19 мая 2015 г.

Подведя итоги первого квартала 2015 года, «Лаборатория Касперского» установила, что доля спама в мировом почтовом трафике за первые три месяца составила 59%, и это на 6 процентных пунктов меньше, чем в предыдущем квартале. При этом количество спама снижалось постепенно: больше всего нежелательных писем было разослано в январе (62%), меньше всего — в марте (56%).


Доля спама в почтовом трафике, октябрь 2014 г. — март 2015 г.

Между тем уменьшение доли нежелательных сообщений вовсе не повод вздохнуть с облегчением. Спам становится более опасным, поскольку злоумышленники все чаще начинают рассылать по электронной почте вредоносное ПО. Так, в первом квартале этого года посредством спама в Сети распространялись макровирусы — вредоносные программы, написанные на макроязыках, встроенных в популярные системы обработки данных, в частности в электронные таблицы, текстовые и графические редакторы. При открытии подобного вложения запускается вредоносный скрипт, который загружает на компьютер пользователя другие зловреды, например, банковские троянцы. В основном такие вредоносные вложения маскируют под различные финансовые документы и извещения.

Еще одной тенденцией начала года стало использование новых доменов верхнего уровня для рассылки спама. Их количество резко увеличилось после запуска <Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами> кампании New gTLD, которая дает возможность самостоятельно выбирать название домена в соответствии с тематикой сайта или сферой деятельности организации. Этим в своих корыстных целях решили воспользоваться и злоумышленники. Иногда тематика спама даже имела вполне очевидную связь с используемыми доменами: к примеру, в письмах с доменов .work было зафиксировано большое количество предложений по выполнению различных работ (бытового ремонта, строительства или установки оборудования), а немалую часть сообщений с доменов .science составляла реклама учебных заведений.

Что касается фишинговых атак, то за первые три месяца этого года их число увеличилось. Специальная защитная технология <Лаборатории Касперского> — <Антифишинг> — предотвратила более 50 миллионов попыток перехода на поддельные сайты. С наибольшей активностью фишеры атаковали известные финансовые бренды. В то же время эксперты <Лаборатории Касперского> отметили рост фишинговых писем в категории <Логистические компании>. Более того, как показал первый квартал, прикрываясь известными сервисами по доставке товаров и грузов, злоумышленники нередко включали в такие письма вредоносные вложения или ссылки.

<В этом квартале мы наблюдали увеличение количества нелегитимных рассылок с использованием новых доменов верхнего уровня — так спамеры воспользовались кампанией по регистрации доменов New gTLD. И в ближайшем будущем рост числа новых доменов в спаме, продолжится, — рассказывает Татьяна Щербакова, старший спам-аналитик <Лаборатории Касперского>. — Кроме того, не стоит забывать, что спам нередко является источником реальной опасности заражения вредоносным ПО. При этом злоумышленники тщательно <маскируют> зловредов.
Например, в случае с рассылкой макровирусов вложение содержало набор случайных символов, чтобы под предлогом исправления кодировки вынудить потенциальную жертву включить макросы, при активации которых и загружался
вирус>.

Источник: Пресс-служба компании "Лаборатория Касперского"