По оценке компании ITResearch, несмотря на поддержку со стороны сферы образования, в прошлом году российский рынок проекторов не смог выйти в положительную зону: «По итогам 2013 г. продажи (199,33 тыс.) совсем немного не дотянули до 200 тыс. устройств. Объем рынка в деньгах — 194,3 млн. долл. Годовая динамика довольно негативная, падение более 14% как в штуках, так и в деньгах.

При этом средневзвешенная стоимость составила около 950 долл. и совсем незначительно изменилась по сравнению с прошлым годом (несмотря на общий тренд к удешевлению самих проекторов). Сохранение данного параметра было связано с ростом поставок относительно дорогих короткофокусных и ультракороткофокусных аппаратов для сферы образования. Также неплохо продавались инсталляционные аппараты.

На протяжении всех последних лет борьба за лидерство традиционно разворачивается между тремя крупнейшими игроками — компаниями Acer, BenQ и Epson. Примечательно, что их совокупная доля в штуках, снизившись в 2012 г., в 2013 г. снова увеличилась до 61,5%. Следующие за ними компании — NEC, Optoma, Vivitek и ViewSonic — контролируют более 24% рынка. Его концентрация несколько выросла.

В деньгах расстановка сил иная. В частности, в тройке лидеров находится компания Panasonic, специализирующаяся на профессиональном оборудовании.

К концу года добавились несколько новых игроков: ASK Proxima, ASUS, LG, хотя объемы их продаж пока минимальные. С другой стороны, с рынка ушла Mitsubishi, не исключено, что за ней последует компания Sharp. Кроме того, бренд Hitachi практически исчез с регулярного рынка, переместившись в тендеры.

Спустя несколько месяцев после объявления результатов предыдущего года из-за рубежа пришли более оптимистичные данные. Мировые поставки проекторов во II квартале 2014 г., по сведениям Futuresource Consulting, выросли на 17% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем рынка достиг 2 млн. устройств. В денежном выражении это 2,4 млрд. долл., рост на 9%.

Регион EMEA демонстрирует заметно лучшую динамику, чем мировой в целом: за рассматриваемый период он прибавил 32% в натуральном выражении (продано 611 тыс. устройств), в денежном — 20%, до 688 млн. долл.

Рост рынка проекторов, по мнению представителей Futuresource Consulting, был обусловлен высокой промоактивностью вендоров перед Чемпионатом мира по футболу. Однако аналитики признают, что продажи увеличились и в сегменте B2B, который с Чемпионатом никак не связан. Средняя стоимость проектора на мировом рынке достигает 1,2 тыс. долл. (т. е. сравнима с недорогим ноутбуком), что делает проекционное оборудование доступным массовому пользователю.

Продажи FullHD-моделей (с разрешением 1080p) увеличились на 63% по сравнению с результатами прошлого года. Правда, общее количество таких аппаратов, проданное за квартал, составило 142 тыс., таким образом, их рыночная доля (в штучном выражении) — менее 7%. XGA-проекторы в натуральном выражении занимают 39% мирового квартального рынка, но прирост их продаж крайне незначителен — около 1%.

Для российских реселлеров эти данные выглядят весьма обнадеживающими. Но сбудутся их «надежды» или нет, будет понятно только после подведения итогов 2014 г. А пока приведем мнение о ситуации на рынке одого из его участников: «Уход с рынка проекторов Mitsubishi позволил некоторым вендорам увеличить свои продажи. Но это не дало большого эффекта, так как на падающем рынке даже при условии ухода одного из игроков места всем не хватает. Слабые инвестиции в образовательный сегмент со стороны государства привели к тому, что вследствие „удешевления“ тендеров в них стали играть производители, которые могут предлагать дешевый товар. Те, кто не могут, пострадали от этого».

А что думают о ситуации на этом рынке работающие на нем партнеры второго уровня?

Претенденты

В 2012 г. в предварительный список претендентов на звание «Чемпиона канала» в данной номинации, вошли 24 компании: Acer, Barco, BenQ, Canon, Casio, DELL, Digital, Epson, Hitachi, InFocus, JVC, LG, Mitsubishi, NEC, Panasonic, Philips, Projectiondesign, Samsung, Sharp, Sim2, Sony, Toshiba, Viewsonic, Vivitek. И это был самый представительный список в нашем рейтинге. При этом масштабным был не только предварительный перечень, но и количество компаний, не перешагнувших порог канальности. Таких в этой номинации оказалось 18. В результате в финал вышли лишь шесть вендоров: Acer, BenQ, Epson, NEC, Panasonic, Viewsonic.

