21 февраля 2018 г.

Константин Шляхов

70,4 млрд. руб. — таков оборот компании «Марвел КТ» (под этим юридическим лицом консолидирован теперь дистрибьюторский бизнес «Марвела», хотя по-прежнему используется бренд «Марвел-Дистрибуция») по итогам 2017 года. Как отметил Константин Шляхов, старший вице-президент и генеральный менеджер компании, рост оборота составил 17% в долларовом выражении по сравнению с позапрошлым годом.

Обнародование оборота в денежном выражении — одна из составляющих политики компании, которая становится прозрачной, что отдельно подчеркнул г-н Шляхов. Политика, которую компания называет «Новая прозрачность», не только лозунг, но и рабочий инструмент для «Марвел». В частности, она позволяет гарантировать партнерам полную уплату НДС и прочих налогов на товары, предлагаемые дистрибьютором, что обеспечивает защиту от возможных налоговых претензий со стороны клиентов, конечных покупателей и государственных структур. Прозрачность, как отметил г-н Шляхов, приводит к упрощению доступа к кредитованию — в частности, к увеличению лимита у банков и у вендоров — а также положительно сказывается на повышении рейтинга «Марвел» у страховых компаний, что немаловажно в современном бизнесе, риски которого только растут.

В процессе пресс-конференции были озвучены некоторые интересные цифры по российскому рынку и некоторым деталям бизнеса «Марвел». К особенностям прошлого года, как отметил г-н Шляхов, следует отнести значительное укрепление средневзвешенного курса рубля (в 2016 — 67,03 рубля за доллар, в 2017 — 58,35). Это способствовало росту рынка в долларовом выражении, а также увеличению средней долларовой стоимости продаваемых устройств. Кроме укрепления курса рубля, которое произошло впервые за последние годы, росту экономики страны способствовало снижение ключевой ставки ЦБ РФ (до 7,75%), уменьшение инфляции (в годовом исчислении — 2,5%, что является историческим минимумом для РФ). В итоге ВВП РФ, по оценкам Росстата, вырос за прошлый год на 1,5%, что выше, чем ожидалось.

Оживление экономики немедленно сказалось на ИТ-рынке: покупатели начали удовлетворять отложенный спрос, который накопился за годы кризиса. Причем это справедливо как для корпоративных клиентов, так и для частных пользователей — в обоих случаях обновление оборудования циклично, соответствующие процессы можно отложить, но нельзя отменить. Объемы поставок компьютерной техники возросли заметно больше, чем экономика в целом.

По оценкам аналитиков «Марвел», которые опирались на данные агентств IDC, GfK, ITResearch, Context, J`son & Partners и Futuresource, национальный рынок смартфонов в России за прошлый год вырос на 9% в натуральном и на 37% в денежном выражении. На этом сегменте российского ИТ-рынка, который является наиболее крупным (емкость по итогам года составила 6,7 млрд. долл.) оживление заметно весьма выразительно.

На втором месте по объемам — рынок ноутбуков (1,4 млрд, рост на 2% в натуральном, но на 19% в денежном выражении).

Несмотря на сильное падение объемов — 20% в натуральном и 6% в денежном выражении — рынок планшетов по объемам оказался на третьем месте с показателем 540 млн. долл.

Лишь немного уступает ему рынок устройств печати — 530 млн. долл — но практически при нулевом росте «в штуках» он показал увеличение на 25% в деньгах!

Рынок мониторов на подъеме — плюс 18% в натуральном и плюс 25% в денежном выражении — но его общий объем много меньше, чем 460 млн. долл.

Близок к рынку мониторов, как ни странно, рынок «персонального аудио» — наушники, колонки и т.д. — объем которого по итогам года составил 400 млн. долл при росте в денежном выражении 49%, а в натуральном — плюс 15%.

Заметим, что растут и корпоративные сегменты, например, продажи серверов продемонстрировали впечатляющий рост на 39% в денежном выражении, а источников бесперебойного питания — на 13%.

На пресс-конференции были объявлены и более конкретные итоги работы дистрибьютора по отдельным направлениям.

Так, партнерская сеть компании выросла на 9%. Некоторые компании в силу объективных причин прекратили сотрудничество с «Марвелом» — например, как ушедшая с российского рынка «Техносила» — но, очевидно, что количество пришедших компаний заметно больше, чем ушедших. Количество дилеров «Марвела» по итогам года превысило 4200. Растет и количество поставщиков — их более 120.

Продажи по направлению ритейл-дистрибуции, которым руководит Антон Черепахин, за прошедший год выросли на 10% в денежном выражении. В топ-10 вендоров по этому направлению вошли Acer, Fly, HTC, Lenovo, Lexmark, Logitech, Meizu, Nokia, Seagate и WD (в алфавитном порядке). Отдельные сегменты внутри отдела ритейл-дистрибуции развивались с разной динамикой, некоторые даже разнонаправленно. Например, в сегменте «ноутбуки и планшеты», который относится к направлению г-на Черепахина, по итогам года наблюдался спад на 35%. Однако, по словам Антона, это предсказуемо — в данном сегменте был сделан фокус на оптимизацию иных бизнес-показателей, в частности, оборачиваемости склада. Другие направления ритейл-дистрибуции — в структуре «Марвел» это «мобильные телефоны и смартфоны», «периферия, фото и аксессуары» и «компоненты» — показали выразительный рост на 13%, 29% и 67%, соответственно.

Напомним, что компания «Марвел-Дистрибуция» заняла по итогам 2017 г. первое место в номинации «Лучший дистрибьютор для ИТ-розницы» в рейтинге CRN/RE. Но компания, помимо этого, вошла в топ-5 еще и в номинациях «Лучший дистрибьютор для сборщика» и «Лучший дистрибьютор для системных интеграторов».

Как подчеркивают в компании, «Марвел» относительно недавно вернулся к дистрибуции комплектующих — с этого направления компания некогда и начинала свою деятельность в 1991 году. Сейчас это направление демонстрирует бурный рост, занимая в структуре продаж подразделения 18%, то есть догнало направление «периферия, фото и аксессуары» (18%) и превысило «ноутбуки и планшеты (14%), хотя пока меньше, чем «мобильные телефоны и смартфоны», которые занимают половину объема продаж в направлении ритейл-дистрибуции.

Объемы продаж подразделения проектной дистрибуции, которым руководит Сергей Лапко, возросли за прошедший год на 26% в натуральном выражении. В топ-10 вендоров по итогам годовой работы подразделения проектной дистрибуции вошли APC by Schneider Electric, Avaya, Cisco, Hitachi, Hewlett-Packard Enterprise, IBM, Juniper networks, Lenovo, Oracle и Samsung (в алфавитном порядке). Основной объем продаж подразделения пришелся на традиционных системных интеграторов (83%), корпоративные реселлеры обеспечили только 14% объема продаж и 3% заняли прочие каналы.

К победам прошлого года также следует отнести присутствие «Марвел» в рейтинге Forbes «Крупнейшие частные компании России» и 6 место в рейтинге «Лидеры рейтинга РБК 500 по изменению выручки».

Источник: crn.ru