считать «внучатой» компанией Уральского электромеханического завода». В то же время в случае экономической целесообразности (закупка сырья, внедрение новых технологий, участие в выставках, вопросы логистики и др.) возможно объединение усилий обеих компаний.

По словам менеджеров Mirex, суммарная производительность оборудования компании составляет 2,5 млн. CD-R в месяц. Если принять во внимание данные компании об объеме российского рынка записываемых компакт-дисков (10 млн. штук в месяц), можно сделать вывод, что доля Mirex, единственного российского производителя этой продукции, достигает 25%. Руководство компании не опасается появления отечественных конкурентов. Свою уверенность Станислав Тхай объясняет высокой стоимостью вхождения на рынок CD-R и сложностью производственного процесса.

Новая фирма сохранит систему сбыта, работавшую на УЭЗ. С самого начала своей работы завод придерживался стратегии развития собственной дилерской сети, при этом основная ставка делалась на региональные фирмы. По мнению руководства Mirex, эта стратегия полностью себя оправдала. К моменту выделения компании Mirex насчитывалось около 100 дилеров по CD-R (сообщается, что в прошлом году их число увеличилось на 30%). Заключенные с дилерами договоры останутся в силе и будут переоформлены на компанию Mirex.

В ближайших планах Mirex — дальнейшее расширение дилерской сети. С первых дней работы компания запустила программу авторизации партнеров, к участию в которой, помимо ее дилеров, приглашаются фирмы, не имевшие прежде опыта продаж продукции Mirex. Условия программы предусматривают три статуса — «авторизованный партнер», «бизнес-партнер» и «официальный дистрибьютор». Статус присваивается на один год.

Руководство Mirex намерено стимулировать партнеров введением дополнительной системы бонусов и накопительных скидок, а также обеспечить широкую маркетинговую поддержку.

В течение ближайших двух лет планируется открыть представительства Mirex в наиболее крупных регионах. Работающее с 1997 г. московское представительство УЭЗ будет разделено на две части — отдел CD-R станет московским представительством Mirex, остальные подразделения продолжат работать в составе московского представительства УЭЗ.

Также в ближайших планах компании — расширение ассортимента оптических носителей информации, в частности освоение выпуска DVD-продукции и дисков CD-RW. Как сообщают менеджеры Mirex, новую линию по производству CD-R, введенную в эксплуатацию в феврале, после перенастройки можно использовать для выпуска записываемых компакт-дисков форматов DVD-R и DVD+R. Ожидается, что производство DVD-продукции под торговой маркой Mirex начнется в конце 2003 г.

Будущее рынка CD-R и DVD

Ольга Пищулина, руководитель направления «Носители информации» дистрибьюторской компании «Алион»:

«По нашим оценкам, объем российского рынка CD-R — 10 млн. штук в месяц. Из них 60% приходится на bulk-продукцию и 40% — на продукцию в retail-упаковке. К концу года мы ожидаем роста рынка на 25–30%.

Рынок DVD-носителей составляет 80–100 тыс. штук в месяц, из них 60% составляет bulk.

До конца года этот рынок может увеличиться в несколько раз. Рынок носителей вторичен по отношению к рынку оборудования. Сейчас выходит большое количество новых устройств записи на DVD, следовательно, цены на них существенно упадут в ближайшее время, что естественно отразится в росте спроса на DVD-носители.

Тенденция, наблюдаемая сейчас на рынке, — усиление позиций формата DVD+. Его доля на рынке DVD-носителей растет. С нашей точки зрения, именно формат DVD+ является более перспективным стандартом».