19 марта в совет директоров компании Apple избран Альберт Гор-младший, бывший вице-президент США и кандидат на пост президента на выборах-2000.

По иронии судьбы Буш вошел в Ирак в тот же день, когда Гор вошел в руководство Apple.

Гор: путь прогрессора

Альберт Гор — потомственный политик, сын сенатора от шт. Теннесси Альберта Гора-старшего, «отца» Акта 1956 г. о национальных магистралях (Highways), преобразившего транспортную инфраструктуру страны. В соответствии с этим актом была построена сеть бесплатных скоростных автомагистралей, связавших между собой штаты Америки.

Окончив Гарвард в 1969 г. (год, когда начались работы по построению сети ARPANET — «колыбели» нынешнего Интернета), молодой Эл Гор добровольно отслужил во Вьетнаме, а затем работал в родном штате репортером. В 1976 г., когда Bell Labs разработала UUCP, а 25-летний Возняк и 21-летний Джобс придумали персональный компьютер Apple и основали фирму Apple Computer, 28-летний Гор избирается в Конгресс США от штата Теннесси. В Конгрессе, а потом в Сенате, куда он был избран в 1984 г. (в этом же году выпущен ПК Macintosh) Гор проявляет себя последовательным технократом, отстаивает финансирование исследований и работ по построению всего того, что потом стало Интернетом, становится председателем подкомитета по космосу, науке и технологиям.

Он активно «продолжает дело отца», продвигая идею построения Information Superhighway — Информационной супермагистрали, а затем NII — Национальной информационной инфраструктуры. Именно Гор, став в 1992 г. вице-президентом США, привнес в правление Клинтона—Гора те high-tech-приоритеты, которые создали уникальный инвестиционный климат и обеспечили в 90-е годы стране самый длинный период непрерывного экономического роста в ее истории, а всей мировой индустрии ИТ — период невиданного подъема, а на ряде направлений и бума.

После ухода из политики Гор работает советником в Google, вице-председателем финансовой компании, возглавляет общественные и благотворительные усилия по подключению к Интернету каждого учебного класса и каждой библиотеки США.
Apple — первая компания частного сектора, в которую Гор вошел как член совета директоров. Представляя Гора в качестве нового директора, Стив Джобс сказал: «Эл принес в Apple мудрость и огромнейший опыт, которые он приобрел, участвуя в управлении самой большой организацией в мире — правительством Соединенных Штатов». Он также сообщил, что Гор — давний и активный пользователь Макинтоша и даже монтирует на нем свои видеоматериалы в профессиональном пакете Final Cut Pro.

Apple: проблема партнерства

Гор занял место в совете директоров, освободившееся после того, как в конце прошлого года оттуда ушел глава Oracle и давний друг Джобса Ларри Эллисон, который сказал, что управление собственной компанией стало отнимать слишком много времени, чтобы вести регулярную работу в Apple, но он будет продолжать помогать Стиву на неформальной основе.

Пока говорить о том, что принесет Apple это новое назначение, рано, но о сегодняшнем положении компании два слова сказать стоит. У компании много заделов на будущее; идеологически, в понимании процессов цифровой конвергенции, а во многом и технологически она заметно опережает других. Apple могла бы куда более активно устанавливать в индустрии новые стандарты и задавать пути дальнейшего развития.

Apple совсем бы не помешал крупный стратегический партнер, «гигант индустрии» из одной из смежных областей — с большой пользовательской базой, многомиллиардным «кэшем», и еще такой, союз с которым оказался бы взаимовыгодным с учетом нынешних противостояний в индустрии. Два года назад таким партнером почти с очевидностью представлялась AOL-Time Warner, но в последнее время все больше и больше доводов стало появляться в пользу Sony. И уже раздавались голоса, что Apple для наилучшего продвижения ее идей было бы выгоднее всего, чтобы ее купили.

Глава Sony Нобуюки Идеи уже высказывал намерение приобрести Apple в 1996 г., когда он начинал перестройку Sony и готовился вывести ее на рынок ПК c семейством Vaio. Тогда не получилось, но, похоже, взаимный интерес сохраняется. Sony, которая еще в 1999 г. сформировала цель «стать первой в мире компанией широкополосных развлечений», сейчас сделала ставку на Linux и открытые стандарты в качестве общей платформы для домашних устройств — от домашнего сервера и PlayStation до видеокамер. И ей тоже нужен партнер — специалист по ОС, по интерфейсам.

Кроме того, Sony стремится уменьшить свою зависимость от Microsoft в секторе ПК: в последних моделях Vaio из ПО Microsoft осталась лишь сама ОС, всему остальному Sony нашла альтернативы. Так что Apple с ее Mac OS X, усиливающимися связями с открытым сообществом и с бесценным опытом реализации выдающихся пользовательских интерфейсов вроде бы подходит по всем параметрам. Начав не так давно выпуск Palm-совместимых устройств Clie, Sony теперь призналась, что не прочь купить компанию PalmSource, разработчика PalmOS, как только та станет независимой от Palm. Поэтому подозрения насчет судьбы Apple росли.

Гарант независимости

С приходом Гора в руководство Apple в одном, по крайней мере, появилась уверенность — речь может идти только о партнерстве с Sony, вариант приобретения в компании не рассматривается: людей такого ранга для реализации подобной миссии не приглашают. Да и для самого Гора соучастие в «продаже национального достояния» — компании Apple — пожалуй, стало бы пятном в биографии.

Не все приняли новое назначение Гора на «ура»: в статье, опубликованной Business Week, собраны мнения некоторых аналитиков, которые считают, что Гор — небесспорная и чуть ли не бесполезная фигура в совете директоров Apple, поскольку он всю жизнь провел в государственных структурах, а в бизнесе не имеет никакого опыта. Впрочем, тон и подбор аргументов этой статьи не оставляют сомнений в предвзятости автора. Заметим лишь, что приглашать такого человека для выполнения обычных обязанностей было бы действительно странно — а что стоит за этим назначением на самом деле, пока не знаем ни мы, ни упомянутые аналитики — дополнительных комментариев ни от Apple, ни от Гора нет.

Кроме того, и сам совет директоров Apple необычен хотя бы тем, что у него нет председателя. В своем нынешнем виде он образовался летом 1997 г.: тогда было заменено руководство компании Apple во главе с главным управляющим Гилбертом Амелио и первоинвестором, «вечным» Майком Марккулой, а во главе был поставлен «временный CEO» Джобс с зарплатой 1 долл. в год, обладатель на тот момент ровно одной акции компании. Кто, каким рычагом и на какие силы опираясь, смог произвести такую революцию — вопросы, заданные тогда CRN/RE (см. «Возвращение короля?» № 18/1997), — до сих пор остаются без ответа.