Любая компания стремится к быстрому и устойчивому росту. Этого проще всего достичь двумя способами: либо стать монополистом, либо вовремя найти и занять перспективную и высокодоходную нишу. Появление новых технологий и постоянно меняющиеся потребности заказчиков делают второй путь доступным для многих игроков рынка.

Главные мировые тренды наших дней — облачные вычисления и мобильные технологии. Они, как локомотив, тянут за собой смежные сегменты ИТ-индустрии. Американская редакция CRN, составляя список самых быстрорастущих компаний «Fast Growth 150», выяснила, что приоритетными на сегодня являются следующие области: облачные вычисления, инфраструктура и решения для ЦОДов, услуги управления ИТ, сетевые технологии, мобильные устройства и приложения для них, виртуализация и унифицированные коммуникации.

По данным опроса, проведенного CRN/США, 93% реселлеров из «Fast Growth 150» фокусируются в таких областях, как решения для ЦОДов, облачные вычисления, услуги управления ИТ и сетевые технологии. Мобильные устройства и решения стали приоритетной нишей для 84% VAR’ов, технологии виртуализации привлекают 76% компаний, а унифицированные коммуникации — 63% (в ответах компании могли указывать несколько наиболее важных для себя направлений). В числе самых популярных вендоров реселлеры назвали (в алфавитном порядке) Cisco, Dell, EMC, Hewlett-Packard, IBM, Juniper, Microsoft, Symantec, VMware.

В ноябре сайт www.novostiitkanala.ru обратился к российской аудитории с похожим вопросом: «Какие решения ваша компания предлагает заказчикам?». Ответы распределились следующим образом:

  • сетевые технологии — 59,62%;
  • услуги управления ИТ — 57,69%;
  • решения для ЦОДов — 55,77%;
  • виртуализация — 53,85%;
  • решения для информационной безопасности — 51,92%;
  • облачные вычисления — 40,38%;
  • унифицированные коммуникации — 38,46%;
  • мобильные устройства и решения для них — 32,69%.

Если же говорить о темпах роста каждого из названных сегментов, то в первую тройку вошли облачные вычисления, виртуализация и сетевые технологии.

Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК, ссылаясь на данные аналитических агентств, указал, что ниша облачных вычислений растет примерно на 50–70% в год. Хорошая динамика отмечена в сегменте виртуализации, причем в наступающем году прогнозируется прирост до 80%. Увеличиваются поставки мобильных устройств и решений, на треть вырос рынок ЦОДов.

«Самыми быстрорастущими направлениями ИТ-отрасли определенно являются мобильные технологии и облака, — говорит Евгений Калашников, руководитель департамента инженерных систем группы компаний „Астерос“. — Подобно тому, как серверная виртуализация стала общепринятой технологией на российском рынке, в ближайшие полтора-два года можно ожидать широкого распространения полноценных облачных инфраструктур, в том числе благодаря заложенному фундаменту в виде уже внедренных и применяемых решений».

Игорь Ведехин, директор дивизиона инфраструктуры компании IBS, также считает, что сейчас в России самый быстрорастущий сегмент — это облачные вычисления, а виртуализацию как технологию в данном случае правильнее рассматривать вместе с облаками.

Такую точку зрения разделяет Олег Романов, заместитель директора департамента поддержки продаж компании «Техносерв». «Говоря о повышении спроса на облачные технологии, особенно в отношении таких услуг, как SaaS и IaaS, мы подразумеваем и продолжение развития решений и проектов в области виртуализации, — подчеркнул он. — Ежегодные темпы роста рынка виртуализации в России составляют около 30%. А сравнение динамики развития ряда других технологических направлений показывает их тесную взаимосвязь».

Как объясняет Владимир Вертоградов, коммерческий директор компании НОРБИТ (входит в ГК ЛАНИТ), востребованность облачных технологий обусловлена несколькими факторами. Во-первых, снижаются технические риски эксплуатации систем. Часто переход в облако провоцируют энергетики: достаточно лишь раз оставить ЦОД без электроснабжения, чтобы компания ощутила всю остроту возникших в результате этого проблем. Во-вторых, переход на внешние сервисы позволяет переложить часть ответственности на стороннего поставщика. Вместе с тем Владимир Вертоградов отметил, что, несмотря на рост предложений, облачные решения по-прежнему остаются более дорогими, нежели классические варианты.

