13 декабря 2019 г.

Компания Ninebot-Segway совместно с официальным дистрибьютором, компанией «Марвел», представила электросамокат Ninebot KickScooter MAX G30P. Новинка способна развивать скорость до 30 км/ч, подниматься в гору под уклоном 20 градусов, проехать на одной зарядке до 65 км — основной акцент в презентации устройства был сделан на его технических характеристиках.

Но нам это событие показалось важным совсем по другой причине. MAX G30P — это первый электросамокат вендора, который был создан не просто специально для нашей страны, но и специально для продаж через конкретного (в данном случае единственного официального) дистрибьютора своей продукции.

«Самокат можно будет приобрести только через официальный канал поставок в страну. Старт российских продаж Ninebot KickScooter MAX G30P назначен на 25 декабря», — отметили представители вендора.

Таким образом, производитель подтвердил свои намерения продолжать борьбу с серыми каналами продаж электротранспорта в нашей стране.

По словам Джона Пенга, директора по продажам Ninebot-Segway в Тихоокеанском и Азиатском регионе, для производителя электротранспорта российский рынок является одним из самых значимых. В настоящий момент на долю нашей страны приходится около 5% общемировых продаж вендора. А на территории, за которую отвечает Джон Пенг, Россия занимает первое место (около 40% продаж). Согласно данным независимых агентств, в Россию ежегодно поставляется более 500 тыс. скутеров, в том числе электросамокатов. Из них около 150 тыс. устройств — продукция под марками Segway и Xiaomi* (также производятся на заводах Segway). Кроме того, в России сегмент электротранспорта демонстрирует взрывной рост: в 2018 г. он увеличился более чем на 30% и почти на 50% — в 2019 г.

Данные российских ритейлеров подтверждают эти цифры. Так, в апреле 2019 г. продажи электросамокатов в магазинах сетей «М.Видео» и «Эльдорадо» выросли в 8 раз в деньгах и в 15 раз в штуках по сравнению с прошлым годом.

В сети «Связной-Евросеть» апрельские продажи этого вида транспорта выросли почти в 8 раз в натуральном выражении.

Через Ozon за второй весенний месяц 2019 г. было продано в 3 раза больше (в штуках) электросамокатов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А через маркетплейс goods.ru — более чем в 20 раз по отношению к 2018 г.

Апрель в данном случае выбран в качестве реперной точки неслучайно. По словам Джона Пенга, начало весны — сезон, когда пользователи электросамокатов начинают активно приобретать эти устройства: пиковые продажи приходятся на апрель-август. И, если динамика рынка сохранится, то, по его мнению, общий объем продаж электросамокатов в России в 2020 г. может достичь 1 млн. шт. Зимой же, как отмечает представитель вендора, интерес к электротранспорту падает по объективным причинам. Поэтому, чтобы поддержать продажи новинки в предновогодний период, для первых покупателей предусмотрены подарки — один из фирменных аксессуаров (дополнительная фара, шлем, сумка на рулевую стойку или сидение).

Как отмечают представители розничных сетей, интерес к электросамокатам вызван тем, что этот вид транспорта более компактный, чем велосипед, и гораздо более привычный нашему пользователю, чем гироскутер или моноколесо. А положительную динамику продаж они связывают с увеличением в ассортименте производителей моделей, доступных по цене. Средняя стоимость устройств за прошедший год снизилась на 35% — до 15 тыс. руб.: стоимость взрослых электросамокатов варьируется от 14 тыс. до 60 тыс. руб., а детских — от 7 тыс. до 19 тыс. руб. При этом, в отличие от популярных в предыдущие 2-3 года гироскутеров, электросамокаты выбирают чаще всего не для детей. Большинство устройств приобретают взрослые, как альтернативу городскому транспорту.

И в связи с этим, пока большая часть продаж данных устройств в нашей стране приходится на Москву и Санкт-Петербург. И, как считает Джон Пенг, дело не только в покупательской способности населения в других регионах (рекомендованная розничная цена новинки от Segway заметно выше, чем стоимость «среднего» самоката, 49 900 руб. — не самый бюджетный вариант для пользователей из регионов): «Действительно, покупательская способность населения сильно влияет на спрос на нашу продукцию в разных странах. Тем не менее, это не единственный фактор, который влияет на продажи электросамокатов. Чтобы появился спрос, должны совпасть 3 вещи: численность населения, хороший доход населения и качество дорог. Кроме того, важно учитывать и дорожную обстановку в конкретной стране или городе. Если такси доступно, пробок нет, то и потребности в таком дорогом устройстве не будет. Если же ситуация на дорогах в городе очень сложная, то электросамокат становится очень интересным видом альтернативного транспорта. И мы видим, как меняется отношение российского потребителя к этим устройствам. Если в 2016 г. только 11% пользователей самокатов предпочитали использовать модели с электродвигателем, то по итогам 2018 г. доля тех, кто приобрел именно электросамокат, составила 39% от общего количества купленных самокатов».

