7 июля 2020 г.

Текущая структура бюджета национальной программы «Цифровая экономика». Источник: сайт Правительства РФ.

До 2024 г. на реализацию федеральной программы «Искусственный интеллект» предполагается потратить 89,69 млрд рублей. Из них уже в этом году — 4,9 млрд руб. Об этом в начале июля, со ссылкой на протокол заседания рабочей группы по развитию ИИ при АНО «Цифровая экономика» сообщил «Коммерсантъ». Это достаточно большие суммы. Они соизмеримы с расходами на меры поддержки разработчиков ПО в рамках налогового маневра для ИТ-отрасли, анонсированного президентом РФ в его недавнем «Обращении к гражданам России».

Источники средств, компенсирующих эти расходы, пока только обсуждаются. Возможно, арифметика налогового ИТ-маневра прояснится после 9 июля. Нет ясности и относительно источников финансирования ФП «Искусственный интеллект». Напомним: в декабре минувшего года предполагалось, что средства на реализацию этого федерального проекта будут в основном заимствованы из имеющего с ним много пересечений ФП «Цифровые технологии».

Сомнений в необходимости разработки ФП «Искусственный интеллект» у ИТ-сообщества и властей нет. Ведь за последние 18 лет в России количество ИИ-компаний увеличилось в 20 раз, а количество ИИ-стартапов — в 60! И процессы развития такого рода компаний надо стимулировать самыми различными методами: финансовыми, организационно-правовыми и так далее. В то же время необходимо отметить, что текущий проект ФП «Искусственный интеллект» нравится далеко не всем. В том числе потому, что не учитывает многих рекомендаций по развитию ИИ в России, сформулированных в альманахе «Искусственный интеллект. Итоги 2019», который при поддержке Минкомсвязи, Аналитического центра при Правительстве РФ и ряда других организаций подготовил Центр компетенций Национальной технологической инициативы на базе МФТИ по направлению «Искусственный интеллект», и который стал доступен для просмотра в марте этого года.

Главный аналитик Центра компетенций НТИ Игорь Пивоваров полагает, что пандемия COVID-19 на эти рекомендации никак не повлияла. Он также считает, что «в настоящее время вместо того, чтобы оказывать реальную поддержку развитию ИИ в России, высокие чины спорят о том, кто будет главным в вопросах поддержки. Это путь в никуда».

А как выглядит путь туда, куда надо? Как развить отрасль ИИ в России так, чтобы отечественные компании заняли 5% мирового рынка ИИ через 20 лет. Ну или хотя бы так, чтобы наша страна в разы увеличила присутствие на мировом рынке ИИ.

Свои рекомендации по развитию ИИ в России авторы упомянутого выше альманаха разбили на 4 основные части: наука; бизнес; стартапы и инвестиции; образование. Анонсировав их так: «Нас не устраивает то состояние отрасли, которое мы фиксируем как наблюдатели. Но критики мало, нужен конструктивный подход. Мы попробуем предложить некоторые меры и шаги, которые нужно предпринять для исправления ситуации».

ИИ и наука

«Сейчас в России очень мало качественных исследований и публикаций по области ИИ. И не потому, что у нас меньше талантов, а потому, что у исследователей нет мотивации», — полагают авторы альманаха. И дают 2 рекомендации:

  1. Необходимо кратно (в несколько раз) увеличить финансирование науки, как фундаментальной, так и прикладной. Не нужно придумывать какие-то новые каналы финансирования, просто нужно наполнить деньгами существующие каналы — РАН, университеты, фонды выдающие гранты.
  2. Необходимо перенести акцент в финансировании на людей. Хватить тратить деньги на оборудование, оно само по себе ничего создаст. Нужно платить достойные зарплаты научным сотрудникам и профессорам, а также установить очень высокие премии и надбавки за выступления на научных конференциях классов А и А+, а также за публикации в первом квартиле рецензируемых журналов. Такой подход уже осуществляют университеты Сколтех и НИУ ВШЭ, и он безусловно работает, но нужно его масштабировать и усиливать. Тогда способные молодые выпускники будут оставаться в науке и создавать новые алгоритмы ИИ, а не уйдут в банки или в торговлю.

ИИ и бизнес

Здесь у авторов альманаха только одна рекомендация — ничего не менять. Ведь для бизнесменов главное — стабильность правил игры. А все остальное они сами придумают и сделают.

