22 февраля 2017 г.

Тарик Альхаурани (слева) и Константин Макаренков

Совместная пресс-конференция компаний KYOCERA Document Solutions и IDC была посвященная тенденциям рынка устройств печати и систем управления печатью и документооборотом. По традиции на подобных мероприятиях приводятся последние данные о ситуации на рынке.

Как отметил Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC Russia & CIS (рынок устройств печати и обработки изображений), после самого долгого периода рецессии с момента распада СССР в IV квартале 2016 г. российская экономика вернулась к росту. Нынешний год, по мнению аналитиков, может стать началом длительного периода восстановления экономического роста, однако его темпы будут весьма скромными. В своих прогнозах IDC исходит из того, что западные санкции в отношении России в ближайшей перспективе отменены не будут.

Несмотря на некоторые позитивные тенденции в макроэкономике, суммарные расходы на ИТ в России продолжают снижаться — если в 2015 г., по оценке IDC, они составили порядка 18 млрд. долл., то в прошлом году упали до 16 млрд. долл. ИТ-рынок за последние годы существенно «сжался», но структура расходов на оборудование, ПО и услуги осталась примерно той же, характерной для развивающихся рынков. Если в развитых европейских странах на ПО и услуги приходится 60–70%, то в России ситуация противоположная — доля затрат на оборудование составляет примерно 60%, а ИТ-услуги занимают 28%. В 2017 г., по прогнозам IDC, суммарные расходы на ИТ в России незначительно вырастут (примерно на 3%), но структура расходов останется прежней.

Как сообщил Константин Макаренков, в прошлом году в России заметно сократилась инсталлированная база устройств печати, но в абсолютных цифрах их число сравнимо с показателями в странах Западной Европы. Однако в пересчете на душу населения (в России — 0,09 на каждого жителя) наша страна более чем в два раза отстает от Франции (0,19), Великобритании (0,2), Германии (0,22). Потенциал для роста есть, однако IDC исходит из того, что, несмотря на специфику, российский рынок будет постепенно смещаться от экстенсивного развития к интенсивному, т. е. в перспективе доля оборудования в суммарных затратах на ИТ сократится. Таким образом, инсталлированная база устройств печати со временем станет меньше .

Косвенно это подтверждают и данные об объеме российского рынка устройств печати в 2016 г., представленные IDC в середине февраля. Рынок стабильно сокращался на протяжении нескольких последних лет, а 2015 г. оказался по-настоящему провальным (по данным IDC, спад составил 36,4% в штуках и 46,5% — в деньгах). «В отличие от кризиса 2009 г., после которого поставки быстро восстановились, сейчас, в силу ряда долгосрочных факторов, мы не ожидаем скачкообразного восстановления объема поставок. Скорее всего, рынок будет последовательно расти, но уже не с той же скоростью. Наверное, более заметны станут не количественные, а качественные изменения», — отметил Константин Макаренков.

По данным IDC, в 2016 г. поставки устройств печати на российский рынок увеличились по сравнению с 2015 г. на 0,4%, до 2,28 млн. штук, а в денежном выражении — на 11%, до 489,78 млн. долл. В общем объеме продаж на лазерную технику пришлось около 1,56 млн. устройств (в том числе почти 949 тыс. МФУ), количество поставленных струйных аппаратов составило чуть более 703 тыс. штук, из них около 570 тыс. штук — МФУ.

Прошедший год, по словам Константина Макаренкова, «можно с некоторой осторожностью назвать годом восстановления российского рынка печати»: «Прежде всего прекратилось общее падение штучных поставок и наметился весьма существенный рост выручки, что уже можно считать позитивным движением. Если пристальнее взглянуть на цифры, — наглядно заметно „провисание“ поставок в устройствах входного уровня и младших сегментах и, наоборот, — рост поставок в сегментах среднего и старшего уровней, как монохромных, так и цветных. С моей точки зрения, все это подтверждает, что рынок покупателей розничной продукции печати обладает сейчас значительно меньшими финансовыми возможностями, чем корпоративный. Это же можно предположить, наблюдая общее увеличение штучных поставок лазерных устройств А3 и снижение общего количества поставок их же формата А4 в течение 2016 г. Что касается струйных устройств — есть устойчивая положительная динамика, вызванная значительным расширением рядом вендоров предложения устройств, оснащенных „фирменными“ системами СНПЧ, позволяющими пользователям значительно снизить стоимость распечатки страницы, не прибегая к услугам производителей неоригинальных расходных материалов».

