10 марта 2017 г.

Наталья Талдыкина

«МегаФон» продемонстрировал IoT-экосистему для управляющих компаний ЖКХ, состоящую из smart-устройств — электросчетчика, счетчиков для воды и датчика протечек. Показанное решение позволяет дистанционно контролировать показания счетчиков как квартировладельцам, так и управляющим компаниям, что по понятным причинам не только удобно, но и выгодно.

По заявлению представителей компании, все счетчики для ЖКХ, показанные в ходе демонстрации, — российского производства. Представленные модели поддерживают работу в стандарте NB-IoT, причем модем может быть как встроенным, так и внешним (разумеется, при наличии соответствующего интерфейса). Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона», отметила, что предложение комплексных высокотехнологичных решений «под ключ» является частью корпоративной стратегии компании.

Демонстрация, проведенная «МегаФоном» при участии компаний Huawei, «Большая тройка» и Минстроя РФ носила несколько футуристический характер. Однако, это не уменьшало ее значимости.

NB-IoT — пусть близкое, но будущее

NB-IoT (Narrow-Band) — стандарт узкополосной передачи данных в сетях сотовой связи, ориентированный, как видно из названия, на поддержку решений из области «интернета вещей». Стандарт относительно молодой — специфицирован консорциумом 3GPP в 2016 году — еще не выйдя на рынок, он уже конкурирует с другими стандартами глобальных сетей с низким энергопотреблением (Low Power Wide Area, LPWA), например, с LORA. К преимуществам данных стандартов следует отнести низкое энергопотребление — от одной пальчиковой батарейки счетчик может передавать в течение нескольких лет (называю разные сроки — от пяти до десяти).

NB-IoT не предоставляет высоких скоростей передачи — максимальная скорость составляет порядка 200 Кбит/с — однако, для устройств, передающих небольшие пакеты данных (например, для тех же счетчиков) этого вполне достаточно. Важно, что NB-IoT отличается высокой проникающей способностью, что позволяет работающим с его использованием модемам производить обмен данными из подвалов и других технических отсеков и помещений, где проблематична работа устройств в традиционных стандартах сотовой связи. Нахождение частот, используемых NB-IoT, в лицензируемом диапазоне, по заявлению представителей «МегаФона», положительно сказывается на устойчивости сервисов передачи данных, использующих данный стандарт. Кроме того, работа данного стандарта в сетях сотовой связи упрощает его широкое использование за счет возможностей использования уже существующей базовой инфраструктуры операторов.

Однако стандарт NB-IoT будет доступен российским пользователям только спустя несколько месяцев, и только тогда можно будет говорить о разворачивании решений на его основе.

Кто заплатит за «интеллектуальные счетчики»?

За интеллектуальные счетчики заплатят владельцы квартир, прямо или косвенно, как прямо сказал Артем Седов, генеральный директор компании «Большая Тройка». Однако, эти вложения актуальны как для жильцов, так и для управляющих компаний.

Дело в том, что жильцы оплачивают как потребление ресурсов непосредственно домохозяйствами, так и «общедомовые нужды». К последним относятся, например, затраты на освещение и на обогрев подъездов и лестниц многоквартирных домов. Однако, в ряде случаев «общедомовые нужды» оказывались слишком велики, зачастую превышая суммарное потребление ресурсов жильцами! В результате жильцы вынуждены платить за недобросовестных соседей, «скручивающих» показание собственных счетчиков, за высокие теплопотери из подъездов и т. д. В настоящий момент управляющим компаниям законодательно запрещено взимать плату за «общедомовые нужды» свыше определенного предела, устанавливаемого для каждого здания. Для жильцов это, конечно, выгодно.

Теперь управляющим компаниям остро необходимо как минимизировать затраты ресурсов на общедомовые нужды, так и наладить сбор данных. В противном случае ряд компаний, работающих в данном секторе экономики, просто обанкротится.

Что это значит для национального ИТ-рынка?

ЖКХ — огромный сегмент экономики, как отметил г-н Седов, занимающий порядка 6% ВВП страны. В результате законодательных инициатив управляющим компаниям, в частности, становится остро необходимо внедрять IoT-решения для сбора и обработки данных по потреблению ресурсов. Конечно, внедрение таких решений является делом весьма непростым — например, нужно договариваться с жильцами о замене счетчиков, изыскать ресурсы на эти действия и т. д. — но с этим управляющие компании, по понятным причинам, должны справляться самостоятельно.

Г-жа Талдыкина уверена, что запуск в коммерческую эксплуатацию таких решений ускорит цифровизацию и модернизацию всей отрасли ЖКХ, послужит снижению стоимости, сроков установки и обслуживания умных счетчиков, высокому уровню безопасности передачи данных и удобным аналитическим отчетам, упрощающим принятие решений для управляющих компаний. «МегаФон» готов предоставить инфраструктуру для подобных систем.

Huawei готов поставить модемы, поддерживающие NB-IoT, как для встраивания в «умные счетчики», так и поставляемые во внешнем исполнении. Цена одного модема невелика — не более 3-5 долл. — но нужно их очень много: объем рынка приборов интеллектуального учета в России превышает 200 млн. единиц, по оценкам IKS Consulting.

Однако, ни управляющие компании, ни Huawei, ни «МегаФон» не смогут создавать, внедрять и поддерживать системы, собирающие и анализирующие данные с интеллектуальных счетчиков, а также предоставляющие дополнительные сервисы (например, возможности оплаты коммунальных услуг). Этим должны заниматься локальные российские интеграторы, у которых появляется огромное поле для деятельности.

Это имеет огромное значение для всего ИТ-рынка, объемы традиционных сегментов которого уменьшаются — это хорошо видно, например, в поставках компьютеров — следовательно, возрастает значение новых рынков, в частности, «интернета вещей», для которого открываются интересные перспективы. Соответственно этим изменениям должны будут перестроиться и традиционные дистрибуторы, для которых внезапно может оказаться весьма перспективным направлением поставка «умных электросчетчиков» и других smart-решений не только для конечных пользователей, но и для интеграторов — ведь речь идет, напомним, о десятках миллионов единиц оборудования.

Заметим, что внедрение IoT-решений, несмотря на необходимые начальные вложения, достаточно быстро окупается. Это показывают пилотные проекты, реализованные Нuawei в нескольких странах совместно с локальными партнерами, но об том мы поговорим в следующий раз.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE