Увеличить
Увеличить
Григорий Прялухин, менеджер продукта Программно-определяемая инфраструктура, Lenovo Россия

Григорий Прялухин, менеджер продукта Программно-определяемая инфраструктура, Lenovo Россия

Сегодня мы живем в безумно быстро меняющемся мире и технологичном мире, технологии изменили почти все аспекты нашей жизни. Любой бизнес в любой индустрии сегодня становится цифровым бизнесом. Многие компании, например, из сферы финансов, перестают быть просто банками — они становятся ИТ-бизнесом с большим штатом разработчиков программного обеспечения. Функция ИТ в таких компаниях меняется с поддерживающей на сервис-ориентированную — от нее ждут разработки новых продуктов, повышающих ценность бизнеса, и увеличение скорости time-to-market.

Это вызывает на рынке всплеск интереса к DevOps-практикам и решениям, необходимым для их использования, таких как контейнеризация, микросервисы и т.д. В свою очередь это рождает запрос на увеличение скорости изменений, гибкое предоставление и управление ресурсами и интерес к облачной модели потребления ИТ-ресурсов.

Классическая трехуровневая инфраструктура — с отдельным хранилищем, SAN сетью и серверами — требует огромного количества времени и бюджета на планирование и дизайн — при проектировании каждый раз требуется собрать паззл из совместимых компонент, и на поддержание ее в рабочем состоянии, а не на совершенствование и перестройку под новые нужды бизнеса.

В связи с этим корпоративные ИТ-команды ищут решение, которое бы объединило серверы, СХД и виртуализацию и позволило бы управлять этим комплексно, в режиме «одно окно». Таким решением становится гиперконвергентная инфраструктура (HCI).

HCI — что это?

Гиперконвергентная инфраструктура — это объединение вычислительных ресурсов, хранилищ и виртуализации в единую интегрированную систему, управляемую с помощью единой панели управления. В отличие от классического подхода, программно-определяемые решения являются основой HCI и выполняют задачи привычные для аппаратных решений. Таким образом удалось отказаться от специализированного аппаратного обеспечения в пользу стандартных серверов. Строится на принципах высокой доступности, то есть в системе отсутствуют единые точки отказа (SPoF). Очень важно технологическое партнёрство между вендорами аппаратного и программного обеспечения, чтобы решения были заранее оттестированны и конечный заказчик получал законченное решение с единой поддержкой на весь программно-аппаратный комплекс (Single Point of Contact). Компания Lenovo имеет такие партнерские отношения с ключевыми производителями программного обеспечения как Microsoft, Nutanix и VMware.

Преимущества HCI:

  1. Легкий и быстрый запуск инфраструктуры. Необходимы только серверы и Ethernet коммутаторы, вам не потребуются SAN фабрики и системы хранения данных;
  2. Сниженные требования к компетенциям инженерного состава. Запуск и обслуживание гиперконвергентных систем требуют гораздо меньше опыта и знаний;
  3. Легкое и прозрачное горизонтальное масштабирование. Добавляете серверы в вашу VDI инфраструктуру;
  4. Исключение единой точки отказа. Все компоненты инфраструктуры распределенные и зарезервированы;
  5. Единое управление и мониторинг всех компонент инфраструктуры — единая консоль;
  6. Универсальное решение для удаленных и/или труднодоступных площадок. Систему можно преднастроить заранее и отправить настроенной «под ключ»;
  7. Единое окно поддержки для всего программно-аппаратного комплекса.

HCI — почему?

Оптимизация работы сотрудников ИТ-департамента

В классической или даже в конвергентной (готовое решение под ключ от одного вендора- предварительно сконфигурированный набор компонентов классической инфраструктуры) инфраструктуре огромное количество человекочасов администраторов тратится на ежедневные рутинные операции — необходимые изменения, обновление и отладка текущих ошибок. При этом количество системных администраторов в компаниях с каждым годом сокращается, что только увеличивает личную зону ответственности каждого.

