13 марта 2019 г.

«Слон», автор работы Наталья Басина

Можно ли добиться того, чтобы сотрудники всегда работали с максимальной отдачей? Не уставали, не подвергались «профессиональному выгоранию», чтобы у них «горели глаза» и личная заинтересованность совпадала с профессиональной? Такой вопрос задают себе все руководители. Конечно, идеального решения этой проблемы не существует, но способы «влиять на ситуацию» есть. И один из них — использование технологий арт-терапии.

В последнее время стали появляться публикации и исследования, посвященные применению методов и техник арт-терапии в компаниях. Арт-терапия, то есть гармонизация внутреннего состояния человека и, как следствие, восстановление его работоспособности и креативности, методика не новая. В нашей стране она применялась еще в советское время. Например, в 1960-х — 1970-х годах на предприятиях радиоэлектронной промышленности существовали «комнаты психологической разгрузки», которые помогали сотрудникам справляться с высоким уровнем монотонии. Чаще всего речь шла о простых трансляциях музыкальных программ, но подобранных «с учетом специфики труда и позволяющих снижать уровень утомляемости работниц». Сегодня это может вызвать улыбку, но стоит вспомнить, что в те времена в СССР не было индивидуальных «гаджетов» для прослушивания музыки, да и выбор произведений «по вкусу» был не простым делом. По крайней мере в рабочее время.

Теория...

Сейчас используются большое разнообразие различных форм арт-терапии: библио-терапия — лечебное воздействие чтением, вокало-терапия — лечение пением, драма-терапия, где в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры, изо-терапия — рисуночная терапия, имаго-терапия — лечебное воздействие через образ, театрализацию, музыко-терапия — лечебное воздействие через восприятие музыки.

Применение практически всех форм и методик работает на мобилизацию, актуализацию и раскрытие творческого, созидательного потенциала сотрудника. Кроме того, арт-терапия может решать коммуникативные, регулятивные, когнитивные, коррекционные, развивающие задачи. Все чаще можно столкнуться с ситуацией, когда коллеги в офисе занимаются лепкой или рисуют маслом, делают икебаны или занимаются декупажем. При этом руководители точно знают — они не просто устраивают сотрудникам «релаксацию», повышают их «лояльность» и командный дух, но и снимают «замыленность» восприятия и в конечно счете повышают уровень эффективности работников.

... и практика

Интересное исследование было проведено в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области. О нем писала Ксения Володина в журнале «Организационная психология». В ходе эксперимента решались такие задачи как: создание благоприятной атмосферы в коллективе, умение сотрудников преодолевать возникающие трудности, а также стремление работать над собой, развиваться и совершенствоваться как в личностном, так и в профессиональном плане. Методики и техники, также упражнения арт-терапии как в индивидуальной, так и в групповой форме подбирались в зависимости от поставленных целей и задач, а также категории рабочей группы.

Повышение стрессоустойчивости отрабатывалось с помощью методики «Человек под дождем»*. Сотрудникам необходимо было понять, как они преодолевают неблагоприятные ситуации, как противостоят им, какие личностные ресурсы имеют. Обнаруженные изменения анализировались индивидуально, затем обсуждались в группе. С помощью методики «Конструктивный рисунок человека» специалисты не только определяли тип личности, но и оценивали эмоциональное состояние и настрой сотрудников. Данная методика вызвала у сотрудников особый интерес, так как не требовала проявлять художественные способности (чего многие боялись), и они с удовольствием создавали человечков из предложенных геометрических фигур.

Создание коллажа «Личность руководителя», по мнению проводивших исследование, помогло сотрудникам соотнести свои личностные качества с качествами успешного руководителя и послужило примером реализации развивающей функции арт-терапии. Однако наиболее востребованной оказалась «Техника работы с обидами». Ее цель — осознание собственных механизмов переживания обиды. Занятия проводились в группах, в процессе обсуждения сотрудники делились впечатлениями, как изменилось отношение к ситуации, вызвавшей обиду. Для поиска ресурсного состояния путем самостоятельного анализа клиентом проблемной ситуации применялись метафорические ассоциативные карты (колода «Сокровищница жизненных сил», психологическая игра «Хранительница сада» и др.).

Время и сочетание

С помощью техник, сочетающих музыкальную и изо-терапию, была реализована регулятивная функция арт-терапии. Сочетание в упражнениях таких техник дает человеку эффект большей степени погруженности во внутренний мир, детального анализа внутреннего состояния, возможность побыть наедине со своими мыслями.

Такие техники можно использовать как в рамках одного цикла занятий, так и по отдельности. Этот аспект необходимо учитывать при подготовке занятий для сотрудников.

Так, применение техник из серии техникой «Мандала», проводилось на протяжении довольно длительного времени. На первом занятии сотрудники выбирали себе мандалу (контурный рисунок) и раскрашивали ее. Занятие проводилось в музыкальном сопровождении. Анализ, обсуждение чувств и эмоционального состояние каждого участника проводился в группе. Вторая техника — «Плетение мандал» была предложена сотрудникам спустя шесть месяцев. Она также выполнялась в музыкальном сопровождении. Сопоставление мандал позволило проанализировать стабильность (изменчивость) эмоционального состояния сотрудников.