Компания KYOCERA Document Solutions, по данным IDC, уверенно занимает одну из лидирующих позиций на рынке. По оценке аналитиков, в прошлом году в России было продано 285,3 тыс. устройств печати KYOCERA на сумму 70,25 млн. долл. По итогам года рыночная доля вендора в штучном выражении составила 12,5%, снизившись на 2,6% по сравнению с 2015 г. Компания заняла третье место после НР Inc. и Canon, при том что она работает только в сегменте лазерных устройств. «В деньгах» компания заняла второе место с долей 14,4% (по сравнению с 2015 г. она сократилась на 0,7%).

В сегменте лазерных МФУ формата А3 KYOCERA сохраняет абсолютное лидерство с долей 36% в штучном выражении (рыночная доля ближайшего конкурента ниже почти в 2,5 раза). В денежном выражении доля компании — 17%. Заработав в этом сегменте 16,24 млн. долл., она находится на втором месте после Xerox. В сегменте лазерных МФУ формата А4 вендор, продав около 152,5 тыс. устройств на сумму 34,9 млн. долл., занял второе место как в штучном (с долей 17%), так и в денежном выражении (18%).

Говоря об общих тенденциях российского рынка устройств печати, Константин Макаренков отметил, что многие вендоры пытаются адаптироваться к изменившейся экономической ситуации, разрабатывая новые подходы к продажам. Среди них — поставки «усиленного» комплекта расходных материалов (в том числе и в стартовом наборе с устройством печати), выпуск флагманских моделей с «агрессивной» ценой и т. п. Пользователи, в свою очередь, начали гораздо активнее приобретать совместимые и перезаправляемые картриджи, а не оригинальную расходку. Они тщательнее считают деньги, пристально изучают характеристики оборудования, оценивая будущие эксплуатационные расходы и возможности использования неоригинальных расходных материалов.

Направление аутсорсинга печати, как дипломатично выразился Константин Макаренков, сейчас «не переживает бум»: «Скорее происходит переосмысление самого этого понятия. Но прогноз позитивный, т. к. все большее число компаний учится считать реальные расходы на печать. Постепенно приходят к аутсорсингу и госструктуры». Он также поделился некоторыми результатами исследования, проводившегося IDC в прошлом году в странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию. Оно показало, что российские компании фокусируются в основном на обслуживании оборудования и пополнении запаса расходных материалов, тогда как в других странах более востребованы решения для управления документооборотом и оцифровки документов. Большинство респондентов находится на стадии «смешанного» использования бумажных и электронных документов. При этом из российских компаний, которые сегодня не пользуются аутсорсингом управления печатью и документооборотом, лишь 20% планируют в ближайшей перспективе перейти на схемы MPS/MDS. В отличие от других стран в России преобладают краткосрочные контракты (менее трех лет), клиенты чаще меняют провайдеров услуг.

Печать документов, их оцифровка и управление документооборотом, как правило, процессы взаимосвязанные, поэтому поставщик услуг должен предлагать комплексные решения, охватывающие весь жизненный цикл документов. Как подчеркнул директор по развитию бизнеса KYOCERA Document Solutions Russia Тарик Альхаурани, компания фокусируется на предоставлении услуг в области управления печатью и документооборотом. Это направление бизнеса выбрано в качестве приоритетного, в планах на ближайшие годы — сокращение доли продаж оборудования в общем обороте с нынешних 90% до 25%. Некоторые успехи в этом направлении уже есть — по словам Александра Петрова, менеджера по развитию MDS KYOCERA Document Solutions Russia, если в прошлом финансовом году доля комплексных решений составляла примерно 2,5%, то по итогам текущего года ожидается ее рост до 7%. В том числе за счет более интенсивных продаж консалтинговых услуг.

Помимо новых устройств печати (последние из них были официально представлены в январе) компания активно пополняет свой портфель программными решениями, в том числе за счет «слияний и поглощений». Так, после приобретения немецкой компании Ceyoniq Technology, специализирующейся на решениях для управления корпоративным контентом, заказчикам предлагается система ЕСМ (Enterprise Content Management, управление корпоративными информационными ресурсами). В отличие от традиционного электронного документооборота ЕСМ-системы ориентированы на работу не только с документами(это малая часть корпоративного контента), но и с другими видами данных, в том числе и с неструктурированной информацией. Под термином ЕСМ подразумеваются технологии, используемые для сбора, управления, хранения и доставки информации пользователям корпоративных систем. Еще одно приобретение — компания Scanner vision, разработчик решений для автоматизации процесса сканирования и хранения документов. В настоящее время, как сообщил Тарик Альхаурани, ведется работа над интеграцией систем Scanner vision и «1С».

Источник: Сергей Зарубин, CRN/RE