30 марта 2017 г.

Увеличить
Источник: J'son & Partners Consulting, данные компаний
Увеличить
Источник: J'son & Partners Consulting, данные компаний
Увеличить
Источник: J'son & Partners Consulting, данные компаний

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования российского рынка легальных видеосервисов по итогам 2016 года и прогнозы его развития до 2020 года.

Резюме

В исследовании проанализированы видеосервисы России, оказывающие доступ к легальному контенту (VOD— видео по запросу) через абонентскую приставку или посредством ОТТ (без привязки к сети оператора).

Были изучены четыре модели монетизации видеосервисов:

  • AVOD (advertising video on demand) — рекламная. Видео сопровождается определенным количеством рекламных сообщений;
  • TVOD (transactional video on demand) — платная. Аренда зрителем единицы видеоконтента в течение ограниченного времени;
  • SVOD (subscription video on demand) — платная. Доступ по подписке к библиотеке контента на определенное время без ограничения числа просмотров;
  • EST (electronic sell through) — платная. Приобретение пользователем цифровой копии контента.

В исследовании рассмотрена 51 компания, они были разделены на следующие группы:

Онлайн-кинотеатры — агрегаторы контента, предоставляющие возможность просмотра видео как через сайты проектов, так и через приложения сервисов для мобильных платформ и Smart TV. Например, ivi, Amediateka, Okko и т. д.

Телеканалы — телевещатели, монетизирующие прежде всего свой контент в Интернете по платной или рекламной модели (СТС, Первый канал, ТНТ и т. д.)

Операторы — операторы платного ТВ, реализовавшие сервисы просмотра платного видеоконтента на приставках (STB) в виде VOD или кинозалов на выделенных каналах («Ростелеком», «Билайн», МТС и т. д.)

Платформы цифровой дистрибуции — агрегаторы видеоконтента, предоставляющие приложения для мобильных платформ и Smart TV с возможностью просмотра без привязки к сети конкретного провайдера (iTunes, GooglePlayи т. д.).

J’son & Partners Consulting напоминает, что, начиная с 2014 года, изменилась методика расчета доходов. Выручка компаний от услуг видео по запросу учитывается без НДС, а в модели монетизации AVOD доходы игроков рассчитываются до вычета комиссии селлерских агентств.

Текущее состояние и прогнозы рынка

По итогам 2016 года объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 11,18 млрд руб. Рост по отношению к 2015 году составил 32 %. При этом общая выручка игроков по рекламной модели выросла на 22,4 %, а по всем платным моделям — на 50,4 %.

Согласно оценкам J’son & Partners Consulting, к 2020 году доходы рынка легальных видеосервисов вырастут на 78 % по сравнению с 2016 годом — почти до 20 млрд руб. Среднегодовой темп прироста в 2017–2020 годах составит 16 %.

Индустрия онлайн-видео показывает высокие тепы роста во всем мире (+25 % в доходах за 2016 год). По этой причине доля российского рынка в общемировом объеме осталась на прежнем уровне 0,5 %.

В 2016 году в структуре рынка произошли существенные изменения. Как и прежде, наиболее распространенной моделью монетизации является AVOD. Но игроки все более успешно зарабатывают на платном контенте, прилагая к этому много усилий (развитие платформ доставки, реклама, улучшение сервиса и удобства оплаты). В результате в 2016 году доля AVOD на рынке значительно снизилась и составила 60,5 %. Главным бенифициаром стала подписка, доля которой увеличилась с 3,8 % до 11,2 %. Теперь она занимает третье место в структуре рынка и опережает сегмент EST.

Онлайн-кинотеатры собрали 70 % (7,83 млрд рублей без НДС) всех доходов. Большой вклад в это внесли платные сервисы для аудитории мобильных устройств и Smart TV. За год список операционно безубыточных компаний увеличился.

Операторы нарастили долю рынка с 11,7 % до 12,2 % (до 1,37 млрд рублей) и переместились на второе место. Основные причины этого — рост базы IPTV-абонентов и усилия операторов по продвижению VODдля зрителей платного ТВ.

Доля телеканалов за год не изменилась (11,8 %). За нелинейный просмотр своего видео они собрали 1,32 млрд рублей. Новацией стало введение подписок, дающих право смотреть контент без рекламы.

660 млн рублей (5,9 % рынка, уменьшение на 1 п. п.) заработали платформы цифровой дистрибуции. Введение НДС при продажах цифрового контента способно замедлить развитие этого сегмента в ближайшие несколько лет из-за роста стоимости для пользователей.

Ключевыми тенденциями развития рынка легальных видеосервисов в России являются:

  • Увеличение внимания к индустрии со стороны государства.

Были подготовлены и приняты Госдумой в первом чтении поправки в существующее законодательство в части регулирования онлайн-кинотеатров. Главное новшество — их фактически приравняли к СМИ и ограничили долю иностранного капитала в 20 %.

Правительство своим постановлением изменило правила выдачи прокатного удостоверения на фильмы, в том числе и для их демонстрации через VOD-сервисы.

  • Увеличение сотрудничества телеком-операторов и онлайн-кинотеатров.

В 2016 году по такой модели запустил свой VOD-сервис «Триколор ТВ» — крупнейший по количеству абонентов игрок на рынке платного ТВ страны.

  • Продолжение блокировки пиратских ресурсов.

Это напрямую влияет на изменение поведения большинства пользователей и, как следствие, способствует росту платных моделей монетизации.

  • Производство собственного контента, интеграция линейного ТВ в онлайн-кинотеатры.

Основная задача онлайн-кинотеатров — отличаться от конкурентов, так как с точки зрения пользователя при увеличении размера видеотек пропадает разница между различными сервисами.

  • Продолжение экспансии российских онлайн-кинотеатров на международный рынок.

В СНГ практически все крупные онлайн-кинотеатры России присутствуют давно. В 2016 году они начали продвижение на рынки дальнего зарубежья (Европа, США) в основном для русскоязычной аудитории. Расчет делается на недорогую по западным меркам подписку на востребованный контент (прежде всего «Русское кино»).

Источник: J’son & Partners Consulting