4 мая 2017 г.

Количество смарт-устройств, созданных для мобильного использования, растет, появляются целые новые классы девайсов. Пока рынок смотрит на них как на экзотику, но именно в них — надежда ритейла. Массовые продажи раскрученных топ-моделей позитивны и зрелищны, но не способны переломить тренд: удлиняется жизненный цикл гаджетов — от смартфонов до ПК — их продажи падают, а ритейлу чем-то торговать надо.

IDC о wearable-сегменте

Сегмент «носимой электроники», по данным аналитиков, будет расти, причем высокими темпами. Самые высокие темпы роста, как предполагает IDC, будет у smart-одежды (+77% роста в натуральном выражении за год на протяжении ближайших пяти лет) и «умных наушников» (+43%). Правда, аналитики признают, что на такие высокие темпы существенное влияние оказывает «эффект низкой базы», всего на наушники и одежду в сегменте smart-устройств будет приходиться всего 11% даже к 2020 году, а самыми распространенными устройствами в сегменте wearable electronic и в то время останутся смарт-часы.

Однако уже сейчас в изобилии доступны разнообразные smart-устройства, которые даже IDC не в состоянии учесть, а для ритейла данные товарные позиции представляют вполне очевидный интерес. Пока гаджеты являются самодостаточными устройствами, но стараниями вендоров начинают получать все более разнообразную периферию, правда, нишевую.

«Умная фара» Garmin для велосипедов

Компания Garmin, известная как производитель оборудования для экстремального туризма, рыбалки и прочих open-air-развлечений — а также «по совместительству» вендор одной из крупнейших платформ для «умных часов» — предложила необычное устройство: smart-фару для велосипедов Varia UT800 (на фото — внизу). Светодиодная фара обеспечивает световой поток до 800 люмен на протяжении от полутора до шести часов. Такой разброс времени автономной работы обусловлен возможностью устройства выбирать мощность свечения в зависимости от скорости движения велосипеда — доступно пять уровней — а данные о скорости «умное устройство» получает от датчика освещенности и велокомпьютера Garmin (совместим с моделями Edge 520, 820 и 1000, Edge Explore 100 и 820). Чем больше скорость — тем ярче светит фара и тем больший участок дороги перед велосипедом освещает, позволяя велосипедисту раньше замечать препятствия, чем меньше — тем ниже интенсивность свечения, для обеспечения безопасности езды все равно достаточно, но заряд батареи такой подход существенно экономит. Кроме того, smart-фара при взаимодействии с велокомпьютером может автоматически включаться и выключаться в зависимости от внешнего освещения, а также выполнять некоторые другие действия. Сроки начала поставок и рекомендованные розничные цены для российского рынка пока не объявлены.

Девайс доступен в двух вариантах поставки: «городском» Varia UT800 Urban Edition, предусматривающим крепление на руль, и «сельском» Varia UT800 Trail Edition, с креплением на шлем. Как видно, фара представляет собой гибридную" модель, которую можно рассматривать и как устройство для велосипеда, то есть «возимое», и как полноценный вариант носимого гаджета. Заметим, что вариантов «возимых» умных устройств на рынке довольно много, CRN/RE писал о вариантах «дополненного ассортимента» Garmin, так и рассказывал о других девайсах, например, об «умном заряднике», smart-датчиках и камере заднего вида, поставляемых под маркой ZUS.

Внешнее мобильное аудио

Для смартфонов/планшетов активно предлагают беспроводные аудиорешения. Ведущие вендоры встраивают в гаджеты все более продвинутые чипы для обработки звука и ведут работы по совершенствованию встроенных динамиков. Но по понятной причине возможности ограничены малыми линейными размерами компонент, которые можно разместить в корпусе современного гаджета. Поэтому абонентам, требовательным к громкости и глубине мобильного звука, компании предлагают широкий спектр различных внешних колонок.

Среди спектра предложений LG отметим компактную автономную bluetooth-колонку PH1 (на фото — вверху слева), которая получила эстетский дизайн из дымчатого полупрозрачного пластика в сочетании со встроенной светодиодной подсветкой. Подсветка может быть белой, а может менять цвет, то есть устройство процессе работы может создавать атмосферное освещение помещения. Как и другие портативные колонки LG, новинка обеспечивает круговое звучание, что позволяет ей в одиночку наполнять звуком небольшую комнату. Встроенный микрофон позволяет использовать гаджет в качестве hands-free при голосовом общении, причем на корпусе РН1 есть отдельная аппаратная кнопка, позволяющая пользователю ответить на звонок непосредственно с колонки. Также реализованы кнопки для управления громкостью и воспроизведением, что просто, привычно и удобно. Это массовое устройство, поэтому новомодные штучки в виде NFC, поддержки парного звучания и т.д. в ней отсутствуют, что позволило оптимизировать цену устройства — в рознице РН1 доступна по ценам от 2100 до 2200 руб., что для такой стильного гаджета — да еще и с атмосферной подсветкой — более чем актуально.

B&O Play выпустил компактную автономную bluetooth-аудиосистему Р2 (на фото — вверху справа), которая отличается отсутствием кнопок на корпусе. Для включения/выключения нужно нажать на логотип марки, для запуска/остановки воспроизведения достаточно сделать двойной «тап» на поверхности защитной решетке динамиков, изменение громкости происходит, когда на поверхности «рисуют» пальцем окружность, а для смены трека надо встряхнуть девайс — подход к управлению, возможно, не самый оптимальный, но интересный. Наличие встроенного микрофона в Р2 позволяет использовать устройство для громкой связи. Разумеется, управление колонкой возможно через смартфон, при наличии установленной фирменной программы Beoplay App. По заявлению производителя, жесты можно настраивать через смартфон, а после обновления приложения можно будет объединять две Р2 в стереопару. Время автономной работы — до 12 часов в режиме звучания и до месяца в режиме ожидания. Как и все устройства от B&O — даже представленные в демократичной серии B&O Play — новинка недешевая: рекомендованная розничная цена составляет 169 долл., правда, рублевая цена пока не объявлена, как и сроки поставки на российский рынок. Однако, техно-эстетов и поклонников марки такая цена, разумеется, не остановит, а особо продвинутые могут приобрести для устройства еще и фирменный кожаный чехол за 39 долл.

Чем рассмотренные устройства крупных брендов отличаются от многочисленных китайских no-name-колонок, которые заметно дешевле, а иногда и весьма прилично звучат? Ключевых отличий два, причем оба принципиально важны для ритейла. Во-первых, устройства известных брендов обладают предсказуемым качеством, в то время как у no-name качество звучания и сборки бывает совершенно непредсказуемое. Во-вторых, модели крупных брендов широко присутствуют в классическом канале, поэтому любому ритейлеру заказывать их легко и просто.

Что это значит для ритейла

Товарная номенклатура, актуальная для традиционного цифрового ритейла, становится все шире. Ритейлерам остается только выбирать из спектра предложений, которые обеспечивают ведущие вендоры, и продвигать новинки в своих торговых точках. В будущем конкурировать придется даже с продавцами одежды, а сейчас, как видно, цифровые салоны начинают все более активную борьбу за покупателя с магазинами спортивных и велотоваров. Впрочем, к последнему не привыкать, — «умные фары» всего лишь продолжают конкуренцию на участке, где давно присутствуют велокомпьютеры и фитнес-браслеты.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE