26 июля 2017 г.

Николай Шмыков

Ситуация на глобальном рынке ПК складывается несколько лучше, чем предполагали аналитики IDC. По результатам второго квартала, итоги которого были подведены специалистами аналитического агентства, в мире было продано 60,5 млн. готовых «традиционных ПК». Напомним, что IDC к таковым относит десктопы, ноутбуки и рабочие станции, но не планшеты и не серверы на платформе x86.

Рынок продолжает сокращаться — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение в натуральном выражении составляет 3,3%. Однако ситуация все же лучше, чем ожидали специалисты IDC, которые прогнозировали спад заметно более сильный — 3,9%. При этом, как отмечают аналитики, с апреля по июнь включительно на рынке компонент присутствовал дефицит SSD, что привело к росту цены как на них, так и на готовые устройства. Однако несмотря на это обстоятельство, рынок ПК оживает. Общие причины спада все те же — увеличение жизненного цикла устройств, отсутствие значимых инноваций, давление со стороны смартфонов-планшетов — но, как видно, пользователи не намерены отказываться от традиционных ПК ни на корпоративном рынке, ни на домашнем. Причина — изменение повседневных задач, которые требуют все возрастающей вычислительной мощности.

«Тор 3» на мировом рынке все та же — HP, Lenovo, Dell — но вот первое место по итогам уже второго квартала удерживает давний лидер, потеснивший некоторое время занимавшего эту позицию мощного китайского претендента. Компания HP за квартал отгрузила заказчикам 13,782 млн. персональных компьютеров, заметно нарастив свою долю — заняв 22,8% рынка. Напомним, что в прошлом году показатели продаж НР во втором квартале составляли 12,974 млн. устройств, что составляло 20,7% рынка. Как видно, глобальный лидер наращивает продажи на сокращающемся рынке, что демонстрирует актуальность выбранной им стратегии. Второе место в этом году занимает компания Lenovo, отгрузившая 12,434 млн компьютеров, что соответствует 20,5% рынка. Компания просела как в натуральном выражении (год назад китайский производитель реализовал за аналогичный период 13,189 млн систем), так и в процентных долях, которые составляли 21,1%. Замыкает тройку лидеров компания Dell, которая нарастила поставки компьютеров — с 9,963 до 10,328 млн штук — и заметно увеличила свою долю, но пока лидерам не угрожает: ее продукция по итогам квартала занимает 17,1%, а год назад занимала 15,9%. Как видно, три лидера в сумме занимают 60,4% рынка в натуральном выражении, а в прошлом году занимали 57,7%, то есть монополизация в этом сегменте ИТ-рынка несколько выросла.

Собрать компьютер сегодня еще проще, чем это было в девяностые годы, однако с тех пор локальные сборщики и небольшие вендоры утрачивают позиции, хотя, казалось бы, должна присутствовать обратная тенденция. Дело в том, что ведущие вендоры не просто выполняют сборку, транслируя пользователю некий сбалансированный набор решений от производителей компонент, а создают продукт с выразительным и очевидным «extra value». В большинстве случаев это инженерные и дизайнерские решения, обеспечивающие качественный теплоотвод, повышенную информбезопасность и современный внешний вид устройств. Также важно, что крупные вендоры поставляют широкий спектр моделей, что позволяет покупателям выбрать оптимальные решения в зависимости от личных предпочтений и особенностей будущего использования компьютеров. Заметим, что сказанное относится как к домашним, так и к корпоративным системам.

Например, на весеннем анонсе корпоративных систем Elite для российского рынка были показаны как моноблок EliteOne 800 G3 All-in-One, так и традиционный декстоп EliteDesk 800 G3 Tower, а также корпоративный компьютер в ультракомпактном корпусе HP EliteDesk 800 G3 Desktop Mini. Важно, что вне зависимости от форм-фактора, системы рассчитаны на корпоративные нагрузки, получили расширенные решения для обеспечения безопасности (в частности, самовосстанавливающийся BIOS благодаря технологии SureStart Gen3 with Runtime Intrusion Detection и приложение для смартфонов HP WorkWise, позволяющее использовать гаджет в качестве «ключа» для разблокировки компьютера), тихую и мощную систему охлаждения, а также повышенную прочность и виброустойчивость, подтвержденные соответствием армейскому стандарту MIL-STD-810G. Николай Шмыков, руководитель группы по развитию категории «персональные системы для бизнеса», HP в России, отметил, что хотя среди покупателей бизнес-компьютеров растет популярность систем в ультракомпактных корпусах, моноблоки тоже пользуются популярностью. Ультракомпактрый ПК можно закрепить на обратной стороне дисплея и системный блок не будет занимать место на столе, но при этом может быть заменен отдельно от монитора, что для корпоративного заказчика может быть важно. Однако, как отметил г-н Шмыков, некоторым покупателям нужен именно десктоп — при использовании систем в условиях front-office, когда обратные стороны дисплеев развернуты к посетителям, наличие там системных блоков и дополнительных проводов — не лучший вариант, в данном случае обычно оптимальны моноблоки с дизайнерской поверхностью задней панели. НР же поставляет любые варианты, включая старые добрые «тауэры», что позволяет удовлетворить любые запросы корпоративных клиентов (заметим, что спектр систем компаний для дома и для геймеров также широк, но про них мы поговорим в следующий раз).

Разумеется, «extra value» добавляют в свои компьютеры и другие вендоры из «Тор 3», но подходы НР, как показывают результаты квартала, рынок воспринимает лучше. Напомним, что НР активно экспериментирует, представляя рынку решения в принципиально новых форм-факторах, например, модель Elite Slice, о которой CRN/RE писал.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель СRN/RE