Два года спустя список претендентов стал еще представительнее. Редакция вместе с участниками канала продаж насчитали 26 производителей, которые предлагают свои проекторы российским потребителям: Acer, ASK Proxima, ASUS, Barco, BenQ, Canon, Casio, DELL, Digital, Epson, Hitachi, InFocus, JVC, LG, Mitsubishi, NEC, Panasonic, Philips, Projectiondesign, Samsung, Sharp, Sim2, Sony, Toshiba, Viewsonic, Vivitek (в нынешнем рейтинге это не самый многочисленный список вендоров, работающих в одной продуктовой линейке)

Преодолеть границу канальности в этот раз смогли 12 компаний — почти половина тех, кто вошел в предварительный список: Acer, Barco, BenQ, Canon, Epson, Hitachi, InFocus, NEC, Panasonic, Sony, ViewSonic, Vivitek.

Понятно, что при таком «конкурсе» — более двух компаний на одно место — основной вопрос уже не «кто же остался за пределами призовой пятерки?» (таких большинство), а «кто и какие места занял в этой пятерке ?». Поэтому мы сразу перейдем к ответу именно на этот вопрос.

Представляем победителей

Долгое время в призовую пятерку данной номинации не удавалось пройти ни одному производителю, исповедующему агрессивную политику захвата российского ИТ-рынка. Судя по всему, такая «активность» долгое время не вполне соответствовала интересам проекторного канала.

Еще четыре года назад список лучших с точки зрения его участников производителей проекторов выглядел так: Epson (1-е место), Panasonic, NEC, ViewSonic, Sony (5-е место). В него вошли компании, которые уделяют внимание не только текущим объемам продаж, но и долгосрочным и взаимовыгодным отношениям с партнерами, качеству своей продукции, имиджу марки. Это те вендоры,проекторы которых уже давно присутствуют на российском ИТ-рынке и были приняты каналом постепенно, без особого нажима со стороны производителей.

Но только трое из них смогли войти в число лидеров в 2012 г. А затем и в призовую пятерку нынешнего рейтинга. Дело в том, что в этом году в списке победителей номинации «Проекторы» оказались те же компании, что и два года назад. Правда, некоторым из них пришлось поменяться местами.

Пятый раз подряд в тройку лучших вендоров в номинации «Проекторы» входит компания NEC. И в этом году она получает уже четвертую «бронзу» (в 2006 г. занимала второе место). Напомним, что в 2012 г. этот вендор заработал высшую (среди финалистов) оценку по критерию «сервисное обслуживание заказчиков» и совсем немного «не добрал» до лучшего показателя по критерию «прибыльность продукции». В то же время, по мнению канала продаж, у этого вендора не очень хорошо обстояли дела с такими критериями, как «активность в продвижении продукции», «маркетинговая поддержка партнеров» и «техническая поддержка партнеров». Добавим, что итогом сложения всех этих плюсов и минусов стала финальная оценка, которая в 2012 г. равнялась 33,683 балла.

В этом году итоговая оценка этого производителя оказалась ниже результата предыдущого рейтинга (а это в 2014 г. большая редкость) — всего 31,331 балла. Но, как мы уже говорили выше, это не помешало ему удержаться на третьей ступеньке пьедестала. Судя по результатам голосования, вендор поработал над ошибками двухлетней давности и избавился от одной из низших оценок — за критерий «техническая поддержка партнеров». Но при этом он потерял и единственную высшую оценку партнеров в 2012 г.

Напомним, что примерно год назад вендор подписал дистрибьюторское соглашение с компанией «СТС-Капитал» на всю линейку проекторов плюс эксклюзивную дистрибуцию нескольких моделей для розницы, в частности: LED-проектор L102W и две модели начального уровня VE-серии, которые с помощью СТС поставляются в розничную сеть «М.Видео».

Из изменений модельного ряда вендора стоит отметить:

  • появление большего количества Full HD-моделей — в том числе не только тяжелых инсталляционных, но и относительно доступных (удачный старт М402Н);
  • вывод на рынок новых устройств (стандартные и короткофокусные) серии М2 (к примеру, M362W, M322W) — их главной особенностью является защищенный DLP-модуль (так называемый «sealed engine»);
  • обновление линейки инсталляционных проекторов — PA & PX-серий;
  • вывод на рынок проекторов, использующих в качестве источника света лазер, —PX602UL & PX602WL.

Кроме того, в период с ноября 2012 г. по октябрь 2014 г. представительство компании переехало в больший по площади офис с демозалом, где демонстрируются решения на базе видеостен, короткофокусные проекторы и тяжелый инсталляционный аппарат PH1400. В представительстве создан корпоративный отдел, главной задачей которого является развитие самостоятельных продаж продукции НЭК (к прямому ввозу это не имеет отношения — речь идет о развитии и углублении отношений с существующими клиентами, а также о поиске новых).

Еще один бессменный член призовой группы — компания Epson (38,940 балла). Пятый рейтинг подряд этот вендор становится победителем номинации «Проекторы». И в этот раз ему удалось выиграть борьбу за лидерство с еще более существенным отрывом от «серебряного» финалиста, чем два года назад (5,913 балла и 3,088 балла соответственно). И это объяснимо: респонденты поставили производителю высшие оценки по семи критериям. «Качество продукции», «активность в продвижении продукции», «прибыльность продукции», «маркетинговая поддержка партнеров», «техническая поддержка партнеров», «обучение и сертификация партнеров» — по этим показателям Epson была признана лучшей и в 2012 г. В этот раз к наградам двухлетней давности добавилась еще и высшая оценка за критерий «сервисное обслуживание заказчиков». В итоге — суммарная оценка победителя номинации «Проекторы» составила 38,695 балла.

При этом, как отмечают в представительстве, вендор положительно оценивает результаты работы в 2013 г. Это и общее увеличение доли по сравнению с 2012 г., и значительный рост в ключевых категориях (интерактивные проекторы, 3000 лм, XGA, WXGA, инсталляционные проекторы, 1080p), и укрепление лидирующей позиции в денежном выражении на рынке России и СНГ.

Но вот по поводу наступившего года комментарии представителей Epson не такие оптимистичные: «Нестабильная политическая и экономическая ситуация, нерадужные перспективы с выделением бюджетов на проекционное оборудование для образовательных учреждений. Скорее всего, в 2014 г. мы не увидим значительного роста по рынку в целом, но хорошую динамику должны показать интерактивные, инсталляционные проекторы, сегмент 3000 лм и домашние проекторы с разрешением FullHD, а также документ-камеры».

Говоря об этом вендоре, обязательно надо отметить один факт, который не повлиял на его результаты в этом году, но, скорее всего, окажет влияние на итоги следующего рейтинга. Осенью 2014 г. в московском офисе произошли знаковые кадровые перемены. Впервые главой представительства японской компании стал менеджер из России — Александр Давыдов. По его словам, в стратегии работы Epson в России произойдут некоторые перемены, но они плановые и никоим образом не связаны со сменой руководства. И в первую очередь это заявление было адресовано партнерам: «Они консервативны и относятся с настороженностью к смене руководства у поставщиков. Но любая японская компания гораздо консервативнее любого российского партнера... Поэтому никаких изменений в схемах нашего сотрудничества не будет».

Между «старожилами» в топ-3 нашего рейтинга, компаниями NEC и Epson, оказалась компания Panasonic. Она вернула себе позиции, утерянные два года назад. Напомним, что в 2012 г. партнеры отправили ее на пятую строчку, посоветовав обратить внимание на критерии «соотношение цена/качество», «прибыльность продукции», «обучение и сертификация партнеров». При этом ее отставание от компании, стоящей на четвертом месте, было не таким уж большим — 0,138 балла.

Надеемся, что вендор прислушался к мнениям участников канала и исправил часть своих «ошибок». Правда, один «недочет», по мнению партнеров, у Panasonic все-таки остался —в 2014 г. компания получила низшую оценку (среди финалистов) за критерий «соотношение цена/качество».

Напомним, что этот вендор фокусируется на развитии направления В2В. По словам Сигэо Судзуки, генерального директора «Panasonic Россия», доля этого направления в российском бизнесе вендора постоянно растет, и на сегодня оно приносит примерно треть оборота.

