Cisco Systems покупает Linksys, а 3Com и Huawei создают совместное предприятие

Пожалуй, наиболее заметными событиями на мировом ИТ-рынке в минувшем месяце стало создание совместного предприятия компаниями 3Com и Huawei Technologies, а также покупка фирмы Linksys Group компанией Cisco Systems.

Пока еще рано делать прогнозы, как это повлияет на развитие телекоммуникационной индустрии и расстановку сил на ИТ-рынке. Ясно одно — передел сфер влияния начался, и борьба предстоит нешуточная.

Сегодня все крупные поставщики понимают, что на рынке произошли серьезные изменения: Интернет-бум остался в прошлом, вновь действуют реальные экономические законы, бизнес преодолевает последствия кризиса и возвращается в нормальное русло.

Появились новые многообещающие ниши, правда, сверхприбылей уже никто не обещает, и за каждый цент стоимости акций придется крепко потрудиться. В таких условиях поставщики должны мгновенно реагировать на быстро меняющиеся требования рынка и практически без задержки обновлять ассортимент выпускаемой продукции с тем, чтобы завоевывать позиции как в новых сегментах, так и в новых регионах. Поэтому можно предположить, что мартовские события — лишь начало в грядущей цепи перемен.

О своих последних сделках вендоры объявили практически одновременно: 3Com сделала официальное заявление 19 марта, а Cisco — 20. Трудно поверить, что такая синхронность — игра случая. В бизнесе глобального масштаба подобных совпадений не бывает.

Очевидно, что заинтересованные лица знали о планах своих конкурентов. Во всяком случае, игроки ИТ-рынка во всем мире, в том числе и в России, на протяжении последних нескольких месяцев открыто обсуждали готовящуюся сделку между 3Com и Huawei. Правда, ее детали руководители компаний до последнего дня хранили в секрете.

По всей видимости, утечек информации из Cisco Systems было меньше. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что многие из ее конкурентов, а также конкурентов Linksys были застигнуты врасплох сообщением о приобретении последней. Соперники этих фирм в авральном порядке собирали «военные советы» с тем, чтобы выработать новую стратегию и достойно противостоять конкурентам, неожиданно усилившим свои позиции.

Вероятнее всего, игроки рынка слышали о том, что Cisco собирается купить очередную фирму, но не обратили на это внимания — за свою историю поставщик поглотил 80 компаний и к его агрессивному поведению все давно привыкли. Linksys стала 81-й на счету Cisco Systems и первой, которую вендор решил сохранить как независимое подразделение.

Подробности сделки, которая, как ожидают аналитики, изменит рынок домашних и офисных беспроводных сетей, таковы: приобретение бизнеса Linksys будет оплачено непривилегированными акциями Cisco на сумму около 500 млн. долл., при этом покупатель оплатит своими акциями все биржевые опционы, которые причитаются сотрудникам Linksys. Приобретение должно быть завершено в IV квартале 2003-го ф.г. Cisco (заканчивается в июле). Сделка одобрена советами директоров обеих компаний и проходит серию технических, юридических и финансовых процедур.

По завершении сделки компания Linksys станет отделением Cisco (руководить работой Linksys будет Чарлз Джианкарло, старший вице-президент и генеральный менеджер по развитию продукции Cisco), однако ее оборудование будет по-прежнему продаваться под торговой маркой Linksys через существующие розничные и дистрибьюторские каналы, а также по каналам электронной торговли. Кроме того, Linksys получит доступ к инфраструктуре распространения продукции Cisco и сможет выйти на мировые рынки, включая рынок сервис-провайдеров.

Как стало известно, переговоры между Cisco и Linksys проходили довольно гладко и не потребовали сколько-нибудь серьезных усилий от сторон, а подготовительный период оказался весьма непродолжительным и занял всего несколько месяцев. По словам Виктора Цао, соучредителя и главного управляющего Linksys, уже после первой встречи с Джоном Чемберсом, президентом и главным управляющим Cisco Systems, он понял, что готов совершить эту сделку. В свою очередь, руководители Cisco рассчитывают, что приобретение Linksys позволит им контролировать рынок проводных и беспроводных ЛВС в секторе SOHO и СМБ. А это быстрорастущий и весьма лакомый кусок. По данным аналитических компаний Dell’Oro Group и Synergy, объем мирового рынка сетевого оборудования в секторе СМБ вырастет с 3,7 млрд. долл. в 2002 г. до 7,5 млрд. долл. в 2006 г.

«Развитие широкополосных технологий привело к распространению домашних сетей. Linksys занимает сильные позиции на этом растущем рынке, у компании есть широкая линейка простых в использовании сетевых устройств для дома и малого офиса, — считает Джон Чемберс. — Это приобретение проводится в рамках общей стратегии Cisco, которая предусматривает расширение портфеля комплексных сетевых решений и выход на быстрорастущие рынки беспроводной связи, голоса поверх IP (VoIP) и сетей хранения SAN».

Специалисты Cisco подчеркивают, что оборудование Linksys не будет конкурировать с Aironet: 70 устройств Linksys ориентированы на рынок SOHO, тогда как изделия Aironet предназначены для корпоративных заказчиков.

«Покупка Linksys создает условия, позволяющие успешно продвигать новаторские решения на потребительский рынок и создавать системы нового поколения для домашних сетей», — утверждает Чарлз Джианкарло.

