13 апреля 2020 г.

Корпоративная мелиорация — первичная диагностика компаний

Чтобы правильно действовать в процессе корпоративной мелиорации, надо:

  • идентифицировать и понимать участников действия;
  • определять характеристики места, где действие будет разворачиваться.

Кризис и стагнацию компании воспринимают, действуют как умеют, в меру понимания и возможностей. Встречается 4 базовых варианта поведения компаний и связанные с этим стратегии действий.

В этой статье типологию компаний до вхождения в кризис и сценарии по подготовке к последующему развитию после кризиса не рассматриваем, об этом — в других материалах. Пока — характеристика места очистки, стратегия, тактика и операции по корпоративной мелиорации.

Компания первого типа

Действия в кризис: разгоняет дорогих специалистов, набирая кого попроще, готовых помочь компании сэкономить OPEX, пусть качеством похуже, но дешевле.

Ожидания от результата: такие компании стараются на оставшихся запасах прожить как можно дольше, пока ситуация не улучшится, занимаясь резкой «людей», «костов».

Мотивы

  • Так поступают те, у кого большой оборот, простые продукты, короткий цикл продаж, высокая или средняя доля ФОТ в OPEX, низкая или средняя рентабельность и множество небольших контрактов.
  • Когда собственники эмоционально незрелы и страдают финансовой булимией на пару со скопидомством: «Нам побольше для себя лично, на бизнес — поменьше, пусть сами выкручиваются».
  • Компании, созданные для сопровождения основной деятельности по принципу: «У других есть, пусть и у нас будет, вреда особого нет, может, пользу и принесут».

Результат

  • (+) Если удается сохранить докризисную производительность труда (оборот в расчете на работника) и удержать рентабельность в приемлемых для акционеров рамках (тоже в расчете на работника) в результате «резки» — молодцы, интуитивно выбрали правильный вариант действий, можно вздохнуть спокойно до следующего потрясения.
  • (-) Если нет — надо было правильно выбирать кого убирать, и надо ли было такое предприятие создавать. Если решение акционеров: «Компанию не закрываем, а пытаемся привести в чувство любыми методами, только нужен результат», пора заняться мелиорацией.

Характеристики и действия

Очистка такой компании, если число работников исчисляется тысячами, занятие затратное.

В таких компаниях уровень заболачивания и балласта, как и показатель выживаемости болота высоки, так как цена ошибки не столь критична.

Они могут себе позволить набирать персонал, который служит балластом, чтобы уравновесить слишком активных сотрудников, которые могут повредить пусть кривой, но работоспособный механизм управления и генерации доходов.

Важное замечание: В таких компаниях не стоит ничего радикально менять, пока не изменится поведение и мотивация ключевых стейкхолдеров!

Без балласта и болота такие компании могут «ускориться» и как результат:

  • Разнобой в управлении -> появляются проблемы с тем, чтобы синхронизировать стыки между процессами -> приходится набирать сильных сотрудников, менять скорость исполнения процессов.
  • Разрывы в финансовых потоках -> необходимо закрывать их -> поиск дополнительных финансов, вплоть до сползания в задержки оплат контрагентам, чтобы не брать кредиты.
  • Такое изменение сопровождается ростом, ожидаемо приведет к началу преобразования в другой тип компании, что чревато в том числе и серьезными конфликтам «старые-новые», если система управления не выстроена.
  • Обычно не выстроена, либо если выстроена — выполняет больше декоративные функции.
  • Базовая автоматизация, базовая регламентация — такое делается с подачи болота для защиты себя.
  • Чем больше неопределенности и двоякого толкования, чем больше люфтов, петель в сценариях процессов — тем для болота лучше.
  • Часто в руководстве такой компании есть как минимум один болотный обитатель. Как правило — в тех подразделениях, где нет жесткого прессинга по времени и объему работ, и понятие качества — субъективно и плохо измеряемо.
Кто они?

Среди компаний такого типа много тех, которые:

  • Пристроились к «кранику».
  • Созданы для «очистки потоков».
  • «Сидят» на «эксклюзивной теме».

По понятным причинам они здесь не разбираются.

У них все хорошо, пока есть доступ к источнику гарантированных доходов. Опять-таки «парашютисты», которые в основном составляют болото и балласт в таких компаниях — неприкосновенны.