Белила для канала

Не секрет, что сегмент электротранспорта — один из самых «серых» на российском ИТ-рынке. Игроки нашего рынка признают этот факт, признает это и Джон Пенг, отмечая, что пока количество устройств, ввозимых в нашу страну по неофициальным каналам, превышает показатели официальных поставок.

Тем не менее, он утверждает, что производителя очень волнует эта проблема, и компания прилагает все усилия, чтобы изменить данную ситуацию. Например, как уже было сказано выше, вендор начал производство моделей с очень интересными техническими характеристиками, которые будут продаваться только в нашей стране и только через компанию «Марвел-Дистрибуция». Джон Пенг несколько раз подчеркнул, что купить эти устройства, минуя официальный канал будет невозможно ни у нас в стране, ни в Китае. Кроме того, свою маркетинговую активность производитель будет направлять только в легальный канал, т.е. приятные бонусы и подарки от вендора покупатель сможет получить только у официальных продавцов данных устройств. Немаловажен и тот факт, что в настоящий момент Ninebot-Segway совместно с дистрибьютором занимается организацией сети официальных сервисных центров по всей территории страны. По мнению Джона Пенга, такие неценовые преференции должны помочь переориентировать пользователей на «белые» магазины.

Напомним, что с момента подписания дистрибьюторского договора между Ninebot-Segway и «Марвел-Дистрибуция» прошло уже более 1,5 лет. Тем не менее, около полугода назад руководство вендора приняло решение вывести Россию из-под ответственности европейского офиса и передать подразделению, отвечающему за Азиатский и Тихоокеанский регион.

Объясняя этот шаг, Джон Пенг утверждает, что Россия гораздо ближе к Китаю, поэтому китайские специалисты понимают российский рынок лучше, чем европейцы: «Увы, но европейский офис не мог эффективно управлять продажами в России. Поэтому было принято такое решение. Кроме того, наше подразделение находится максимально близко к штаб-квартире компании, мы практически и есть штаб-квартира, а значит у нас есть возможность быстро принимать ключевые решения для российского рынка, а также активно влиять на продуктовую политику нашей компании, в том числе создавать специальные продукты только для России. А у европейского офиса такой возможности не было». Говоря об особенностях российских потребителей, которые за эти полгода компания смогла обнаружить, Джон Пенг утверждает: «Сначала я думал, что ваши покупатели ищут более мощные, более скоростные модели с большим пробегом. Сейчас же я понимаю, что на вашем рынке есть спрос на более легкие, необычные решения с оригинальным дизайном».

А на вопрос о том, что изменилось в положении компании на локальном рынке за прошедшие полгода, он отвечает: «Полгода — это не тот срок, который позволяет мне говорить о каких-то существенных достижениях. Но, что я могу сказать точно, теперь мы знаем о российской дистрибуции гораздо больше, чем раньше».

Представителя дистрибьютора также пока не могут сказать, что за прошедшие полгода произошли кардинальные изменения в соотношении серых и белых продаж электротранспорта в нашей стране. Тем не менее Александр Розов, директор департамента «Аудио, аксессуары и портативная техника» компании «Марвел-Дистрибуция», уверен, что в ближайшем будущем покупатели будут переключаться на приобретение этого товара в официальных магазинах: «Мы как дистрибьютор уже не раз наблюдали аналогичную ситуацию в разных товарных группах. Когда рынок только стартовал, в стране появляются два параллельных канала продаж: „серый“ и „белый“. Но постепенно ситуация нормализуется, и все поставки становятся легальными. Не вижу причин, по которым это не произойдет с электротранспортом. В настоящий момент эти устройства уже продаются не только в узкоспециализированных магазинах, но и встали на полки крупных федеральных ритейлеров, которые работают только с официальными поставщиками. А это означает, что все больше единиц техники будет проходить через легальный канал продаж. Это — естественный и неизбежный процесс».

*В 2015 г. Ninebot-Segway вошла в экосистему компании Xiaomi, где продолжает заниматься производством, в том числе и совместной продукции. Объемы продаж компании выросли более чем на 200% по сравнению с показателями 2016 г. .В настоящий момент Ninebot-Segway занимаем первое место по продажам транспортных средств среди всех производителей Xiaomi, тогда как в 2018 г. ей принадлежало второе место.

Источник: Светлана Белова, crn.ru