24 ноября 2017 г.

PayPal и исследовательское агентство Data Insight опубликовали результаты исследования рынка российских фрилансеров (самозанятых профессионалов), которые работают не только с российскими, но и с иностранными клиентами. Исследование показывает, что сегодня две трети российских фрилансеров выполняют работу для иностранных клиентов, а 14% специализируются исключительно на зарубежных заказах. При этом треть из них работают на этом рынке меньше года. У 19% опрошенных доход, полученный от заказов из-за рубежа, вырос как минимум в два раза только за последние полгода.

Иностранные клиенты приносят больше выгоды

Одна из причин, по которой российские фрилансеры обращаются к международному рынку, заключается в том, что работа на нем приносит более высокий заработок. Для одной трети тех, кто работает с иностранными заказами, эта деятельность становится основным источником дохода, и, в среднем, обеспечивает 61 тысячу рублей в месяц. Для сравнения, российские клиенты как основной источник дохода приносят около 53 тысяч рублей.

В ответ на вопрос, почему фрилансеры предлагают свои услуги за рубежом, респонденты называют не только более высокий уровень оплаты их услуг, но и более интересные заказы. При этом, те, кто специализируется на российских клиентах, в числе преимуществ указывают общий менталитет и более высокую скорость взаимодействия.

Кто становится фрилансером в России?

Слово «фрилансер» имеет средневековое происхождение и изначально обозначало воина-наемника. В наше время так называют самозанятых профессионалов, которые принимают заказы, как постоянные, так и единичные, от разных клиентов. Это отражается на демографии тех, кто выбирает такую работу в качестве постоянной. Как правило, большинство фрилансеров — выпускники вузов в возрасте от 26 до 35 лет, не имеющие семьи. При этом мужчины работают с иностранными клиентами чаще, чем женщины. Самая распространенная сфера работы среди фрилансеров — дизайн, за ним идет IT-разработка. Также популярна продажа творческих работ на стоковых порталах, но те, кто ею занимаются, почти всегда специализируются на иностранных клиентах.

Фрилансеры чаще всего проживают в городах-миллионниках, а больше всего — в Москве и Санкт-Петербурге. Приволжский и Сибирский федеральные округа также могут похвастаться большим числом фрилансеров (15% из тех, кто имеют иностранных клиентов, проживают в Приволжском ФО, 12% — в Сибирском ФО).

Заказы со всего мира через онлайн-сервисы

Если российских клиентов, как правило, находят по рекомендациям знакомых, то иностранные заказы ищут на специализированных сайтах. В числе наиболее популярных интернет-источников участники опроса назвали специальные площадки для фрилансеров (Upwork, Freelancer.com) и дизайнеров (Dribbble.com, Behance, Deviantart, Creative Market), фотобанки (Shutterstock.com, Depositephotos, Istock, Adobe, 99designs, Fotolia, Dreamstime) и аудиостоки (Audiojungle.net).

Больше всего заказов приходит из США (54% фрилансеров, работающих с иностранцами, находят клиентов в Штатах). На втором месте — Великобритания (22%). Однако российские фрилансеры получают заказы и из других регионов, включая страны Европы, Индию, Китай и Австралию.

По данным опроса, для оплаты иностранных заказов чаще всего используется глобальная платежная платформа PayPal. У PayPal есть различные программы защиты покупателей и продавцов, которые распространяются не только на товары, но и на услуги. Кроме того, PayPal предлагает пользователям создавать личные страницы с помощью PayPal.me — простого и удобного способа оперативно получать платежи от клиентов. Однако при работе с российскими заказчиками фрилансеры по-прежнему предпочитают переводы с карты на карту.

Всего 17% фрилансеров не видят для себя возможностей на международном рынке услуг. В качестве основных препятствий они указывают слабое знание иностранных языков, боязнь более высокой, чем на российском рынке, конкуренции и наличие профессиональных «ограничений» (работа с текстами на русском языке, индивидуальное обучение на русском языке и т.д.).

Ольга Лоншакова, Директор по развитию бизнеса PayPal, прокомментировала результаты исследования: «Несколько лет назад мы представили проект #ГдеБыТыНиБыл — о том, как интернет позволяет россиянам реализовывать мечты и связывает их с миром, в каком бы уголке нашей страны они ни жили. Фриланс помогает всем стать частью глобальной экономики, дает возможности, которые не зависят от места жительства. Талант российских специалистов востребован по всему миру, и благодаря нашей глобальной платформе они могут работать с более чем 218 миллионами потенциальных клиентов. В этой сфере крайне важно взаимное доверие. Пользуясь PayPal, и фрилансеры, и их клиенты чувствуют себя в безопасности, делая денежные переводы».

«Это первое исследование, которое рассматривает участие российских фрилансеров на международном рынке», — говорит Федор Вирин, глава исследовательского агентства Data Insight. «Оно раскрывает ранее неизвестные детали о состоянии этого рынка. Этот рынок и растущая потребность в российский специалистах за рубежом оставались незамеченными профессионалами рынка e-commerce, несмотря на значительный рост популярности фриланс-сферы среди российских специалистов. Очевидно, что тренд самозанятости станет одним из основных в ближайшие годы».

Источник: Пресс-служба PayPal,