Аналитическая компания IDC подвела итоги исследования российского рынка персональных компьютеров за III квартал 2014 г. Согласно данным IDC Quarterly PC Tracker, за отчетный период в Россию было поставлено около 2,29 млн. настольных и портативных ПК, что соответствует сокращению рынка на 15,6% в штучном выражении и на 29,3% в денежном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По итогам квартала первую строчку в списке лидеров занимает Lenovo (25,9% всех поставленных за III квартал ПК). Далее следуют Hewlett-Packard (15,4%), ASUS (14,5%), Acer (12,5%) и DNS (3,6%).

Напомним, что компания IDC относит к категории ПК не только настольные системы, но и ноутбуки и моноблоки. Поэтому мы приведем еще и «разбивку» по сегментам.

Поставки настольных ПК сократились на 10,4% относительно аналогичного периода прошлого года и составили чуть более 800 тыс. штук. Компания Hewlett-Packard возглавляет список крупнейших поставщиков. За ней следуют Lenovo, DNS, Acer и DEPO Computers.

Сегмент моноблоков в отчетный период увеличился на 8,8% в штучном выражении. Неоспоримый лидер здесь Lenovo. Тройку «передовиков» замыкают Hewlett-Packard и Acer.

В этом же отчете аналитики делают неутешительные выводы. «Ситуация в экономике продолжает оказывать негативное влияние на развитие рынка персональных компьютеров. В коммерческом сегменте сохраняется тенденция сокращения бюджетов и тендерной активности. В последнее время конечные пользователи все чаще отдают предпочтение недорогим устройствам. Если рубль продолжит сдавать позиции по отношению к доллару и евро, то к началу 2015 г. возможно некоторое подорожание компьютерной техники в связи с ростом закупочных цен, что, в свою очередь, окажет влияние на покупательную способность», — отмечает Наталья Виноградова, старший аналитик IDC.

Напомним, что чуть раньше, при оглашении предварительных итогов III квартала 2014 г., аналитики также отмечали, что в настоящий момент рост рынка по-прежнему тормозят слабые деловые настроения, которые сводятся к «позиции выжидания» организаций и отложенных заменах XP. Потребительский спрос также остается слабым, несмотря на то, что вендоры предлагают большое разнообразие ПК по низким ценам. Удешевленная версия Windows от Microsoft для производителей, продающих компьютеры, стоящие меньше 250 долл., помогла увеличить ПК-поставки в потребительском сегменте, но недостаточно для того, чтобы преодолеть негативные результаты прошлого года.

И если уж речь зашла о потребительском рынке, приведем данные из одного отчета.

По данным регулярного исследования РосИндекс компании Synovate Comcon, россияне продолжают обзаводиться домашней компьютерной техникой. По итогам первой половины 2014 г. 71% семей владели персональными компьютерами. За последние пять лет этот показатель увеличился на 13,6 процентных пунктов (пп.), однако в последние полгода его рост остановился. При этом владельцы ПК все чаще отдают предпочтение компактным и мобильным ноутбукам: доля десктопов за последние пять лет снизилась на 12,6 пп., а средний возраст этих систем в российских семьях превысил пять лет. Популярность ноутбуков, напротив, выросла на 6,1 пп. — по данным первого полугодия 2014 г. они есть дома у 39% семей. Почти 11% семей имеют и десктоп, и ноутбук. Моноблоки также становятся все более популярны среди семей — владельцев ПК — по итогам первой половины 2014 г. их доля составила 3% (+1,4 пп. за последние 2,5 года).

Напомним, что уже третий рейтинг подряд номинация «Настольные ПК», с которой когда-то начиналось наше исследование, находится на грани «вылета». Раньше все хорошо себе представляли персональный компьютер: «большой железный ящик», который шумит и греется, который можно «проапгрейдить» и к которому подключена вся периферия в доме (или офисе), включая монитор и клавиатуру, без чего этот «ящик» не может общаться со своим владельцем. Но вот уже несколько лет ведутся разговоры о том, что на их место пришли принципиально новые устройства, претендующие на внимание и деньги клиентов: ноутбуки, планшеты, смартфоны, моноблоки и даже медиаплееры. Конечно, ни одно из перечисленных выше устройств не способно в полной мере заменить старый добрый настольный ПК...

Как бы там ни было, итоги рейтинга показывают, что списывать «старичков» в утиль еще рано. В этом году стационарные компьютеры делят пятое и шестое места с номинацией «Ноутбуки»: 72,1% респондентов продает данное оборудование. Напомним, что в 2012 г. интерес канала к этим устройствам был ниже. Тогда работу вендоров в данной номинации оценили 62,5% респондентов. Два года назад «Настольные ПК» делили шестое и седьмое место в рейтинге популярности с номинацией «СХД».