Почти на любой вкус

Помимо упомянутых мировых трендов на нашем рынке есть немало и других быстрорастущих сегментов. «Безусловно, это область сетевых технологий и широкополосного доступа. В ней, а также на рынке мобильных устройств ожидается бурный рост, — утверждает Андрей Шандалов, председатель совета директоров Группы Optima. — Это наиболее динамично развивающиеся ниши и одни из самых массовых. Мы как системный интегратор, работающий на рынке B2B, также хотели бы выделить сегмент корпоративного ИТ-аутсорсинга, решений для ЦОДов и облачные вычисления». Андрей Шандалов добавил, что, хотя в России облака еще не так широко распространены, как на Западе, рынок этот растет быстро: в 2013 г. его объем увеличился более чем на 30%.

Быстрорастущим, по оценке Шандалова, можно назвать и рынок виртуализации, но для него пока характерны скорее резкие всплески (до 40%), нежели устойчивый восходящий тренд. Отчасти эти всплески вызваны модой, отчасти тем, что замене «железа» некоторые заказчики предпочитают виртуализацию. Но это пока что пробные шары: крупные заказчики весьма консервативны.

«Унифицированные коммуникации тесно связаны с защитой информации. Рынок этот в России молод, но растет довольно быстро. Мы это видим по востребованности решений в области ИБ для мобильных устройств», — добавил Андрей Шандалов.

А Владимир Вертоградов напомнил, что повышенный спрос на мобильные устройства и решения для них ожидался в начале года. Однако рынок B2B относится к ним настороженно, отчасти потому, что пока не решены все вопросы безопасности (например, при краже мобильного устройства), да и просто потому, что существенной ценности в мобильной версии бизнес-системы нет.

По словам Сергея Подгорного, технического директора департамента аппаратного обеспечения IBM в России и СНГ, сегодня необычайно высок интерес клиентов к программно-определяемым решениям (Software Defined Environments) вообще и программно-определяемым системам хранения данных (Software Defined Storage) в частности.

«Сейчас актуальным направлением стало отделение функциональности, обеспечиваемой СХД, от собственно хранения данных, — сказал Сергей Подгорный. — Новые подходы не только вызывают интерес на рынке, но и соответствуют таким базовым требованиям заказчиков, как снижение стоимости закупаемого оборудования и стоимости владения им».

«В любой индустрии есть приоритетные направления, которые составляют большую часть продаж на рынке. На данный момент такими точками роста можно назвать планшеты, смартфоны, оборудование для беспроводных сетей, сетевые хранилища, — говорит Михаил Кириченко, директор департамента дистрибуции компании TP-LINK. — Сегодня эти направления демонстрируют двузначные темпы роста, но скоро наступит насыщение рынка, и на смену придут более интегрированные и интерактивные решения, такие как Интернет вещей, интерактивные очки, умные часы и т. д. Особенно хотелось бы отметить роль беспроводного сетевого оборудования — актуального направления, как сейчас, так и в перспективе, поскольку оно является связующим звеном между основными движущими направлениями ИТ-рынка».

Заметную роль на быстрорастущих рынках играет компания Dell. Как отмечает Андрей Ковалев, директор по корпоративным решениям «Dell Россия», вендор предлагает продукты для всех сегментов рынка и ориентируется как на корпоративных, так и на домашних пользователей. В частности, недавно был анонсирован новый продукт — микросервер PowerEdge T20, предназначенный для домашних пользователей и малых организаций. Он создан для того, чтобы помочь клиентам свести все ресурсы в один узел и управлять ими из одной точки. Микросервер — это и медиацентр, и доступ в Интернет, и система хранения данных, и управление видеонаблюдением, и автоматизация домов, обеспечение их теплом и электроэнергией. По словам Ковалева, именно такие системы для управления домом стали одним из наиболее быстрорастущих направлений в мире и России.

