Возрождение нетбуков произошло менее чем через месяц после того, как мы предположили, что именно этот ход cтанет ответом индустрии на бум «хромбуков».

Рыночная ситуация на момент возвращения нетбуков разительно отличается от существовавшей в 2007 г. Напомним, что именно тогда был выпущен первый нетбук, сделал это тот же вендор, что и сейчас, — ASUS — под той же маркой Еее. Суб-бренд представляет собой сокращение от «Easy to learn, easy to work, easy to play». Выпуск Еее-нетбуков прекратился в 2012 г., и вот через год вендор выпускает под этой маркой нетбук нового поколения ЕееBook X205.

Смогут ли новинки и другие устройства этого класса, которые обязательно последуют за «двести пятым», найти свое место на современном рынке? Да, смогут. В нетбуках заинтересованы пользователи, так как ниша, «зачищенная» от этого типа компьютеров, полностью так и не была занята другими устройствами. Выпуск нетбуков нужен вендорам, которые сейчас ни одной реальной нишей пренебречь не могут, есть интерес к таким системам и у Microsoft. Наконец, в устройствах этого типа заинтересованы реселлеры, правда, им нужно соблюдать некоторую осторожность в продвижении новых-старых гаджетов.

Напомним основные характеристики X205: масса всего 980 г, время автономной работы до 12 ч, платформа Intel, четырехъядерный процессор Atom Z3735/2 ГГц, 2 Гбайт оперативной памяти и SSD емкостью 32 или 64 Гбайт в зависимости от модификации, дисплей привычной для нетбуков диагонали 11,6 дюйма с разрешением 1366×768 пикселей, рекомендованная розничная цена — 199 долл. Как видно, это старый добрый нетбук с характеристиками, обновленными в соответствии с развитием технологий.

Основное отличие нового нетбука от моделей прошлых лет — малый объем дисковой памяти. У Х205 ее на порядок меньше, чем у нетбуков четырех-пятилетней давности. Этого объема еле-еле хватит для установки необходимых приложений, а данным будет совсем уже тесно — даже средних размеров коллекцию аудио разместить на таком диске не получится. Новый нетбук, оказывается, тесно связан с облаками (Microsoft предоставляет 100 Гбайт в OneDrive, ASUS — 500 Гбайт в собственном фирменном WebStorage) или требует дополнительных внешних носителей («флэшки» имеют ограниченный объем, внешний диск заметно уменьшит время автономной работы). Но иного варианта нет: увеличение объема твердотельного диска резко увеличит цену устройства, использование традиционного — увеличит вес и снизит время работы от аккумулятора.

Ниша для нетбуков есть. Х205 и его последователи — а таковые появятся в ближайшее время и вряд ли будут сильно отличаться от родоначальника «второй волны» — даже с учетом проблем из-за небольшой дисковой памяти актуальны для многих, поэтому покупатели найдутся. Конечно, сегодня такие системы будут иметь несколько меньший успех, чем нетбуки первой волны, — хотя бы потому, что планшеты прошли серьезный путь развития и заняли свою долю рынка гаджетов «которые-всегда-с-собой». Однако количество пользователей, для решения задач которых нетбук вполне подойдет, достаточно много. Потенциальные пользователи нетбуков второй волны те же, что и первой, — журналисты, активные блоггеры, «продвинутые любители» фото и т. д. Заметим, что ASUS изначально явно ориентирует новинку на массовый рынок: компания будет поставлять на рынок «двести пятый» в корпусах четырех расцветок — кроме традиционного черного и белого — красный и бежевый варианты.

Работая под управлением полноценной Windows и имея привычную аппаратную клавиатуру, а также массу менее килограмма и время автономной работы до полусуток, нетбук для многих категорий пользователей по-прежнему представляет собой более удобное и привычное мобильное устройство, чем планшет. Для потребления контента обычно удобнее планшет, а вот для создания и обработки текстов, большинства фотографий, а в некоторых случаях даже видео — легкое и компактное устройство традиционного форм-фактора, то есть нетбук. Бесспорным преимуществом при решении более серьезных задач, чем те, справиться с которыми помогает современный планшет, в данном случае является совместимость Windows-компьютера не только с огромным количеством приложений, созданных для Windows, но и практически со всей имеющейся периферией. Заметим, что при этом нетбук способен обеспечить работу облачных приложений, то есть полностью заменяет «сетевой компьютер».