Претенденты

В 2012 г. в предварительный список претендентов в номинации «Настольные ПК» было включено 18 компаний: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Computers, DNS, Fujitsu, HP, iRu, Kraftway, Lenovo, R-Style Computers, Samsung, USN Computers, Wexler, «Аквариус», «К-Системс», «Формоза». Перешагнуть порог канальности смогли только восемь: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Computers, HP, Lenovo, «Аквариус».

Спустя два года на звание «чемпиона канала» претендовали уже 19 вендоров: Acer, Apple, ASUS, Cisco Systems, Dell, Depo Computers, DNS, Fujitsu Technology Solutions, HP, IBM, iRu, Kraftway, Lenovo, MSI, USN Computers, Wexler, «Аквариус», «К-Системс», «Формоза»*. Отрадно, что больше половины — 11 компаний — смогли в этом году преодолеть порог канальности. Вот названия тех, кто прошел во «второй тур»: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Computers, Fujitsu, HP, iRu, Kraftway, Lenovo и «Аквариус».

Отметим, что только одна компания из входивших в пятерку лидеров 2012 г., не смогла удержаться в ней в этом году. Два года назад «Аквариусу» (а именно об этом вендоре идет речь) принадлежало четвертое место в номинации «Настольные ПК».

Представляем победителей

Пятое место вновь у компании Dell, даже несмотря на то, что ее оценка в этом году гораздо выше полученной в предыдущем рейтинге — 34,305 баллов против 28,688 баллов. И если два года назад получить более высокое место вендору помешали самые низкие (среди финалистов) оценки по четырем из восьми критериев: «соотношение цена/качество», «активность в продвижении продукции», «техническая поддержка партнеров» и «сервисное обслуживание заказчиков», то в этом году низших оценок в его копилку добавилось. Теперь, по мнению партнеров, производитель имеет худшие (среди финалистов данной номинации) показатели работы по следующим критериям: «активность в продвижении продукции», «прибыльность продукции», «маркетинговая поддержка партнеров», «техническая поддержка партнеров», «сервисное обслуживание заказчиков», «обучение и сертификация партнеров». С такими «претензиями» со стороны канала трудно претендовать на место выше пятого.

В то же время, по мнению Александра Белоглинцева, менеджера по маркетингу клиентских продуктов Dell в России, Казахстане и Центральной Азии, у вендора есть что предложить каналу в этой товарной группе. Кроме того, он считает, что партнеры благосклонно относятся к этому предложению: «Мы добились значительных успехов в продажах рабочих станций (я имею в виду линейку Dell Precision — для CAD-проектирования и 3D-визуализации). Согласно IDC, доля рынка в РФ увеличилась с 5,5% в IV квартале 2012 г. до 21,6% во II квартале 2014 г. Многие партнеры нарастили компетенцию в области рабочих станций — партнеры со статусом как Preferred, так и Registered, особенно участники канальной программы Dell Precision Club. Приобретение и тесная интеграция с WYSE также привнесла синергетический эффект в развитие продаж этой категории».

Надеемся, что респонденты следующего рейтинга проявят большую солидарность с вендором, чем представители канала в 2014 г.

На четвертую строчку партнеры поставили компанию ASUS. Этот финалист, так же, как и Dell, в этом году смог набрать гораздо больше баллов, чем в 2012 г. (35,686 и 30,568 соответственно). Но, увы, даже это не помогло ему удержаться на третьем месте, которое он занимал два года назад. Когда речь заходит о компьютерах ASUS, первое, что приходит на ум, — нетбуки и ноутбуки. А вот о том, что под этой маркой производят еще и стационарные системы, вспоминаешь не сразу. Четыре года назад респонденты намекали вендору, что сложившуюся вокруг имиджа «персоналок» ситуацию надо исправлять: тогда компания ASUS получила самую низкую оценку по критерию «активность в продвижении продукции» среди пяти лучших производителей настольных ПК. Не знаем, прислушались ли в российском представительстве производителя к мнениям участников канала или сами поняли — что-то неладно, но так или иначе, в 2012 г. за этот критерий ASUS получила самый высокий балл среди тех, кто вошел в пятерку лидеров номинации «ПК». Спустя два года оценки, выставленные этому вендору, можно охарактеризовать так: «средняя температура по больнице». У канала нет к этому вендору никаких конкретных претензий — он не получил ни одной худшей оценки.