В числе ключевых продуктов для перспективных рынков он называет PowerEdge VRTX — «ЦОД под столом», предназначенный как для СМБ, так и для крупных государственных и коммерческих организаций. Изделие заранее сконфигурировано и поставляется с предустановленным ПО — надо только включить его в сеть.

Флагманский продукт, который в ближайшее время будет активно продаваться в России, — DELL Active System, законченное интегрированное решение, выполненное в виде стойки и предназначенное для автоматизации крупных организаций.

Традиционно высоким спросом пользуются системы обеспечения информационной безопасности. Константин Левин, директор по продажам InfoWatch, сообщил, что в последнее время продуктовый портфель компании заметно расширился. «Это связано с тем, что рынок, на котором мы изначально работали и который получил название рынка защиты от утечек информации, перешел в стадию зрелости. В связи с этим необходимо наращивать экспертизу, увеличивать количество проектов не только в сфере DLP, но и в отношении продуктов, решающих смежных задачи, — пояснил Константин Левин. — Поэтому мы начинаем развивать такие технологии, как защита от таргетированных атак, контроль мобильных устройств и др., на перспективность которых указывают исследования и отзывы заказчиков.

Набирает популярность решение InfoWatch Appercut по проверке кода программных продуктов, созданных на заказ. Результаты этого года позволяют предположить, что этот рынок будет расти и дальше».

В то же время, по словам Левина, компания не отказывается от направления DLP. «Это наше детище, мы продолжаем развивать технологии, которые позволяют перехватывать и анализировать передаваемую информацию. В соответствии с продуктовой стратегией InfoWatch DLP-решения планируется делать все более бизнес-ориентированными. Мы хотим объяснить бизнесу, что процесс обеспечения ИБ отнюдь не сложен, а внедрение наших технологий не требует существенных затрат и позволяет избежать утечек и, как следствие, материального ущерба от них», — подытожил Константин Левин.

Еще один важный тренд, на котором остановился Игорь Ведехин, — изменение у сотрудников компаний взглядов на то, каким должно быть рабочее место. «Новая концепция, которую мы называем корпоративное рабочее пространство, Enterprise workplace, создает новые вызовы для ИТ, — говорит Ведехин. — Речь идет о более глубоком проникновении технологий в жизнь, что порождает новые привычки, новое ощущение мобильности и новое качество рабочего пространства. Изменяются подходы к организации работы сотрудников, причем это связано и с темой виртуализации рабочих мест, и с темой мобильности, и с особым подходом к организации связи, унифицированными коммуникациями и пр. То есть сюда мы относим совокупность технологий и решений для формирования корпоративного рабочего пространства. Все эти технологии сейчас востребованы многими нашими клиентами».

Комментируя ситуацию в быстрорастущих сегментах российского ИТ-рынка, Олег Романов отметил, что их уровень и динамика развития в чем-то отражают общемировые тенденции, но конечно же имеют свои особенности. К примеру, еще несколько лет назад проекты по созданию ЦОДов уровня Tier III в России только обсуждались, а сегодня число сертифицированных или проходящих сертификацию объектов этого класса уже приближается к полутора десяткам. «Потребность в ресурсах ЦОДов продолжает расти. Загрузка коммерческих дата-центров, входящих в первую десятку (по размерам), уже превышает 70%. Это гарантирует данному рынку сохранение высокого темпа роста, который оценивается в 28% в следующем году. При этом становится все более заметной тенденция к укрупнению объектов на рынке ЦОДов», — сообщил Олег Романов. Он также добавил, что динамичный рост этого рынка и укрупнение ЦОДов сопровождается повышением спроса на такие решения, как ПО для управления инфраструктурой ЦОДов (DCIM, Data Center Infrastructure Management). Мировой рынок DCIM, по существующим прогнозам, в ближайшие три года будет ежегодно прибавлять 47%. В России рынок DCIM только формируется, но быстрое развитие облачных вычислений и облачных сервисов, как в сегменте корпоративных заказчиков, так и практически двукратный рост в сегменте СМБ, дадут толчок развитию этих систем, поскольку они крайне необходимы, особенно коммерческим ЦОДам, для расчетов с потребителями по предоставляемым ими облачным услугам.

