25 октября 2019 г.

Увеличить
Павел Анохин
Увеличить
Ян Кемпфер

Рынок ноутбуков переживает не лучшие времена — он стагнирует вместе со всем сегментом компьютерного оборудования. Кроме того, дополнительные проблемы привносит продолжающаяся коммодизация товаров этой группы. Это давний тренд, который может быть в пределах нескольких кварталов изменен в силу некоторых событий, оказывающих влияние как на локальные, так и зачастую на глобальные продажи.

Ситуация глобальная и локальная

На глобальном рынке, напомним, спрос на компьютеры растет: +3,0% за июнь-сентябрь в натуральном выражении по соотношению «квартал к кварталу», как сказано в отчете IDC. Причин тому несколько. В частности, рынок подогревают опасения покупателей по поводу возможных последствий американо-китайской «торговой войны». В ближайшем будущем она может привести дефициту устройств, что вполне может возникнуть при переносе производств из Поднебесной в другие регионы. Корпоративный рынок также крайне озабочен грядущим завершением поддержки Windows 7, которую Microsoft намерен прекратить в середине января будущего года, что стимулирует завершить переход с используемых компьютеров — которые окажутся устаревшими не только морально — на новые системы под управлением Windows 10. В общем тренде растут и продажи ноутбуков.

Придет ли глобальный тренд на российский локальный рынок — пока неизвестно. Российский рынок неоднократно показывал динамику, радикально отличную от глобальной, текущая ситуация не является исключением. В российских условиях все куда как менее радужно: самые свежие данные IDC — по локальному рынку они доступны только за второй квартал — показали падение рынка на 22% в натуральном выражении, причем ноутбуки падают уже второй квартал подряд, а десктопы к ним только присоединились. Причины понятны, но для нас важно, что теперь конкуренция между оставшимися игроками рынка возрастает, и это делает некоторые новинки особенно интересными в локальных условиях.

На чем фокусируются вендоры

Крупнейшие производители фокусируются на сегментах рынка ноутбуков, до которых коммодизация еще не добралась, в них пользователи ценят топовые характеристики и понимают — хотя бы рамочно — особенности новых систем. Про ситуацию в сегменте игровых решений CRN/RE писал, но аналогичные процессы идут и в сегменте коммерческих ноутбуков, причем наиболее заметны они в нишах премиальных и защищенных систем. Однако развитие этих категорий оборудования требует от вендоров усилий и высочайшей инженерной квалификации — причем разнопрофильной — у задействованных команд разработчиков.

«Современные устройства для корпоративных клиентов должны обеспечивать необходимый уровень мобильности, трансформироваться и адаптироваться под любые рабочие задачи, а также соответствовать самым высоким стандартам защиты от киберугроз», — отмечает Павел Анохин, генеральный директор HP в России. Компания анонсировала линейку премиальных коммерческих систем на 2020 год, в моделях которой принципы, озвученные г-ном Анохиным, заметны особенно хорошо.

Как это выглядит у лидера

Основные ноутбуки НР в премиальной линейке Elite — это модели Elite x2 G4, x360 (1030 G4 и 1040 G6 — получили эволюционное развитие. У моделей «линейки 2020» новые процессоры (что предсказуемо), обновленные экраны с повышенной яркостью, уменьшенным энергопотреблением и поддержкой HDR, средства коммуникации с поддержкой новых стандартов (CRN/RE писал о преимуществах Wi-Fi 6), оптимизированное микропрограммное обеспечение, но дизайн у них остался практически прежним, перекочевав с систем модельного ряда 2019. Но НР представила рынку и модель, позиционированную как революционную.

Рассматриваемые нами новинки НР и Panasonic интересны для канала благодаря присутствию в обеих ветвях продаж: как В2В, так и В2С. Легко предположить, что в рознице они будут менее заметно популярны, чем игровые ноутбуки, но при этом явно более востребованы, чем мобильные рабочие станции.

