20 апреля 2020 г.

Развитие телекома и смежных с ним направлений ИТ сохранит положительную динамику. Некоторые сегменты, разумеется, получат свою специфику из-за пандемии, но это не драматично, кроме того, не везде она негативная. Общие проблемы индустрии примерно те же, что и у всей экономики из-за глобального lockdown, которая потеряет существенные суммы.

Итоги lockdown: предварительные масштабы

По предварительным оценкам — пока еще неясно, сколько именно будет длиться lockdown в ключевых экономиках мира — спад мировой экономики в этом году будет весьма значительным. Российский ВВП, по ожиданиям МВФ, в текущем году может сократиться на 5,5%. Национальное рейтинговое агентство (НРА) оценивает спад экономики РФ оптимистичнее — «всего лишь» в 3,3% — но и это означает потерю до 18 трлн. рублей и безработицу до 15,5 млн среди трудоспособных граждан РФ. Однако, как отмечает Сергей Гришунин, руководитель рейтинговой службы НРА, каждая неделя карантина увеличит потери ВВП примерно на 0,25-0,5% ВВП в годовом исчислении, и если lockdown будет продлен далее середины мая, то объем потерь придется соответствующим образом корректировать.

Однако все это принципиально не повлияет на развитие телекома. Тренды будут сохранены и, хотя проблемы с деньгами интенсификации, мягко говоря, не способствуют, в среднесрочной перспективе они для сегмента менее серьезны, чем проблемы? например, с нехваткой квалифицированных специалистов. Более того, телеком получает новые драйверы: требования к интенсивности работы оставшихся сотрудников будут расти, а для этого понадобятся новые услуги и сервисы, как для работающих удаленно (о чем CRN/RE писал), так и стационарно: в офисах, мобильно, на производственных или логистических площадках компаний.

Развитие каналов доступа и рост количества подключенных — как людей, так и устройств — в мире будет продолжаться, как следует из отчета Cisco Annual Internet Report (ANI), о котором CRN/RE писал. Какие практические выводы можно сделать из данных?

Что у телекома «под капотом»?

Ближайшая пятилетка — время экстенсивного развития. Технологий, способных обеспечить заметное интенсивное развитие, на рынке исследователи не ожидают.

Драйверы все те же: Wi-Fi, с переходом на шестую версию (средняя скорость утроится), мобильный доступ (средняя скорость тоже утроится), с переходом на пятое поколение (средняя скорость достигнет фантастических 575 Мбит/с, но будет доступна далеко не везде), и кабельный широкополосный доступ, который будет наращивать доступные скорости (за пятилетку рост вдвое). В Cisco излишне пессимистично, на наш взгляд, относятся к перспективам «пятого поколения», о чем мы поговорим ниже с рассмотрением российских примеров.

Принципиально новых драйверов для развития телекома в ближайшую пятилетку не предвидится. Например, за это время будут развернуты группировки «спутникового Интернета», но это не приведет к радикальному росту количества подключенных — только две трети землян будут пользоваться интернет-доступом к 2023.

Российский сегмент: лучше мирового, но не везде

На локальном рынке будут расти «ножницы» — абоненты и бизнес более продвинуты, чем в среднем по планете, но инфраструктура отстает. Россияне явно более «компьютеризированы», чем остальные земляне: количество устройств на человека почти вдвое выше, чем в среднем по планете! Из этого следует практический вывод для канала и ритейла: надо активно продавать smart-девайсы и продвигать IoT-элементы для дома (о которых CRN/RE писал).

Приятно, что процент М2М-подключений в российских условиях ожидается выше мирового. Если это действительно так, то цифры указывают на опережающее развитие IoT-направления, что неизбежно повлечет за собой активное развитие промышленных решений и их обслуживающих вычислений, в частности, EDGE. Также есть основания предполагать, что этот тренд указывает на быстрое развитие процессов «цифровой трансформации» в национальной экономике, а поэтому фокусировка всего национального ИТ на соответствующих клиентов будет прибыльной.

Однако скорости доступа по динамике будут проигрывать мировым, согласно прогнозам AIR. Канальная инфраструктура будет отставать, но покрытие будет улучшаться. В Cisco считают, что точки доступа ждет настоящий бум: их количество ждет шестикратный рост, замечу, что такое предсказание выглядит вполне разумным.

Wi-Fi и 5G: дополняющие технологии

«Я не рассматриваю Wi-Fi и мобильные подключения как конкурентов, это дополняющие технологии», — говорит Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ. Основное значимое отличие в том, кто контролирует сеть, в частности, политики в сети — операторы или сами пользователи, частные либо корпоративные — а с технологической точки зрения Wi-Fi 6 и 5G уже очень близки.

Покрытие «пятого поколения» не будет ковровым ни к 2023 году, ни в дальнейшем. Сначала операторы обеспечат покрытие местам скопления пользователей — как живых абонентов, так и М2М — потом агломерации, дальнейшее распространение также будет определено экономической целесообразностью. Это вполне нормально и предсказуемо, а как показывает практика, даже LTE-покрытие не является тотальным.