«Я могу судить о рынке телекоммуникационного оборудования. Основной тренд последних лет — развитие облачных технологий. По данным J’son & Partners Сonsulting, за прошедший год виртуальные и облачные АТС показали двукратный рост на фоне снижения объема продаж „железных“ решений, — заявил Николай Школьников, руководитель отдела маркетинга и продаж систем связи, ООО „Панасоник Рус“. — Темпы проникновения облачных услуг в России ниже, чем в Европе и США, в силу определенных причин, но можно сказать, что в ближайшее время это направление станет ключевым на рынке телекоммуникационных услуг. Особенно оно интересно компаниям СМБ в силу скорости разворачивания таких решений и более низких требований к безопасности». Николай Школьников добавил, что указанная тенденция на фоне общего падения рынка традиционных АТС стала одним из основных факторов развития линейки SIP-оборудования Panasonic.

Также в компании отмечают рост интереса к решениям ВКС. Заказчики понимают экономическую выгоду, которую дает использование этих систем. При первоначальных серьезных финансовых вложениях в дальнейшем ВКС помогает быстрее решать многие важные вопросы и сокращает затраты на командировки. За несколько лет стоимость систем ВКС заметно снизилась, что позволяет компаниям среднего сегмента рассматривать возможность внедрения таких решений.

Как заявил Петр Старков, руководитель департамента коммерческих продуктов NETGEAR, его компания разрабатывает и производит инновационные сетевые продукты для домашних пользователей, предприятий и интернет-провайдеров. Сегодня существуют три основных направления развития, наиболее быстрорастущих и востребованных:

  • Wi-Fi-решения для внедрения в гостиницах, больницах, образовательных учреждениях и разного рода компаниях, начиная от пяти пользователей. Рост спроса на подобные решения связан с глобальным ростом рынка персональных устройств, различных Web-приложений и соответственно с потребностью все большего количества людей быть постоянно в сети;
  • 10-гигабитная коммутация. Этот мировой тренд связан с широким проникновением технологий 10G в сети любых размеров и вызван стремительным ростом объема передаваемой информации. В данном сегменте NETGEAR предлагает широкий выбор коммутаторов с оптическими и медными 10G-портами и технологией PoE;
  • хранение данных — еще одна быстрорастущая технология. Ее динамика обусловлена ростом объема информации и необходимостью надежного ее хранения, а также быстрого доступа к данным.

Все эти технологии и инновации, которые раньше были доступны только крупным корпорациям, теперь поставляются в сегменты СМБ и SOHO.

Денис Андриков, заместитель технического директора по работе с заказчиками компании «Открытые Технологии», из всех вышеперечисленных сегментов выделяет услуги управления ИТ, считая их одним из самых быстрорастущих направлений. «Этот сегмент рынка в России пока наименее развит, хотя многие интеграторы в той или иной степени заявляют, что работают в этой области. Услуги управления ИТ имеют наибольший потенциал развития и соответственно наивысшие темпы роста, — пояснил Андриков. — Развитие бизнеса в России идет в сторону консолидации ИТ-активов, и потому услуги управления ИТ являются наиболее актуальными и востребованными. На второе место я бы поставил решения для ЦОДов. Я имею в виду технологии, повышающие эффективность использования ресурсов центров и работающие на развитие бизнеса».