Рисуночные упражнения «Мое настроение», «Два рисунка», «Я и стресс», «Рисунок музыки» применялись на занятиях по профилактике стрессовых состояний, возникающих у сотрудников на рабочих местах или в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. Упражнения экспрессивной психотерапии «Ритм», «Душа движений» использовались в работе с сотрудниками на занятиях по снятию эмоционального напряжения, которые проводились в комнате психологической разгрузки. Упражнения, связанные с движениями и музыкальным ритмом, проводились в небольших группах (четыре-пять человек).

Развитие и реализация

Поскольку одной из главных функций сотрудников этой организации было общение с людьми, для них были организованы учебные занятия по развитию межличностного общения и социального взаимодействия, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей. В ходе этих занятий были использованы техники и упражнения арт-терапии, такие как: «Групповой рисунок», «Рисунок по кругу», «Парное рисование» и другие. Такие упражнения можно сочетать в одном занятии. Тематика рисунка может быть различной. Если сотрудники затруднялись определить тему рисунка самостоятельно, им предлагалось несколько тем на выбор. В процессе выполнения упражнений выявлялись сплоченность коллектива, лидерские качества сотрудников, умение работать слаженно, доверие дуг к другу. Кроме того, коллективное выполнение упражнений способствовало развитию способности конструктивного взаимодействия в группе, положительному групповому настрою.

Реализации когнитивной функции арт-терапии способствовало применение в работе с сотрудниками упражнения «Прогулка по лабиринту», составление коллажа «Мои цели, планы и мечты» и других. В процессе выполнения данных упражнений было отмечено, что сотрудники с творческими способностями особенно детально подходят к выполнению упражнений такого рода, а именно к подбору материалов, к выбору цвета для работы, пространственному расположению материалов и тому подобное.

Показательно, что упражнение «Прогулка по лабиринту» было проведено на занятии с сотрудниками в период сокращения штатных единиц в организации. Основная цель упражнения — осознание и принятие различных путей выхода из сложившей ситуации. В сложный период, когда сотрудникам была необходима помощь и поддержка в выборе правильного дальнейшего решения, использование техники помогло посмотреть на сложившуюся ситуацию с разных сторон, с разных жизненных позиций. Совместное обсуждение показало, что у всех присутствующих было много разных вариантов решения одной и той же проблемы. В итоге кто-то поменял точку зрения, кто-то увидел другие, новые для себя, варианты решения. Иными словами, каждый смог проанализировать и сопоставить свое мнение с мнением коллег.

А вот коллаж «Мои цели, планы и мечты» может выполняться неоднократно, в зависимости от пожеланий руководства и сотрудников. Основная цель упражнения — формирование для себя образа желаемого будущего, осознание приоритетов среди своих целей и планов. Большинство сотрудников с интересом выполняли упражнение, однако были те, кто не желал озвучивать в группе планы и мечты.

Применение арт-терапевтических техник и упражнений в работе с персоналом позволило руководству выйти за рамки стандартизированных методов управления. Оценивая результаты исследования, и психологи, и руководители говорили о том, что использование техник и упражнений арт-терапии позволило обучить сотрудников навыкам саморегуляции, психологическим методам и приемам для эффективной работы в условиях стрессовых ситуаций, а также повысить уровень социально-психологической компетентности, оптимизировать психологический климат в коллективах.

Шесть фактов об арт-терапии

  1. Термин «арт-терапия» появился в 1938 году благодаря художнику Адриану Хиллу. В числе его пациентов были больные туберкулезом люди, которых специалист отвлекал от мыслей о недуге при помощи творчества. Наблюдая за пациентами, Хилл заметил, что его методика помогает не только заглушить болезненное состояние, но и выздороветь.
  2. В основе арт-терапии лежат психоаналитические теории Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Они считали, что через художественную деятельность человек выражает свои неосознанные психические процессы.
  3. Во время творчества работает правое полушарие мозга. Специалисты уверены, что в этот момент отключается наш внутренний цензор, и подсознательное всплывает наружу. Так арт-терапевтам удаётся «выудить» глубинные страхи, комплексы, обиды и жизненные установки клиента. .
  4. В США арт-терапию успешно применяли при работе с детьми — бывшими узниками фашистских концлагерей. В 1960 году появилась Американская арт-терапевтическая организация.
  5. В арт-терапии множество направлений: живопись, скульптура, танец, музыка, создание кукол, сочинение сказок и так далее.
  6. Арт-терапия является не только хорошим методом избавления от душевного дискомфорта, но и позволяет предотвратить стресс, эмоциональное выгорание.

*Подробнее о методиках можно узнать, например, на сайте.

Источник: Наталья Басина, crn.ru