«Бронзу» в этом году респонденты также отдали не тому, кому она принадлежала два года назад. Более того, в нынешнем рейтинге третье место досталось компании, которая в 2012 г. оказалась не только за пределами призовой пятерки, но даже не смогла перешагнуть порог канальности. Спустя два года Fujitsu не вошла в число трех самых любимых каналом производителей настольных ПК и не получила высшую оценку за критерий «прибыльность продукции». Правда, и без «худшей» не обошлось. По мнению партнеров, вендору необходимо обратить внимание на «соотношение цена/качество» продукции. И все же несмотря на такую претензию со стороны канала продаж, Fujitsu удалось заработать 36,744 балла, что больше, чем у призера предыдущего рейтинга (более одного балла).

Прекрасный результат. Скорее всего, это отражает результаты работы, проделанной вендором за прошедшие два года. Как замечают в представительстве, в последние годы в компании произошло заметное перефокусирование канала на сегмент Value Channel. В связи с этим компания много вкладывала в развитие партнеров по направлению инфраструктурных решений для корпоративного сегмента, в том числе было увеличено их количество со статусом Select и Select Expert. Специалисты данных компаний дополнительно обучались, партнеры получили маркетинговую помощь. Также были инициированы различные акции по поддержке партнеров (как авторизованных, так и неавторизованных) с целью привлечения их к партнерству с Fujitsu.

Рассказать о тех, кому покорились две высшие ступеньки пьедестала почета, можно двумя словами: «без перемен». Второе место вновь у компании Lenovo, которая в 2010 г. буквально прорвалась на третье место номинации «ПК» (в 2008 г. этому вендору не удалось даже перешагнуть порог канальности). Отметим, что в 2012 г. китайский производитель получил высшие оценки среди финалистов по критериям «соотношение цена/качество» и «прибыльность продукции». А в сумме смог заработать 31,368 баллов. Нынешний рейтинг также принес Lenovo две высшие оценки (за критерии «соотношение цена/качество» и «активность в продвижении продукции»). Правда, в этом году вендора не миновала и «худшая» — за критерий «качество продукции». Но тем не менее общий уровень оставшихся пяти оценок был таким, что производитель смог не только заметно улучшить свой абсолютный результат (итоговая оценка Lenovo в этом году — 37,643 балла), но и сохранить за собой «серебро».

И все же, судя по итогам голосования, всем тем, кто претендует на звание «чемпиона канала» в номинации «Настольные ПК», еще очень далеко до лидера. А как иначе объяснить их решение вновь отдать первое место компании Hewlett-Packard? И здесь речь идет не о «плюс-минус 0,2%». Напомним, что в прошлом году отставание ближайшего конкурента было более чем заметно — 2,693 балла. Это при том, что разница в результатах компаний, стоящих на втором и пятом месте, равнялась 2,68 балла. В этом году данный показатель составляет 3,338 балла. Увеличился и отрыв НР от Lenovo. Теперь он равен 3,015 балла. Интересно, что лидер улучшил свой собственный результат двухлетней давности аж на 6,598 балла. Эти цифры говорят сами за себя. И лучшим дополнением к ним будет информация о том, по каким критериям победитель номинации получил самые высокие оценки: «качество продукции», «маркетинговая поддержка партнеров», «техническая поддержка партнеров», «сервисное обслуживание заказчиков», «обучение и сертификация партнеров» — этот список «достижений» не изменился по сравнению с предыдущим рейтингом.

Критерии и оценки

Самым главным критерием для компаний, продающих настольные ПК, в этом году стала «прибыльность продукции» (его важность оценена в 0,885 балла). Отметим, что эта оценка не только самая высокая за данный критерий работы вендора, но и вообще наивысшая во всем рейтинге. Два года назад лидером самым значимым был критерий «качество продукции». Тогда его оценили в 0,772 балла. Теперь его важность находится на уровне 0,823 балла, но это только третье место. А вот «серебро» в соревновании «что самое важное » досталось критерию «соотношение цена/качество». Его оценка — 0,857 балла.

Самым «неинтересным» для продавцов настольных ПК вот уже третий рейтинг подряд становится критерий «обучение и сертификация партнеров». Даже несмотря на то, что за последние два года он «прибавил» — 0,515 балла, тогда как два года назад респонденты оценивали его лишь в 0,487 балла.

* «ПК» — единственная номинация, в которой мы отступили от установленных нами правил, не включив в итоговый список некоторые марки компьютеров (принадлежащие как московским, так и региональным компаниям), так как они были названы самими производителями, продающими свои устройства наряду с «чужими». Именно такие торговые марки (и их производители) не были включены в итоговый список претендентов, а оценки, которые вендоры поставили самим себе, к рассмотрению не принимались. Таким образом, все марки ПК, вошедшие в итоговый список, были указаны в анкетах компаний, закупающих их для перепродажи у других сборщиков (как напрямую, так и через дистрибьюторов), т. е. являющихся партнерами этих производителей.