21 февраля 2020 г.

Почти все вендоры создают экосистемы, но почти все подразумевают под этим разные структуры. Как это может выглядеть и чем интересно для канала?

На первый взгляд, в эпоху открытых стандартов «экосистема» может быть только огромной, на уровне платформы — Microsoft, Apple, Google — а в других случаях это лукавый маркетинговый ход. Конечно, есть и лукавый маркетинг, но на современном рынке существует множество самых настоящих экосистем. Системы могут быть разного размера, разных принципов построения и разной значимости для канала, но про их существование уже стоит помнить. Рассмотрим несколько примеров.

В России наиболее заметна ситуация с экосистемой, которую создает «Яндекс» вокруг платформы «Алиса». Множество независимых разработчиков создает для этой платформы «навыки» — мини-приложения, реализующие новые полезные функции у российского голосового ассистента. Правда, для канала это пока не важно, устройства с «Алисой» немногочисленны и далеко не все продвигают через традиционный канал. Это стимулирует разработчиков — в том числе, начинающих — развивает платформу и делает ее более дружественной к пользователю, способствует развитию ряда направлений: от IoT и «умных домов» до электронной коммерции и рынка такси. Это тоже служит развитию рынка, например, распространение «Алисы» приводит к росту продаж устройств для smart house, среднее количество которых у одного пользователя ассистента выросло с 1,6 до 4 за последние 6 месяцев, по собственным данным компании на конец прошлого года, озвученным Максимом Асташевым, руководителем отдела маркетинга «умного дома» в «Яндексе».

Таким же путем, судя по всему, пойдет Mail.ru со своей «Марусей», когда эта платформа, наконец, доберется до рынка, и ее развитие также послужит драйвером для IoT в сегменте частных пользователей. Для канала это хорошо, хотя пока объемы продаж IoT-элементов невелики.

Однако, есть и другие прочтения термина «экосистема». Например, Atos, европейский производитель серверных решений — от моделей для высокопроизводительных вычислений до EDGE-серверов — также делает акцент на экосистему в продвижении своего оборудования. Однако, в понимании Atos экосистемой в данном случае является совокупность горизонтальных решений, поставляемых компанией (серверы по понятным причинам универсальны), с вертикальными решениями, созданными партнерами компании для заказчиков из различных индустрий. При этом Atos готов под заказ предустанавливать нужный софт от своих партнеров, конфигурировать серверы под текущие задачи и т.д. При этом все поставки идут через традиционный канал, что особо подчеркивает Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности в российском представительстве Atos. С точки зрения маркетинга такой экосистемный подход очень хорош, хотя для канала он практически безразличен, но обусловленное выбранной стратегией увеличение продаж серверного оборудования игроков канала все же порадует.

Аналогичным путем идут и другие компании. Например, интегратор Crayon, как отметил Вадим Юн, генеральный директор российского представительства компании, активно транслирует глобальный опыт на локальные рынки. Это позволяет быстро разворачивать вертикальные решения, адаптируя для местных условий аналогичные системы, ранее внедренные в других регионах. Заметим, что Crayon не называет это экосистемой, впрочем, он и себя не называет интегратором, позиционируя как консалтинговую компанию. Для рынка существование такой «экосистемы», являющейся частью глобальной структуры, по понятной причине хорошо, но опосредованно — через рост «облачного» направления, на которое Crayon делает акцент в своих проектах, а также через развитие IoT-сегмента, что для канала тоже приятно, но лишь косвенно.

Есть интересные решения в нишах. Например, Honor представил два новых ноутбука — MagicBook 14 и MagicBook Pro, который поддерживают фирменную технологию передачи данных. На наличии собственной технологии при презентации новинок сделал акцент Тони Ран, директор Honor в России, Центральной Азии, странах Кавказа и Турции. Honor Magic-Link 2.0 позволяет транслировать экран смартфона на ноутбук в режиме Multi-Screen, передавать файлы и редактировать их. Также с Magic-Link 2.0 у смартфона и ноутбука появляется единый буфер обмена для работы с текстовыми файлами, что также очень удобно. Решение полезное, его пока сложно назвать полноценной экосистемой, но при правильном маркетинге у ритейлеров акцент на наличие Magic-Link вполне способен несколько активизировать продажи устройств Honor.

Интересно, что крупные экосистемы успешно создают как компании национального масштаба, так и российские стартапы. Пример — российский стартап «Мультикубик», на американском рынке работающий под брендом Cinemood, о котором CRN/RE писал недавно. Для своих мобильных проекторов, изначально ориентированных на детскую аудиторию, компания создала собственную операционную систему — OS kids. Она работает с собственным универсальным магазином, который доступен по подписке и включает как приложения, так и контент. По заявлению Михаила Буховцева, генерального директора компании «Мультикубик», в магазине компании свыше 90 тыс. единиц контента, причем среди партнеров стартапа есть даже Disney, а также «Яндекс.Музыка», IVI, «МегаФон ТВ» и другие.

Наличие такой платформы хорошо для рынка в целом, на что указывает активное сотрудничество со стартапом ряда разработчиков и поставщиков контента. Например, появление модели «VR-кубик» уже привело к появлению в магазине приложений и контента, ориентированных на открываемые возможности работы устройства в формате сферического видео. На момент анонса доступна игра «Поймай Ам Няма», «обучалка» английскому UniWord, сферические фильмы «Заповедные жемчужины России», созданные Planetpics совместно с Министерством природы РФ, эксклюзивные диафильмы, адаптированные для нового формата, и т.д. Г-н Буховцев подчеркнул, что спектр доступного контента и приложений для устройств компании будет расширяться и развиваться. В данном случае основные затраты активного пользователя пойдут на доступ к экосистеме, канал вынужден довольствоваться маржой от продажи «железки», но, заметим, у канала нет особого выбора.

Мы рассмотрели только некоторые прецеденты. На российском рынке есть и другие. Например, интересные решения начинают практиковать локальные онлайн-кинотеатры. В области экосистем происходят изменения и на глобальном рынке. Например, на рынке смартфонов китайские гиганты Huawei, Xiaomi, Oppo и Vivo объединяют усилия, чтобы создать платформу, призванную конкурировать с магазином Google Play. Известно, что создан прототип веб-сайта сервиса, который на начальном этапе будет охватывать 9 стран, в том числе Россию, Индию и Индонезию. Однако об этом поговорим в следующий раз, когда CRN/RE будет рассматривать очередной этап американо-китайского противостояния.

Подводя итог, заметим, что понимание экосистем в современных условиях может быть весьма различным. В зависимости от особенностей трактовок, экосистемы оказывают разное воздействие на канал, далеко не всегда оно значительное, но уже сейчас о соответствующих экосистемных действиях вендоров следует помнить игрокам канала и, по возможности, использовать открывающиеся возможности для развития собственных направлений бизнеса.

Источник: Александр Маляревский