По словам Алексея Плотникова, директора по маркетингу Xerox Евразия, в настоящее время доля монохромных устройств и принтеров продолжает снижаться, но при этом растет спрос на многофункциональные решения для цветной печати, которая становится все более востребованной. Это связано не только со снижением стоимости цветного отпечатка, но и с более высокой эффективностью цветных документов в коммуникациях. Другая важная тенденция, как отмечает Плотников, — повышенное внимание заказчиков к защите данных и контролю использования офисной инфраструктуры. «Наши последние разработки в этой области реализованы в инновационной платформе Xerox ConnectKey, которая предоставляет широкие возможности для централизованного управления правами доступа к оборудованию и контроля активности персонала. Это особенно актуально, если принять во внимание, что несанкционированный вынос документов в бумажном виде, по некоторым оценкам, является причиной примерно 36% всех утечек информации в мире (данные аналитического агентства InfoWatch), — подчеркнул Алексей Плотников. — Все более востребованными становятся решения для печати с мобильных устройств. В нашей линейке есть разработки, при помощи которых офисные сотрудники могут отправлять документы с мобильных устройств на печатные аппараты. Уровень авторизации каждого пользователя и перечень доступного оборудования задаются ИТ-отделом компании, что обеспечивает высокую степень безопасности и эффективность эксплуатации офисной техники».

Борис Бобровников назвал еще ряд быстрорастущих направлений, пользующихся спросом у российских ИТ-компаний. Одно из главных — аутсорсинг. «В этом году компании старались передавать на внешнее обслуживание не только техподдержку, но и бизнес-процессы. По оценкам аналитиков, 37% крупных игроков российского бизнеса в корпоративном сегменте пользуются услугами ИТ-аутсорсинга, — сказал Бобровников. — В мире цифры, конечно, больше. Но для России это уже прогресс, и ситуация в экономике только усилит эту тенденцию».

Другое, не менее значимое направление — СЭД/ECM, растущее в России на 23% в год. «За последние несколько лет у нас было несколько крупных проектов в нефтегазовой отрасли, в промышленности, в банковском секторе, в государственных ведомствах, — подчеркнул Борис Бобровников. — Совсем недавно модернизировали СЭД в одной транспортной компании. С поддержкой единого информационного пространства во всех филиалах организации и возможностью работы на мобильных устройствах. Конечно, в основном это уже не создание, а модернизация систем, и в перспективе темпы роста здесь замедлятся».

В последнее время специалисты все чаще обращают внимание на следующее обстоятельство: непрерывный рост уровня информатизации средних и крупных предприятий приводит к эффекту «расползания» информационной среды. При этом отмечаются две разновидности данного эффекта: функциональное расползание и инфраструктурное. Под инфраструктурным расползанием, по словам Максима Мамаева, технического директора компании АМТ-ГРУП, имеется в виду экстенсивное наращивание вычислительных, сетевых и других инфраструктурных мощностей при недостаточном контроле над эффективностью использования и безопасностью инфраструктур в целом. Это происходит, например, при приобретении выделенных программно-аппаратных комплексов в комплекте с приложениями, при закреплении ресурсов за подразделениями, при отсутствии контроля за созданием и использованием виртуальных машин и т. п.

Отличительной характеристикой расползания можно считать то, что рост объема инфраструктуры не сопровождается ростом производительности труда, как при реализации основных производственных процессов, так и в работе ИТ-службы.

В результате эффекта расползания заказчик сталкивается с ситуацией, когда при, казалось бы, значительных инвестициях в ИС невозможно одновременно решить следующие задачи: сократить рост расходов на ИТ (повысить отдачу при том же уровне расходов); обеспечить быструю перестройку инфраструктур под меняющиеся требования бизнеса; обеспечить всестороннюю и единообразную реализацию политик безопасности в информационной среде предприятия. «Соответственно возникает спрос на решения, которые так или иначе направлены на борьбу с расползанием, — говорит Максим Мамаев. — Это решения, которые нацелены не на расширение парка программно-технических средств, а на увеличение отдачи от существующих инфраструктур и ИС. В функциональной области речь идет о различных интеграционных шинах и порталах. В инфраструктурной — о решениях по автоматизации сервисов ИТ-инфраструктуры: „облачная автоматика“ в вычислительных средах, решения BYOD и SDN для сетей доступа, оркестраторы для корпоративных систем связи. В ближайшем будущем эти решения будут интегрироваться в интеллектуальную инфраструктуру нового поколения, работающую по принципу самообслуживания пользователей».