Корпоративные пользователи для своих задач не очень охотно разворачивают сети 5G, так как в этом случае им придется приобретать лицензии, подтверждать их соответствие и выполнять множество других действий. Поэтому в данном случае предпочтение будет отдано Wi-Fi, LoRa и другим решениям, которые не требуют лицензирования. Даже спустя пять лет доля 5G-пользователей, по прогнозам в AIR, будет сравнима со статистической погрешностью — всего 2,4% от мобильных подключений! — причем «пятое поколение» как основа для IoT/M2M тоже «не выстрелит»: доля LPWA-подключений тут ожидается на порядок выше, чем у 5G. Однако в российских условиях уже есть прецеденты, вселяющие оптимизм на развитие сетей «пятого поколения» в локальных условиях.

5G: «обходными тропами»

Необходимость лицензирования, действительно не способствует развитию направления, однако с этим нет проблем, когда один из подрядчиков в проекте интеграции — оператор сотовой связи.

Например, в январе было объявлено о разворачивании МТС в содружестве с Ericsson первой в России промышленной частной 5G-сети. Проект был реализован на заводе «КАМАЗ» в городе Набережные Челны при поддержке правительства Республики Татарстан. На первом этапе в сети развернуты системы видеонаблюдения и групповой связи, защищенный доступ к локальным информационным ресурсам и VR/AR-решение для удаленного обучения персонала. Как видно, даже в российских условиях «обходные пути» существуют и вполне эффективно работают.

Напомним, что на локальном рынке существует проблема с частотными диапазонами, доступными для 5G, что тоже задерживает развитие решений на базе этой технологии. Однако и тут есть решения. В упомянутом выше проекте, развернутом на «КАМАЗе», специалисты МТС и Ericsson выполнили агрегацию несущих частот, что позволило достичь требуемых характеристик сети — максимальная скорость передачи данных в стандарте LTE достигла 46 Мбит/сек, в стандарте 5G — 870 Мбит/сек, по заявлению компаний. На базе частной сети 5G и LTE группа компаний МТС готова и дальше внедрять различные решения в сфере промышленного «интернета вещей» и автоматизации производственных процессов, отметил Дмитрий Халин, вице-президент МТС по облачным и цифровым решениям.

История получила продолжение. «Благодаря уникальным возможностям технология совместного использования частот стала важной частью 5G-стратегии многих операторов», — отметил Анатолий Ильяич, вице-президент департамента развития сетей и услуг Ericsson в Восточной Европе и Средней Азии. В марте МТС и Ericsson объявили о первом в России успешном тестировании технологии динамического перераспределения частотного ресурса между сетями 4G LTE и 5G NR, что дает возможность быстро и при невысоких затратах развернуть широкое покрытие в стандарте 5G на существующей LTE-инфраструктуре операторов связи.

Проблемы и саб-тренды

Телеком является одной из ключевых компонент развития «цифровой трансформации» предприятий и в целом «экономики 2.0», поэтому соответствующие моменты найдут отражение во всей индустрии и во всем ИТ.

Нехватка квалифицированных специалистов — одна из основных проблема, с которой сталкиваются руководители ИТ-служб. Cisco опросила 600 ответственных специалистов в ИТ и бизнесе в ходе подготовки отчета AIR, и из них 93% (!) заявили о серьезной нехватке кадров, которая замедляет «цифровую трансформацию» бизнесов. Также респонденты показали, что важной проблемой для руководителей технических служб является отсутствие бизнес-компетенций. Поэтому главным приоритетом при приеме на работу в среднесрочной перспективе станет поиск сотрудников, обладающих как техническими, так и бизнес-навыками.

Заметим, что недостаток квалификации сотрудников в ИТ создает проблемы в разных сферах. Например, главным источником проблем с безопасностью «облачных» сред являются ошибки в настройке и конфигурации, как сообщает Trend Micro, платформа которой выявляет 230 миллионов (!) таких ошибок ежедневно, что подтверждает масштабы и широкую распространенность этого фактора риска.

Требования к информационной безопасности быстро растут, равно как и риски, связанные с хакерскими атаками. Суммарный ущерб от зловредных действий втрое (!) превышает убытки от всех стихийных бедствий (кроме lockdown), как отметил г-н Кузьмич, угрозы стремительно развиваются, для ответа на них нужны проактивные — а не реактивные! — действия службы безопасности и изменения пользовательских привычек.

Массовая популяризация решений, новых для большинства переходящих в режим «удаленки», — «облачных» сервисов, средств онлайн-коммуникаций и т. д., — требуют дополнительных мер по защите, как отметил Сергей Марцынкьян, руководитель отдела продуктового маркетинга для корпоративного бизнеса «Лаборатории Касперского», компании хотят быть уверены, что данные остаются под защитой и совместная работа в удалённом режиме соответствует требованиям безопасности.

Источник: Александр Маляревский