Если все же принято решение почистить такую компанию, понимайте, что болото обычно пристраивается на такие позиции, где наносимый вред не так велик, как разрыв цепочки в которой они задействованы. Любые отклонения, торможения, многократные циклы там, где можно обойтись одним, приведут к существенным потерям и дискредитируют проект мелиорации. Что болоту, собственно и надо.

Пример из практики

Обитатель болота на уровне топ-менеджмента, понимая, что он и его балластное окружение могут пойти на выход в результате автоматизации и выстраивания процессов с контролем показателей, начали латентно тормозить проект, в результате чего на совете директоров встал вопрос о том, что «надо оставить все как есть». Так как результаты до очистки и автоматизации находились в относительно приемлемом для акционеров диапазоне: «EBITDA устраивает, зачем что-то менять, тем более проверенный менеджмент».

Аргументация болота «Любое изменение приведет к тому, что производственные процессы начнут „проседать в деньгах“ (терминология лидера болота), автоматизацию надо отложить» сработала.

Проект автоматизации отложили, и пришлось с помощью тех топ-менеджеров, которых ситуация с болотом не устраивала, заняться «ползучей партизанской мелиорацией», растянувшейся на два года.

Где такие компании встречаются

Понятно, что есть и исключения, и не надо загонять всех под единый шаблон, но чаще всего компании первого типа встречаются в следующих отраслях:

  • учебные и научные заведения;
  • стартап-площадки/акселераторы «на кранике» или «для галочки»;
  • мелкосерийное недорогое, кустарное производство;
  • торговые посредники на мелкий опт;
  • ИТ-компании, занимающиеся сервиом и розничной торговлей;
  • телеком-операторы без магистральной инфраструктуры;
  • мини-распределители — энергетика, природный газ;
  • ремонт и обслуживание;
  • транспортные компании;
  • страховые компании;
  • «карманные» банки;
  • госпредприятия.

Естественно, отрасль и специфика организации накладывают свой отпечаток на типажи, которые встречаются в этих компаниях

Типы и частота встречаемости типажей из классификации:

  • встречаются часто:
    • паровозы и рукомои;
    • пуфики, седоки, ждуны:
    • спикеры сидячие;
    • спикеры гоночные;
    • коллекционеры;
    • свечные заводики;
    • агентство «Сплетни и слухи»;
    • отговорщики;
    • нытики;
    • шлагбаумы;
    • перестраховщики;
    • спикеры переговорные офисные и выездные;
  • встречаются редко:
    • фантики;
    • поджигатели;
    • конкистадоры.

Вопрос-ответ

До начала мелиорации для такого типа компаний получите ответ на вопросы:

  • Есть ли карт-бланш от большинства акционеров на мелиорацию?
  • Есть ли безусловная поддержка от высшего руководства компании?
  • Готовы акционеры потерпеть кратковременное (а иногда и нет) падение EBITDA?
  • Готовы акционеры к безусловной очистке менеджмента, включая парашютистов?
  • Коэффициент влиятельности и силы адекватных ключевых руководителей, готовых к мелиорации превышает эффект от противодействия мелиорации со стороны болотных обитателей?
  • Есть ли альтернативные адекватные руководители и сотрудники, которые оперативно (за 1-3 месяца) смогут заменить болотных обитателей?
  • Есть ли инструменты контроля и принятия мер за вредоносными действиями болотных обитателей? Дадут его создать и использовать?
  • Готова ли основная масса ключевых руководителей среднего уровня и наиболее ценных сотрудников поддерживать мелиорацию на деле, а не на словах?

Если на все вопросы получен однозначно положительный ответ, смело приступайте к мелиорации.

Если хотя бы на два вопроса ответ отрицательный, готовьтесь, придется очищать Авгиевы конюшни, регенерируемые подобно головам дракона, битва будет тяжелой. До получения результата будут сильные трения с акционерами, вас будут активно не любить в стиле: «Враги сожгли родную хату».

Если же отрицательных ответов три и больше — забудьте, что-либо делать в этой компании бесполезно.

О других типах компаний — в продолжении статьи.

Часть 1.

Источник: Александр Рейнгардт, внештатный обозреватель CRN/RE