Elite Dragonfly — топовая модель линейки 2020 — самый мощный в своем сегменте коммерческий ноутбук весом менее килограмма в форм-факторе трансформера, что подчеркнул Андрей Терляков, менеджер по развитию категории коммерческих мобильных систем HP в России. Чтобы добиться рекордного сочетания, компании пришлось переработать практически все компоненты системы, включая тачпад (он стал легче), клавиатуру (она тоже стала легче, а заодно тише), вентилятор (он стал титановым тоже для минимизации веса) и т.д. Чтобы подчеркнуть премиальность системы, корпус этой новинки не традиционного для ноутбуков НР серебристого цвета, а темно-синего. Из интересных «фишек» — скоростная зарядка, благодаря которой полчаса, проведенных с подключением к розетке, обеспечивают до 7 часов автономной работы, что понравится пользователям из «поколения Z», привыкшим к мобильности.

Премиальные коммерческие ноутбуки интересны для реселлеров благодаря оправданной высокой цене, что позволяет, во-первых, дистанцироваться от массовых бюджетных решений и не ввязываться в безнадежную ценовую войну, во-вторых, обеспечивает высокую маржинальность при продажах таких систем. Рекомендованные розничные цены на Elite Dragonfly начинается от 99990 руб., на ToughBook 55 — от 275796 руб.

Что видим в нишах

Panasonic показал ToughBook 55, «полузащищенный ноутбук» по терминологии компании, который при весе «всего в 2,08 кг» также сертифицирован по военным стандартам устойчивости к внешним воздействиям и, что важно, по защищенности от пыли и брызг по IP53. Новинку, как и другие модели линейки ToughBook, Panasonic будет продвигать только через канал, что особо подчеркнул Ян Кемпфер, директор по маркетингу Panasonic Computer Product Solutions. Разумеется, через канал будет поставлять свои премиальные коммерческие ноутбуки и НР.

Новинка выводит полузащищенные мобильные устройства на совершенно новый уровень производительности и гибкости, отметил г-н Кемпер, позволяя пользователям настраивать свое устройство буквально «на лету» в соответствии с изменениями своих потребностей. Из особенностей — более производительный процессор, более развитые фирменные системы защиты, развивающие доступные благодаря использованию pro-версий процессоров Intel и поддержке Windows Hello. Из интересных «фишек» — два слота конфигурации, в которые можно добавлять дискретные графические карты, накопители, дополнительные батареи и т.д., а также возможность «горячей замены» аккумуляторных батарей.

Продвижение премиальных и «полузащищенных» систем интересно наличием большого количества фирменных опций. НР поставляет в канал, например, фирменные рюкзаки, мыши, док-станции и прочие полезные устройства. Panasonic сохраняет совместимость устройств с широким спектром опций от ремней и крепежа до репликаторов и опциональных антенн. Все эти товарные позиции позволяют заметно увеличить «средний чек» покупки даже с учетом немаленького ценника на сами устройства.

Кибербезопасность как тренд

В новых системах Elite реализованы встроенные решения для расширенного обеспечения ИБ, причем как от базовых вендоров — Intel и Microsoft — так и от самой HP. Например, новинки получили поддержку Sure Sense (многопрофильная система защиты от кибератак, способная использовать AI) и уникальной технологии экранов Sure View (опционально), а также Privacy Camera (аппаратную шторку, которой можно закрыть объектив встроенной камеры). Системы проходят тесты по армейскому стандарту, так что являются защищенными от физических воздействий на уровне, вполне достаточным для офисных устройств. Расширены защитные возможности и оптимизировано взаимодействие с Windows Hello и у новинки Panasonic.

Вендоры и интеграторы уделяют повышенное внимание кибербезопасности, причем как на уровне конечных устройств, так и инфраструктуры и даже отдельных компонент. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Источник: Александр Маляревский, CRN/RE