ИИ, стартапы и инвестиции

В этой области у авторов альманаха 4 рекомендации:

  1. Необходимо кратно увеличить финансирование малых и средних компаний, у которых есть технологии ИИ. Не нужно придумывать новые каналы финансирования, нужно наполнить деньгами существующие каналы — фонды, выдающие гранты, институты развития.
  2. Необходимо полностью пересмотреть форматы инвестирования и контроля над ним. Нужны изменения в нормативной базе, защищающие инвесторов от бесконечных проверок и обвинений со стороны проверяющих органов. Нужны действия на самом высоком уровне, доказывающие, что люди, инвестирующие в инновационные проекты, не будут преследоваться правоохранителями даже в случае неуспеха проекта. А такие неудачи неизбежны, потому что инвестируются 100 перспективных компаний, а выживают из них только 5-7. Нужно сделать так, чтобы инвестирование в стартапы перестало само по себе быть рискованным занятием. Без этого любое увеличение финансирования бессмысленно.
  3. Государство (в лице всех госкорпораций и бюджетных учреждений) должно больше закупать товаров и услуг у малых стартапов и средних компаний. Главная проблема стартапов — отсутствие рынка сбыта. Сегодня большие корпорации пытаются все сделать внутри себя, а это разрушает конкуренцию и не дает развиваться молодым талантливым командам. Дайте им возможность зарабатывать деньги и развиваться и они создадут новую экономику.
  4. Рынок России меньше 2% от мирового, поэтому компаниям категорически нужно делать продукт для мирового рынка, а государству — поддерживать в первую очередь те компании, которые продают за рубеж.

ИИ и образование

В России выпускается очень мало специалистов по ИИ. Это связано главным образом с неповоротливостью российской системы образования, крайне медленно перестраивающейся под потребности рынка и порой даже игнорирующей эти потребности. Две рекомендации по исправлению ситуации:

  1. Необходимо повсеместно в университетах внедрять свободное образование (которое давно работает в ведущих западных университетах) — когда студент поступает просто в университет, а не на конкретный факультет и в процессе учебы выбирает те курсы, которые ему интересны. В такой форме курсы по ИИ могли бы выбрать все заинтересованные студенты. А пока в России такие курсы будут назначены только студентам на естественных или математических специальностях, а это сильно ограничивает их количество. Если мы хотим, чтобы специалистов по ИИ становилось больше, нужно дать возможность изучать ИИ не только математикам и физикам, а всем студентам. А это возможно только через свободное образование, которое намного гибче и быстрее реагирует на нужды рынка.
  2. Нужно передать функцию формирования специальностей и содержания программ от Минобрнауки самим университетам, которые должны при этом согласовывать ее со своими наблюдательными советами из индустрии. Сегодня российские университеты совершенно не ориентируются на потребности рынка, а ведь именно компании реальной экономики определяют требования к сотрудникам. Если мы хотим, чтобы через 5 лет у нас было не 10 тыс., а 50 тыс. специалистов, нужно распараллелить этот процесс и на уровне каждого университета формировать свою программу, обсуждая ее с индустрией.

Аналогичного мнения придерживается руководитель проектов Центра по регуляторному сопровождению цифровых проектов ПАО «МТС» Валентин Кислый. В июне этого года в своем блоге «Отдельные аспекты государственной политики в сфере развития технологии искусственного интеллекта» он заявлял: «Разработка и внедрение ИИ-решений в конечном итоге реализуется ресурсами бизнеса, и проводимая политика должна опираться на партнерство с представителями высокотехнологичной отрасли. Основой для такого партнерства с индустрией стала не только финансовая поддержка отрасли, но и изменение образовательных стандартов, поддержка научных исследований, снятие нормативных барьеров и др.». Будет любопытно посмотреть, в какой степени все эти рекомендации найдут отражение в финальном варианте ФП «Искусственный интеллект».

Резюме

В упомянутой выше публикации «Коммерсанта» говорится, что сейчас идет интеграция ФП ИИ в НП «Цифровая экономика» и связка его с другими проектами НП. Также, со ссылкой на слова замглавы Минкомсвязи Максима Паршина, отмечается, что «дальнейшее увеличение сроков согласования проекта может привести к тому, что его паспорт вообще не будет утвержден в 2020 году, а компании, отвечающие за реализацию „дорожных карт“, не получат финансирование».

Можно также вспомнить позицию Минэкономразвития, озвученную в марте этого года: «В настоящее время постоянно появляются новые технологии и сервисы, которые упрощают производство, коммуникации и повседневную жизнь людей. При этом законодательство отстает от развития технологий. Принятие одного нормативного документа часто занимает годы, на протяжении которых технические инновации существуют вне правового поля...». Проще говоря, в реальной жизни технологические и правовые пространства если пересекаются, то не так cильно, как хотелось бы.

Вывод: чтобы не упустить возможности, предоставляемые ИИ-технологиями, ведомства, отвечающие за развитие экономики, науки и образования, должны действовать быстро и согласованно. Но для этого не обязательно ждать единого долгосрочного плана, общий бюджет которого составляет десятки миллиардов рублей, и который в процесcе длительного согласования может морально устареть уже на момент его утверждения. Да и от разного рода новых форс-мажоров, никто, увы, не гарантирован.

Источник: crn.ru