2 июня 2020 г.

Респонденты назвали развитие цифровых технологий наиболее значимой тенденцией. 67% компаний просят своих сотрудников работать в традиционном формате и в то же время осваивать цифровые технологии, при этом 89% называют поиск специалиста по цифровизации непростой задачей

Мир столкнулся с беспрецедентным вызовом, когда по причине пандемии все вынуждены максимально быстро приспосабливаться к новой реальности. Уровень цифровой коммуникации, количество персонала, работающего из дома, выросли в несколько раз. В условиях нестабильности экономики меняется привычный образ жизни и мышление сотрудников в целом, а компании стремятся адаптироваться к новым бизнес-процессам и способам взаимодействия.

В исследовании «Кадровые ресурсы в России 2020» компании DT — Global Business Consulting GmbH перечислены 5 основных тенденций на рынке труда России, сформированных под влиянием цифровизации, модернизации бизнес-процессов и изменений кадровой политики внутри российских компаний.

Несмотря на то, что ответы от участников рынка были получены в ноябре 2019 года — до кризисной ситуации, вызванной пандемией — результаты опроса еще в большей степени подчеркивают актуальность таких вопросов, как внедрение цифровых рабочих мест, привлечение и удержание талантливых специалистов в условиях нехватки квалифицированных кадров, возможности дистанционной работы, аутсорсинг персонала и другие.

В опросе приняли участие более ста руководителей высшего звена международных и местных организаций, работающих в России в разных отраслях экономики. Компания Citrix выступила спонсором данного исследования.

Цифровизация меняет бизнес-процессы и алгоритмы взаимодействия сотрудников

Большинство респондентов назвали развитие цифровых технологий «значимой» тенденцией. При этом многие признают, что движение в авангарде этого процесса потребует от компании серьезных усилий. Недостаточно «просто» нанять со стороны грамотного специалиста по цифровым технологиям. В зависимости от того, на каком этапе вы находитесь, может потребоваться коренной пересмотр многих корпоративных процедур.

  • Цифровая трансформация начинается с сотрудника

Для успешного перехода в цифровой формат в первую очередь необходимо сосредоточиться на изменениях в корпоративной культуре — настроить сотрудников на цифровую волну и творческое мышление, подготовить к нововведениям, успехам и возможным поражениям.

Важную роль в процессе цифровой трансформации играют и кросс-функциональные команды. 61% опрошенных руководителей формировали такие команды из специалистов разных подразделений. При этом компании предпочитают в целом задействовать внутренние ресурсы, и только 3% обращаются к внешним консультантам.

«В цифровой среде лучшие идеи исходят от кросс-функциональных команд, у которых есть возможность рассмотреть проблему с разных точек зрения, — уверен Сергей Халяпин, главный инженер представительства Citrix в России и СНГ. — Еще один аспект, который следует учитывать, состоит в том, что в нашем быстро меняющемся мире учебные программы должны обеспечивать приобретение широких знаний, без излишней концентрации на узкоспециализированных областях. Это открывает новые перспективы!»

  • Спрос на специалистов по цифровым технологиям растет

Специалисты по цифровизации пользуются высоким спросом на рынке труда. 89% опрошенных назвали поиск таких работников непростой задачей, и лишь 11% не видят трудностей в подборе кадров данного направления. При этом 67% респондентов часто просят свой персонал работать в традиционном формате и в то же время осваивать цифровые технологии.

  • Искусственный интеллект для рекрутинга

Применение компьютерных программ в процессе поиска и найма сотрудников является актуальным трендом. Такие онлайн-инструменты, как интернет-тестирование и анкетирование, применяют 46% респондентов. Но использование искусственного разума для оценки конкретного соискателя пока вызывает определенный скепсис, так как ему сложно распознавать человеческие эмоции.

Компании трансформируют рабочую среду, чтобы удержать лучших специалистов

До пандемии удаленная работа была доступна во многих организациях как опция для определённых групп сотрудников.

74% руководителей отмечают, что предлагали такую возможность своим сотрудникам. Необходимость соблюдения карантинных мер заставила бизнес в экстренном порядке перевести большую часть или 100% своих специалистов на дистанционный формат работы. При этом вопросы комфортности и доступности используемых технологий, адаптации работников к новым условиям остаются актуальными.

Сотрудники должны изначально понимать, каким образом удаленная работа поможет компании пережить трудные времена и добиться успеха, а также свою важную роль в этом процессе.

Это сложный постепенный переход, который требует поддержки со стороны руководства. Необходимо обеспечить специалистов не только современными технологиями, но и ресурсами для адаптации, иначе они потеряют заинтересованность и продуктивность. Под ресурсами подразумеваются рекомендации по организации домашнего рабочего места и наличие гибкого графика, учитывающего бытовые условия. Не стоит забывать о приложениях для видеоконференций и чатов, которые улучшают коммуникационные возможности.

Также следует выделить виртуальные приемные часы, когда сотрудники могут обращаться к руководству с вопросами и претензиями, как если бы они находились в офисе. Одним словом, необходимо создать новую культуру уверенности и доверия, в которой у сотрудников будут все необходимые инструменты.

44% компаний заинтересованы в развитии существующих сотрудников

Мир стремительно меняется. И если темпы внедрения инноваций предсказать можно, то их направление — нет. Именно поэтому так важно создавать рабочее место, где все сотрудники смогут повышать свою квалификацию и обучаться новым навыкам, как только это будет необходимо. Способность адаптироваться к возникающим обстоятельствам и потенциал соискателя являются немаловажными критериями при рассмотрении кандидата.

44% опрошенных респондентов заявили, что после внедрения организационных изменений в компании продвигали существующих сотрудников, проводя их обучение, 27% — привлекали специалистов извне.

Новые возможности для удаленных сотрудников

Многие руководители еще до распространения вируса отметили, что тенденция аутсорсинга уже набирала обороты на российском рынке — 44% воспользовались услугами внештатных сотрудников в большем объеме, чем раньше, а 35% отметили, что увеличилось количество дистанционных работников.

Когда пандемия COVID-19 пойдет на спад, многие компании планируют внедрять гибкий график и дистанционную работу в свои стратегии управления издержками и рабочей силой на постоянной основе. Такие организации имеют больше шансов на привлечение талантливых специалистов за счет регионов и тех, кто раньше не думал о трудоустройстве — люди, сидящие дома с детьми или ухаживающие за пожилыми родственниками, пенсионеры и фрилансеры могут приступить к работе на условиях гибкого графика.

Стратегически мыслить и быстрее реагировать

Описанные выше 4 тенденции объединяет то, что они требуют от компаний умения мыслить на перспективу и адаптироваться.

Эпидемия коронавируса заставила работодателей предпринимать шаги, которые уже назвали «крупнейшим мировым экспериментом по удаленной работе». Бизнес в экстренном порядке был вынужден оценить свою технологическую базу, существующие рабочие процессы, зрелость корпоративной культуры. Те ресурсы, которые организации вкладывают в цифровизацию предприятия, удаленную работу, комфорт и развитие своих сотрудников сегодня формируют, а завтра позволят развивать гибкую и динамичную модель управления.

«Учитывая современные темпы и потенциал изменений, никто не возьмется предсказать, на какой уровень выйдут технологии через 10 лет. Возможно, компаниям придется пережить фундаментальную реструктуризацию, слияние или поглощение, — комментирует Сергей Халяпин. — Стратегическое мышление и маневренность позволят бизнесу использовать новые возможности на рынке в любой непредсказуемой ситуации в будущем».

Источник: Пресс-служба компании Citrix