Но легкой победы у Cisco не будет. Узнав о сделке, поставщики решений Linksys предупредили, что быстро переключатся на продукцию конкурентов, если будет ухудшено нынешнее привлекательное соотношение цена/производительность. Cisco уже заявила, что включит в линейку Linksys собственные решения, но пообещала делать это обдуманно, чтобы не нарушить операционную модель Linksys.

Как признал Шон Дьюан, вице-президент компании Genesis Computer Systems, партнера Linksys, он был разочарован, когда узнал о сделке. Его фирма продает продукцию Cisco корпоративным заказчикам, а клиентам с рынка SOHO предлагает устройства Linksys и Netgear. Дьюан отметил, что рынок SOHO в настоящее время быстро растет и его доля составляет 60% в бизнесе Genesis, в то время как корпоративный бизнес пока стоит на месте. Больше всего Дьюан опасается, что агрессивные цены Linksys исчезнут. «Если Cisco начнет поднимать цены, мы перейдем на Netgear или D-Link», — сказал он.

Тем временем компания D-Link, главный соперник Linksys на рынке SOHO, планирует усилить свою линейку беспроводной сетевой продукции. Как уже сообщалось, D-Link разрабатывает семейство беспроводных устройств, предназначенных специально для малых фирм. Новая продукция будет иметь широкие функциональные возможности, присущие оборудованию более высокого уровня, но при этом цена изделий будет ниже, чем у аналогичных устройств Cisco.

Другой поставщик беспроводного оборудования, компания Proxim, пока не обеспокоен покупкой фирмы Linksys. Как заметила Линн Лукас, директор по маркетингу Proxim, ее компания уже конкурирует с Cisco на корпоративном рынке и с Linksys на рынке СМБ. Лукас считает, что Cisco придерживается стратегии, уже опробованной Proxim: выпускать линейку продукции, которая охватывает все ниши — от домашних пользователей до корпоративных клиентов. У Proxim есть определенное преимущество — компания уже приступила к реализации новой программы работы с каналом и в настоящее время активно расширяет партнерскую сеть.

Еще один серьезный конкурент Linksys — компания Netgear — пока хранит молчание по поводу сделки.

А тем временем 3Com и Huawei начали наступление на Cisco в верхнем сегменте. Компании договорились о создании совместного предприятия (СП), которое будет находиться в Гонконге и Ханчжоу (Китай) и производить сетевое оборудование для передачи данных, выпускаемое до настоящего времени одним из подразделений компании Huawei. Председателем совета директоров СП назначен Брюс Клафлин, президент и главный управляющий 3Com, а президент и главный управляющий Huawei Жень Чженьфей занял пост главного управляющего СП.

По мнению руководителей 3Com и Huawei, партнерство поможет китайскому вендору значительно усилить экспансию на зарубежные рынки, а американскому поставщику расширить присутствие в Китае.

На первом этапе Huawei будет принадлежать 51% акций СП, а 3Com — 49%. Планируется, что через два года у 3Com будет 51% акций, а у Huawei — 49%. Прибыль партнеры поделят пропорционально количеству акций.

Совместное предприятие в английском варианте будет именоваться 3Com-Huawei, а в китайском — Huawei-3Com.

Вклад компании Huawei в СП — это ее продукция для передачи данных (в том числе коммутаторы для локальных сетей и маршрутизаторы начального и среднего уровня; так называемые магистральные маршрутизаторы, используемые операторами связи, остаются в Huawei), а также подразделения, занимающиеся исследованиями и разработками нового оборудования, ресурсы по продажам и маркетингу, кадровые ресурсы, лицензии на IP-технологии. Вклад 3Com в СП — это 160 млн. долл., активы, относящиеся к операциям в Китае и Японии, лицензии на IP-технологии, а также канал сбыта.

В объединенный портфель интеллектуальной собственности вошло более 4 тыс. патентов, более 1000 зарегистрированных торговых марок и большое количество разработок устройств и компонентов.

Продукция СП будет продаваться под торговой маркой 3Com во всем мире, за исключением Китая и Японии, где сбыт оборудования пойдет под торговой маркой Huawei/3Com. За пределами Китая и Японии для сбыта продукции СП будет использован канал 3Com, насчитывающий более 41 тыс. партнеров.

«Продукция СП позволит дополнить семейство устройств 3Com оборудованием верхнего уровня. Таким образом, мы сможем предлагать клиентам законченные решения», — сказал Брюс Клафлин.

Создание СП не ограничивает деятельность компаний 3Com и Huawei — они, как и прежде, продолжат самостоятельные разработки, производство и сбыт продукции. В частности, у Huawei остаются подразделения, выпускающие магистральное оборудование, устройства для телефонии и SDH-сетей. Но поставки этого оборудования требуют выполнения серьезных проектных, монтажных и наладочных работ. Поэтому не исключено, что Huawei будет развивать одноуровневую схему продаж.

Как сообщил Виталий Фридлянд, глава представительства 3Com в СНГ, поставки продукции СП планируется начать в июне этого года одновременно с началом нового финансового года 3Com, и сбыт этой продукции будут осуществлять только партнеры 3Com. В связи с созданием СП каких-либо изменений в работе представительства или структуре канала сбыта пока не предвидится. Техническую поддержку клиенты и партнеры смогут получить у специалистов представительства 3Com, сервисную поддержку будут оказывать прямые партнеры компании.