Проекты по созданию новых ИС или отдельных сегментов будут выполняться с обязательными требованиями, предотвращающими расползание. Эти требования окажут существенное влияние на выбор тех или иных производителей и технических решений. «Подходы к автоматизации ИС и рынок соответствующих решений еще только формируются, однако среди основных мировых производителей уже второй год наблюдается ажиотаж по приобретению профильных стартапов и запуску собственных наработок, — отмечает Максим Мамаев. — В новой парадигме ценность и конкурентоспособность интегратора в значительной мере определяются двумя факторами: способностью проводить аудит и анализ ИС и ее процессов и возможностями по разработке ПО, которое будет востребовано в целом спектре интеграционных задач (например, формирование порталов самообслуживания в автоматизированной инфраструктуре), а также для создания нишевых продуктов, специфичных для конкретного заказчика или локального рынка».

Темпы роста высокие, но не взрывные

Руководители российских ИТ-компаний считают, что наш рынок все больше становится похож на западный, где темпы роста и маржа невелики. Обороты компаний, работающих в перспективных сегментах, увеличиваются, но взрывного роста нет. По оценке Владимира Вертоградова, можно рассчитывать на увеличение объемов продаж на 20–30% в год. Эти цифры сохранятся в течение ближайших нескольких лет, если не случится очередной кризис. Что касается прибыльности бизнеса, то она постоянно снижается, поскольку ее «съедает» перегретый кадровый рынок.

Денис Андриков так описывает перспективу развития быстрорастущих направлений в России: два года застоя (в связи с общей стагнацией ИТ-рынка в 2014 и 2015 гг., вызванной необходимостью поддержки крупных спортивных мероприятий), затем последуют два года бурного роста и год стабилизации.

Таким образом, насыщение нынешних быстрорастущих сегментов произойдет примерно лет через пять.

А что говорят вендоры о будущем своих сегментов? Как утверждает Сергей Подгорный, интерес к программно-определяемым решениям довольно высок, что позволяет этому направлению демонстрировать уверенные темпы роста. В данном случае речь идет о концепции, о направлении развития отрасли в ближайшем будущем, о смещении фокуса функциональности с непосредственно аппаратной платформы на некоторый промежуточный слой. По мнению специалистов IBM, это позволит использовать более простые аппаратные решения, что благоприятно скажется на стоимости.

Ссылаясь на оценки Anti-Malware, Константин Левин сообщил, что российский рынок систем DLP завершит 2013 г. с ростом на 45–50%. «Поскольку все быстрорастущие сегменты связаны с увеличением объема передаваемой информации и продажами персональных устройств, мы можем предположить, что ежегодный мировой прирост составляет не менее 60% в глобальном масштабе. Что касается России, то здесь рост может быть больше в связи с повсеместной интеграцией новых технологий на вертикальных рынках, в государственных и коммерческих структурах», — отметил Петр Старков.

Алексей Плотников, основываясь на данных IDC, сообщил, что российский рынок цветной печати в этом году продолжил рост, в то время как рынок монохромных устройств пережил незначительный спад. Растет спрос на решения Xerox на основе платформы Xerox ConnectKey, позволяющей оптимизировать печатные процессы в организациях различного масштаба и профиля. Плотников добавил, что для зарубежных заказчиков наличие этой платформы все чаще становится решающим фактором при выборе печатающего устройства. Однако в российских компаниях больше внимания уделяют техническим характеристикам аппаратов, нежели возможности их интеграции в бизнес-процессы. «Развитие российского рынка MPS (Managed Print Services, управляемые услуги печати) происходит в соответствии с нашими ожиданиями, — сказал Алексей Плотников. — Темпы его роста несколько замедляются, что вполне объяснимо, так как после стремительного „роста с нуля“ неминуемо следует стадия умеренного и поступательного развития. В настоящее время наиболее интенсивный рост рынка аутсорсинга печати наблюдается в сегменте крупного бизнеса, потенциал развития которого будет исчерпан не скоро. При этом рынок растет как за счет новых контрактов, так и за счет расширения ранее подписанных».