Подводя итоги работы в 2013–2014 ф. г. (завершился 31 марта), штаб-квартира компании отметила, что оборот Panasonic вырос на 6%, до 75,3 млрд. долл., компания зафиксировала прибыль 1,2 млрд. долл. (два предыдущих финансовых года были убыточными). Переломить ситуацию позволили меры по реструктуризации бизнеса, в частности — отказ от производства плазменных телевизоров и панелей, а также мобильных телефонов. Как утверждают представители Panasonic, и без плазменных панелей компания сможет предложить российским клиентам широкую линейку оборудования визуализации. В частности, после интеграции бизнеса Sanyo (в 2012 г.) компания существенно усилила позиции на рынке профессиональных проекторов. Ссылаясь на данные аналитиков, Сигэо Судзуки отметил, что на российском рынке Panasonic занимает первое место не только в сегменте «тяжелых» инсталляционных проекторов (яркостью более 20 тыс. ANSI-лм), но и в других сегментах свыше 5 тыс. ANSI-лм.

Еще одна компания, которой удалось сохранить позиции, — BenQ. В этом году она опять на четвертой ступеньке. По оценкам аналитиков, эта компания входит в тройку лидеров проекторного сегмента российского ИТ-рынка. И судя по всему, каналу охотно работает с ее продукцией: у него и в 2012 г. не было никаких нареканий к этому вендору, а в этом и подавно. Кроме того, именно BenQ была признан нашими респондентами лучшим финалистом по критерию «соотношение цена/качество».

В представительстве вендора утверждают, что их основная задача — предложить покупателю оптимальное решение, от бюджетного офисного и школьного сегмента до создания полноценного домашнего кинотеатра, отдельно отмечая постоянный интерес партнёров к сегменту лазерных и LED-проекторов с ресурсом работы в несколько десятков тысяч часов и не требующих дополнительного обслуживания после установки.

Кроме того, среди основных трендов 2014 г. вендор выделяет появление на рынке доступных беспроводных технологий передачи изображения с любых мобильных устройств. В рамках этой тенденции компания представила российским пользователям обновленный домашний 1080p 3D-проектор W1070+ с дополнительным WFHD kit модулем. Данный беспроводной модуль обеспечит потоковую передачу несжатого FullHD видео до 30 метров с нескольких источников. А совместимость модуля как с новыми, так и старыми 1080p домашними проекторами (по утверждению представителей BenQ) должно обеспечить партнёрам дополнительную маржинальность: «Предлагая нашему каналу грамотную поддержку, актуальные новинки и сбалансированный модельный ряд проекторов, мы в 2014 г. увеличили продажи (в штуках) на 5%, а долю рынка на 10% (данные ITResearch)».

Еще один финалист рейтинга. Два года назад этот вендор стоял на второй строчке. И главное, за что его туда поставили партнеры —хорошее соотношение цены/качества. Производитель получил самую высокую оценку (среди финалистов) по одноименному критерию. При этом канал продаж указал ему и на недочеты: по критериям «качество продукции» и «сервисное обслуживание заказчиков» эта компания получила наименьшие оценки среди финалистов. Теперь серебряная медаль принадлежит компании Panasonic, а остальные финалисты не поменяли своего местоположения с прошлого рейтинга. Это означает, что компании Acer остается только пятое место.

Критерии и оценки

В 2012 г. четвертый раз подряд наиболее важным признан критерий «качество продукции» (0,825 балла). А наименее важным вновь стал «обучение и сертификация партнеров» с оценкой 0,526 балла. Напомним также, что два года назад именно продавцы проекторов поставили высшие (во всем рейтинге) оценки критериям «прибыльность продукции» и «сервисное обслуживание заказчиков» (0,8 и 0,768 балла соответственно).

Два года спустя качество продукции переместилось на второе место. Причем продавцы проекторов оказались менее требовательными к этому показателю, чем их коллеги, занимающиеся другими продуктовыми линейками: 0,806 балла — это самая низкая оценка значимости одноименного критерия. То же самое можно сказать и об отношении «проекторщиков» к критерию «соотношение цена/качество». Этому показателю они поставили 0,794 балла — меньше, чем другие респонденты. А самым важным критерием работы вендора в номинации «Проекторы» был признан «прибыльность продукции» (0,853 балла).

Наименее значимым показателем работы вендора вновь признан «обучение и сертификация партнеров». В этом году его оценка — 0,468 балла.