5 апреля 2016 г.

Сергей Фомин

Сейчас многие российские ИТ-компании очень внимательно присматриваются к рынку интернет-вещей, как потребительских (Consumer Internet of Things, CloT), так и промышленных (Industrial Internet of Things, IIоТ). Так например, недавно Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и питерская GS Group, имеющая производственные мощности в Калининградской области и изготавливающая миллионными тиражами абонентское электронное оборудование для «Триколор ТВ», объявили, что до конца нынешнего года откроют совместный акселератор для развития стартапов в области Интернета вещей. При этом основной акцент будет сделан на проекты, связанные с разработкой мобильных приложений, интернет-сервисов, датчиков, сенсоров, носимых устройств, а также информационных и аналитических систем.

Можно также отметить, что Интернет вещей был одной из главных тем выставки CeBIT-2016, состоявшейся в марте этого года в Ганновере. Что, в общем-то, неудивительно: предполагается, что к 2020 году на 7,6 млрд. жителей Земли будет приходиться около 50 млрд. интернет-вещей (или, как иногда говорят, умных «вещей»). Из прогнозов международной ассоциации Consumer Electronics Association (CEA) следует, что потребительские интернет-вещи вообще, и беспроводные устройства для мониторинга здоровья в частности, ждет невероятный рост продаж. Так ли это?

Вот что говорит на этот счет директор по стратегическому развитию компании «Марвел-Дистрибуция» Сергей Фомин: «Дистрибуцию „умных часов“ мы начали еще в 2013 г. Годом позже добавили „умные лампы“ и товары, которые обозначаем термином „цифровое здоровье“ (тонометры, измерители пульса, электронные весы и другие устройства, которые могут связываться с приложением в смартфоне или планшете) . Нельзя сказать, что в текущий момент объемы продаж потребительских Интернет-вещей претендуют на слово „успех“, однако они растут и CIoT-товары все увереннее проникают на полки магазинов. Основная проблема продвижения данных товаров состоит в том, что данный товар прежде всего молодежный, для „продвинутых“ людей, стремящихся пробовать новое. Отсюда и неторопливый рост рынка в нашей стране, все-таки основная масса платежеспособного спроса — это относительно консервативные старшие поколения. Поэтому решение проблемы — это просвещение разных категорий потребителей, объяснение преимуществ „умных“ устройств, накопление потребительского опыта и взросление молодежи, ее переход в ряды самостоятельных покупателей».

На вопрос «Насколько выгодно (или убыточно) заниматься этими товарными категориями?» Cергей Фомин отвечает так: «Заниматься данной категорией приходится на первых порах „на ощупь“, сформировавшегося рынка по-прежнему нет, для многих потребителей польза носимых гаджетов, „умных“ ламп и прочих CIoT-товаров по-прежнему неочевидна, однако рынок растет, и работать на нем, естественно, выгодно. Поэтому ассортимент „умной электроники“ в нашем портфеле будет расширятся».

Итак, предложение потребительских интернет-вещей есть, аналитики предсказывают стремительный рост популярности CIoT-устройств, но массового спроса на данные товары в нашей стране пока нет. Поэтому возникает извечный вопрос «Что делать?». Проще говоря — «Где, в первую очередь, должны пропагандироваться интернет-вещи?». Директор по стратегическому развитию компании "Марвел-Дистрибуция«полагает: «Наверное, о CIoT-новинках стоит начинать рассказывать прежде всего в интернете. В силу того, что заинтересовавшийся человек сразу может найти нужную информацию, различные обзоры и статьи о продукте. На наш взгляд, масс-медиа станут эффективны, когда спрос на эти устройства достигнет определенного уровня».

Сейчас партнерам «Марвел-Дистрибуции», чтобы добраться до Интернет-вещей, надо в списке основных товарных групп сначала выбрать группу «Аксессуары», а затем — подгруппу «Аксессуары для мобильных телефонов». На мой взгляд, это достаточно сложный и неочевидный путь. К тому же не все потребительские интернет-вещи можно считать аксессуарами для мобильных телефонов и/или планшетов. Да взять хотя бы «умные часы», «умные очки» и «фитнес-браслеты». Многие из них могут работать и автономно... Поэтому я задал Сергею Фомину такой вопрос: «Не планируете включить раздел „Потребительские интернет-вещи“ (Consumer Internet of Things, CIoT) в перечень основных товарных групп?».

«Пока таких планов нет, — сообщил мне директор по стратегическому развитию „Марвел-Дистрибуции“. — Так как у нас множество партнеров, причем работающих в разных ИТ-областях (ритейл, проектный бизнес), то мы размещаем данные о товарах в иерархическом порядке от крупных товарных категорий до подгрупп, чтобы всем было понятно и удобно. Мы также информируем заинтересованных партнеров с помощью спецрассылок и систему B2B, поэтому обычно затруднений не возникает. Официальная классификация потребительских интернет-вещей нам не попадалась. Для себя эти товары мы делим так: „Фитнес-трекеры“ (браслеты с пульсометрами и шагомерами), „умные часы“ (все то же плюс дополнительные функции управления телефоном», «цифровое здоровье» (тонометры/весы плюс дополнительные функции по статистике к трекерам); «умный дом» (все, что завязано на управление функциями в помещении при помощи обычного смартфона)«.

«Марвел» — не единственная ИТ-компания, проявляющая активный интерес к дистрибуции интернет-вещей. Кроме того, проблемы формирования каналов продаж потребительских интернет-вещей волнуют как традиционных розничных, так и онлайновых продавцов. Согласитесь, что с точки зрения реселлеров чем раньше приобщиться к продажам перспективных товаров, тем лучше. Но есть ли интерес к каналам продаж (и если есть, то к каким именно каналам) у компаний, производящих потребительские интернет-вещи? Об этом мы скоро расскажем.

Источник: Владимир Митин, для crn.ru