Надо сказать, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, до сих пор остаются ниши, в которых темпы роста заметно превосходят среднерыночные. Одна из таких ниш — оборудование SIP и ВКС. По оценке Николая Школьникова, рост, как в России, так и в мире, в обоих названных сегментах составит 120%.

Как долго в перспективных на сегодня нишах будут сохраняться высокие темпы роста? Евгений Калашников считает, что рост российского ИТ-рынка находится в ощутимой зависимости от инвестиций западных компаний и поддержки со стороны государства. «С 2008 г. и по сей день основные заказчики — это государственные структуры, — говорит Калашников. — Как правило, их планы развития понятны, причем на несколько лет вперед, поэтому серьезного скачка ждать не стоит. С другой стороны, объявленные государственные инициативы по поддержке ИКТ-отрасли и инвестированию в ее развитие дают основания полагать, что падения ИТ-рынка не будет. Инновационная часть получит подпитку, а „классическая“ системная интеграция будет востребована всегда, так как заказчикам постоянно требуется поддержка и обновление уже существующей инфраструктуры».

По мнению Андрея Ковалева, рост перспективных направлений только начался. «Я думаю, что в ближайшие три года насыщение рынка точно не наступит и Dell в своих нишах будет только расти», — заявил он. Николай Школьников также считает, что высокий спрос на флагманские решения Panasonic — системы ВКС и SIP-оборудование — продержится еще как минимум пять лет. «В России эти направления находятся на начальной стадии развития, чем и объясняются высокие темпы их роста», — пояснил он.

«Если говорить о DLP-решениях, то рост продолжится еще несколько лет. После этого можно ожидать некоторого насыщения рынка, — говорит Константин Левин. — Как известно, цикл жизни программного продукта в организации составляет максимум 3–4 года, после чего происходит смена решения (если, конечно, оно не системообразующее). Поэтому могу прогнозировать с абсолютной уверенностью, что через три года будет еще один виток продаж DLP-систем. После этого рынок несколько успокоится и начнется системная работа. Здесь можно провести аналогию с сегментом антивирусов: сначала все вендоры показывали огромный рост, затем на рынке наступил небольшой период стагнации, и сейчас продажи растут, но уже весьма умеренно».

Оптимистично оценивают ситуацию поставщики оборудования для передачи данных. «Рост Цифровой Вселенной продолжится, нагрузка на сети будет расти с заметным ускорением, соответственно все эти направления останутся на подъеме еще долгое время, если только не изобретут абсолютно новый способ передачи и хранения данных, — отметил Петр Старков. — Спрос на 10Гб-технологии сохранится до тех пор, пока в обиход не войдут более производительные решения, которых в приемлемом ценовом сегменте пока не видно».

Рынок решений для цветной печати, по словам Алексея Плотникова, еще долго будет демонстрировать положительную динамику, так как некоторые его сегменты сравнительно молоды. «Например, рынок цветных принтеров формата А3 достаточно быстро растет и пока далек от насыщения. Мы планируем развивать предложение и на рынке услуг аутсорсинга офисной печатной инфраструктуры. По нашим оценкам, к 2015 г. на эти услуги будет приходиться порядка 12–15% всех расходов на офисную печать (суммарная стоимость запчастей, расходных материалов и обслуживания) в сегменте крупного бизнеса, поэтому в этом направлении мы видим серьезный потенциал для роста», — подчеркнул он.

«Компания Dell сравнительно недавно предложила рынку новые решения, поэтому их доля в общем объеме продаж пока незначительна, — говорит Андрей Ковалев. — Но если говорить о двух-трехлетней перспективе, то я бы оценил долю перспективных продуктов в районе 30%, особенно среди заказчиков из сегмента среднего бизнеса. Я думаю, что в ближайшие три года насыщение рынка новыми решениями точно не наступит, а значит, будет только рост. В течение этих трех лет можно „снимать сливки“ и получить отдачу от инвестиций, сделанных на предыдущем этапе».