В продвижении нетбуков на массовый рынок весьма заинтересована Microsoft, так как на рынке мобильных систем корпорацию преследуют неудачи — доля смартфонов и планшетов на платформе Windows не хочет расти заметными темпами, да еще и доля Windows-систем на рынке ноутбуков снижается из-за роста доли Chrome OS. Поэтому новинка для массового рынка, работающая под управлением Windows, будет пользоваться разнообразной поддержкой со стороны корпорации. А некоторой уже пользуется — на новинке установлена спецверсия Microsoft Windows 8.1 with Bing, «суффикс» в названии означает, что в операционной системе браузером по умолчанию установлен Internet Explorer, а поисковой системой — Bing. Такую конфигурацию «операционки» для предустановки на новые компьютеры Microsoft предлагает по спеццене, хотя пользователь, разумеется, может изменить настройки и для браузера, и для поисковой машины.

Возникает вопрос: почему к «сетевым компьютерам» Microsoft у нас отношение скептическое (на примере Steam 14), а нетбукам (на примере Х205) предрекаем рыночный успех? Потому что «сетевой компьютер» — как в интерпретации хромбука, так и в максимально похожем варианте на платформе Microsoft — при сравнимой вычислительной мощности оказывается более чем наполовину тяжелее, чем нетбук, да и его размеры из-за четырнадцатидюймового экрана меньше соответствуют мобильному применению. В результате «сетевой компьютер» конкурирует с традиционными ноутбуками, которым проигрывает прежде всего по вычислительной мощности и функциональности. Низкая цена, как показывают данные по рынку, приводит к тому, что «сетевые решения» все же теснят традиционные ноутбуки. Нетбук же, как мы уже отмечали, не претендует на роль основной системы, исполняет роль «второго компьютера» и оптимально сбалансирован для мобильного применения, а поэтому имеет все шансы на успех, хотя свою нишу ему придется отвоевывать у планшетов.

Компания ASUS, судя по всему, совсем не боится конкуренции нетбуков с планшетами: в рамках IFA одновременно с Х205 вендор представил очередную версию бюджетного планшета MemoPad 7, которую будет продавать по той же цене, что и свой нетбук, — 199 долл. Интересно, что и «умные часы», которым аналитики предрекали роль рыночных «убийц планшетов» (это не прямые, но косвенные конкуренты: кошелек пользователя не бездонный, особенно во время кризиса), ASUS представила также и готова пустить свои ZenWatch в продажу за все те же 199 долл. Пусть пользователь сам решает, какое устройство ему сейчас нужно, вендор готов предложить гаджеты всех типов. Лучшую политику сложно придумать как для производителей, так и для реселлеров.

Рекомендации для последних в данном случае просты: как только нетбук доберется до российского рынка, надо начинать им активно торговать. При этом акцентировать внимание покупателей на классе устройства, то есть всячески подчеркивать, что Х205 именно нетбук, а не ноутбук. И при необходимости объяснять, чем одно устройство отличается от другого, — новых отличий, конечно, не появилось, но за время отсутствия нетбуков на рынке среднестатистический массовый покупатель вполне мог забыть некоторые детали. Позиционирование нетбука не как альтернативы традиционным компьютерам — и стационарным, и мобильным, — а как «гаджета» или «вашего-второго-ноутбука» поможет продвигать эти системы достаточно успешно. Расстановка правильных акцентов позволит избежать и недовольства пользователей, понадеявшихся за две сотни долларов купить полноценный ноутбук, и снижения продаж более производительных — а поэтому более дорогих — мобильных компьютеров.