15 мая 2015 г.

Энзо Капобьянко

О тенденциях использования ИТ в розничной торговле рассказывает Энзо Капобьянко, менеджер по стратегическому развитию и маркетингу Honeywell Scanning&Mobility.

CRN/RE: Как вы оцениваете уровень проникновения ИТ в сферу розничной торговли?

Энзо Капобьянко: Сегодня сфера розничной торговли становится все более клиентоориентированной. Для увеличения прибыли и обеспечения роста ритейлеры должны предлагать клиенту подходящий продукт в правильное время. Это должно осуществляться каждый день наиболее экономически эффективным способом — избегая избыточных товарных запасов и применяя метод «первым пришел — первым ушел». Технологии это инструмент, решающий каждодневные задачи. В магазине размером больше 12м2, технологии становятся ключевым фактором успеха. И это касается не только России. В России пионерами в области применения двумерных, биоптических и беспроводных сканеров являются крупные розничные сети. У них хорошо отлажены складские процессы и эффективно функционирует цепь поставок. В то же время, если мы говорим о мобильных устройствах для сотрудников торговой точки, то уровень обеспеченности ими оставляет желать лучшего.

Более активное проникновение ИТ в сферу розничной торговли будет связано с вступающими в силу 1 июля 2016 года положениями, согласно которым кассовые узлы предприятий розничной торговли предполагается дооснастить программным обеспечением и оборудованием, позволяющим считывать и передавать информацию о продаваемой алкогольной продукции в ЕГАИС. Для этого необходимо использовать двухмерные сканеры, которые позволяют работать с штрихкодами PDF 417. При попытке продажи контрафактной алкогольной продукции, информация о которой не отражена в системе, кассовый аппарат будет блокировать операцию реализации и уведомлять контролирующие органы о нарушении на этапе сканирования штрихкода. Новые требования нацелены на усиление контроля нелегального оборота алкогольной продукции.

CRN/RE: На каких этапах они применяются и какие задачи они позволяют решать сегодня?

Э.К.: Информационные технологии сегодня применяются практически на всех этапах розничной торговли: начиная от приемки товара до его выкладки на полках. В сфере складской логистики начинают использовать голосовое управление, которое повышает качество приемки и обработки товаров, увеличивает производительность склада, снижает издержки.

Непосредственно в торговом зале персонал может использовать мобильные компьютерами с доступом к сети. Такие компьютеры объединяют в себе функции смартфона, сканера и считывателя электронных карт. Таким образом, это оборудование позволяет работниками розничной сети моментально получать доступ ко всей необходимой информации, например, о наличии товара на складе, и сразу же сообщать покупателю, в какой торговой точке имеется интересующая его вещь либо предложить ему заказать товар в интернет-магазине.

Если мы говорим о кассовой зоне, то здесь активно применяются различные типы сканеров: ручные, стационарные, биоптические, двумерные. Главная задача ритейлера на данном этапе — свести к минимуму время расчета с покупателем.

CRN/RE: Каким образом бурное развитие ИТ влияет на потребителя? Меняется ли его поведение?

Э.К.: Действительно, активное развитие мобильных и интернет-технологий в значительной степени изменило поведение потребителей. Современный потребитель уделяет больше времени поиску товара и выбору наилучшего предложения. Интернет-технологии позволяют тщательно изучить характеристики товаров, сравнить цены в разных магазинах и найти предложения со скидкой перед покупкой. Кроме того, покупатели могут прочитать отзывы о товарах, посмотреть обзоры и обсудить покупки с друзьями в социальных сетях. Однако говорить о полном переходе к онлайн-шоппингу пока что преждевременно, поскольку многие по-прежнему предпочитают совершать покупки в магазине. Это легко объясняется стремлением человека получить удовольствие от живого участия в выборе товара и от возможности примерить и потрогать товар перед покупкой. Приходя в магазин, покупатель может получить позитивные эмоции от общения с продавцом. В то же время сейчас покупатели ждут от обычного магазина той же интерактивности и удобства, к которой они привыкли при оформлении заказа через Интернет или посредством приложения для смартфона. Сегодня магазины переходят к клиентоориентированной модели, и для того, чтобы удовлетворить нужды покупателей, им необходимо постоянно анализировать поведение и ожидания потребителей. На основе этой информации должны формироваться продуктовый ассортимент, цены и скидки.

CRN/RE: Как использование высокотехнологичного ИТ-оборудования может повысить лояльность клиентов?

Э.К.: Как мы отметили выше — сегодня поведение потребителей меняется, поэтому магазины должны сосредоточиться на повышении качества обслуживания и лояльности клиентов. Одним из инструментов создания положительного клиентского опыта может стать использование технологий 2D-сканирования. 2D-сканеры открывают новые возможности в области создания различных предложений и маркетинговых акций. Мобильный маркетинг представляет собой инструмент, внедрение которого является очень важным элементом стратегии развития розничных сетей. Он позволяет им снизить свои операционные затраты и одновременно повысить уровень отклика на рекламные кампании. При помощи специальных приложений и кодов для мобильных устройств, ритейлеры могут размещать в них электронные кошельки, карты лояльности и скидочные купоны, которые сканеры двумерных штрихкодов способны считывать QR-коды непосредственно с экрана мобильного телефона. Это удобно как ритейлеру, который может совершать индивидуальные рассылки, ориентируясь на личные предпочтения каждого клиента, так и покупателю, который хранит карту лояльности или скидочный купон в электронном виде в своем мобильном телефоне. Помимо всего прочего, такие маркетинговые кампании позволяют быстрее окупить инвестиции в оборудование.

CRN/RE: Как будут развиваться ИТ в ритейле и какую роль играть во взаимоотношениях ритейлера и покупателя?

Э.К.: В сфере розничной торговли во главе угла сегодня стоит покупатель. Все процессы теперь нацелены на удовлетворение его нужд и потребностей. ИТ позволяют собирать и анализировать информацию о покупателях: интересы, демографические данные, личные предпочтения и ожидания. Обладая такой информацией, ритейлеры могут существенно повысить эффективность работы магазина. Для того, чтобы обслуживать хорошо информированного покупателя и соответствовать его ожиданиям, сотрудникам торговой точки установить с ним контакт и взаимодействовать с ним при каждом удобном случае. Информационные технологии, такие как, например, мобильные компьютеры и 2Dсканеры позволяют хранить данные о товарах и о поведении покупателей для корректировки ассортимента в соответствии со спросом, а также в целом повышать эффективность работы магазина, уровень обслуживания и удовлетворенность клиентов. Есть все основания полагать, что в будущем мы увидим дальнейшее развитие клиентоориентированной модели, поскольку в условиях жесткой конкуренции ритейлеры будут стремиться увеличить число лояльных клиентов и привлечь новых, применяя индивидуальный подход к клиентам и предоставляя высококачественный сервис.

Источник: CRN/RE