Переход к HCI высвобождает время сотрудников ИТ за счет интеграции и автоматизации, позволяя им сосредоточиться на задачах, приносящих компании дополнительную выгоду, на новые проекты, на модернизацию и трансформацию, на работу с другими командами для создания чего-то нового, того, что способно помочь бизнесу заработать дополнительные деньги, получить какое-то конкурентное преимущество в нашем безумно быстро меняющемся мире. Меняются и роли, и зоны ответственности ИТ персонала, например, администратор систем хранения данных должен отвечать не просто за настройку и работу хранилищ и ПО резервного копирования, а должен фокусироваться на обеспечении доступности данных. Что еще важнее — меняется коммуникация между командами ИТ и бизнес-заказчиками (внутренние пользователи), они начинают плотнее взаимодействовать и совместно работать над удобством и эффективностью сервисов. Меняются принципы работы и в ИТ-командах — администраторы отдельных компонентов инфраструктуры (серверов, СХД и сети), раньше существовавшие в изолированных мирах, объединяют компетенции, чтобы обеспечить доступность единой инфраструктурной платформы. В масштабе компании это создает синергию навыков, которая трансформируют инфраструктуру на всех уровнях.

Упрощение работы с ИТ-ресурсами и отказ от концепции «инфраструктура на вырост»

При традиционном подходе компания не может гибко увеличивать или перераспределять мощности для работы приложений — приходится либо экстренно докупать дополнительные серверы или менять их на более мощные, либо заранее планировать развитие инфраструктуры «на вырост» (приобретать мощности с запасом на перспективу роста). При этом «бонусом» компания получает дополнительные расходы на обслуживание простаивающих мощностей.

Гиперконвергентная инфраструктура отличается великолепными возможностями по масштабированию, как вертикальному, так и горизонтальному— масштабирование происходит по так называемой модели pay-as-you-grow. Компания может линейно увеличивать производительность и доступность, докупая унифицированные блоки (железо и софт) по мере необходимости. Нагрузки распределяются равномерно, а инфраструктура становится более гибкой и устойчивой — выход из строя одного из серверов не приводит к отключению даже критически важных бизнес-приложений. При этом администрирование всех компонентов системы (не только ЦОД головного офиса, но и филиалов) существенно упрощается — оно осуществляется по принципу «одного окна» из единого централизованного интерфейса.

HCI — зачем?

Наиболее распространенный сценарий использования HCI, по нашим наблюдениям, это построение инфраструктуры для виртуальных рабочих мест (VDI). Также часто заказчики предпочитают HCI при построении ИТ-инфраструктуры с нуля (Green Field) и региональных площадок. Важно отметить интерес заказчиков к размещению корпоративных приложений и баз данных на гиперконвергентной инфраструктуре, Exchange, SAP, MS SQL, Oracle. Преимуществом такого подхода является единая сертификация для всей аппаратной платформы.

Ну и само собой является идеально платформы для разработки и тестирования, гибкость и удобство автоматизации, т.к. вся инфраструктура управляется из единой точки.

Нередко мы сталкиваемся со случаями, когда компания исчерпала возможности текущей инфраструктуры и зашла в тупик — докупать и обслуживать новое железо уже слишком дорого, обновлять весь парк оборудования — еще дороже. Гиперконвергенция в таком случае — идеальный вариант трансформации.

Типовые сценарии применения HCI

  • Плановая замена серверов
  • Плановая замена хранилищ
  • Новый ЦОД, резервная площадка, частное облако, кластер (Green Field)
  • Новый выделенный проект
  • Платформа виртуализации для решения VDI
  • Инфраструктура регионального офиса или отделения
  • Инфраструктура сильно устарела, столкнулись с проблемой дорогостоящего обновления
* * *

Несмотря на то, что к гиперконвергентным решениям на российском рынке пока что относятся как к чебурашке, уже очевидно, что это неизбежный этап эволюции ИТ-инфраструктуры, который в ближайшие несколько лет так или иначе коснется любой коммерческой организации. Однако это не конечный пункт — далее все будет двигаться в сторону программно-определяемого всего (SDDC) и еще большего проникновения облачных сервисов.

Статья на правах рекламы