9 июля 2020 г.

Сегмент принтеров сложно назвать динамичным, но ситуация здесь складывается относительно отрадная. На фоне многочисленных проблем на рынке «железа» российский сегмент принтеров демонстрировал стабильность по итогам прошлого года, и в сложном 2020 году тут тоже присутствует динамика. Ее, заметим, даже можно назвать высокой — разумеется, по меркам этого сегмента.

Говоря «принтеры», мы будем иметь в виду «принтеры-и-МФУ», причем разговор будем вести об офисной печати, оставляя пока вне рассмотрения новинки для сегментов цифровой полиграфии и POS. Печатающие устройства «в чистом виде» для офисных задач встречаются все реже, равно как и офисные сканеры. Сканерам повезло еще меньше, их работу по оцифровке офисных документов успешно «виртуализируют» — ее с успехом берут на себя камеры смартфонов. Но для печати нужно «железо», причем пользователи отдают предпочтение все более продвинутым моделям.

«Безбумажный документооборот» опять отложен

Документы печатают реже, но документов становится больше. Эти 2 разнонаправленных тренда много лет компенсируют друг друга, и рынок принтеров остается практически стабилен сезон за сезоном. Прошлый год, напомним, не стал исключением. Объем российского рынка печатающих устройств в 2019 году остался в шт. на уровне 2018 г., по данным ITResearch, колебания в натуральном выражении на 0,5% можно рассматривать как статистическую погрешность. Однако в денежном выражении присутствовал рост на 6%!

Сегмент печатающих устройств является «крепким среднячком». Напомним, что, например, продажи ноутбуков в прошлом году упали на 5,3% в натуральном выражении, по данным ITResearch, в деньгах «просев» на 7,1%. Есть, конечно, сегменты, которые чувствовали себя еще лучше — например, мониторы, которые в прошлом году показали прирост на 7,1% «в штуках» и на 9% «в деньгах», по данным ITResearch.

Новинки есть, поддержки тренда — нет

Для игроков рынка важно, что сегмент принтеров демонстрирует тот же тренд, что и другие области российского ИТ, в которых ситуация достаточно хороша, — покупатели отдают предпочтение более продвинутым и, как следствие, более дорогим моделям. Каналу нужны новые яркие продвинутые модели принтеров, появление которых теоретически может послужить увеличению рынка «в деньгах». Но таких, к сожалению, совсем немного.

Новинки в сегменте есть, за полугодие их представили все ключевые вендоры, но в большинстве своем модели эволюционные, без выраженных «вау-факторов». Что же появилось на российском рынке?

HP в очередной оказался основным «ньюсмейкером», обновив линейку струйных печатающих устройств для домашнего использования. Обновления представлены в пяти сериях моделей — Deskjet 2300, Deskjet 2700, Deskjet Plus 4100, DeskJet Plus Ink Advantage 6000 и DeskJet Plus Ink Advantage 6400. В контексте рыночных трендов наиболее интересны две последние, имеющие в названии суффикс «Advantage». Это подмножество принтеров, о котором CRN/RE писал, по-прежнему ориентировано на домашних пользователей, которые печатают много, а поэтому при относительно высокой цене самого девайса отличаются низкой стоимостью отпечатка и, как следствие, малой стоимостью владения. В новых принтерах несколько обновлен дизайн, оптимизированы панели управления, добавлена поддержка новых беспроводных интерфейсов и выполнены другие мелкие улучшения. Особого упоминания заслуживает встроенное устройство автоматической двусторонней печати у DeskJet Plus Ink Advantage 6475 (на фото — сверху слева).

Canon в конце декабря представил две «бескартриджные» модели Pixma со встроенными системами непрерывной подачи чернил. Новинками стали Pixma GM4040G и Pixma G7040, построенные по схеме «3-в-1» и «4-в-1», соответственно (последняя модель получила поддержкой факса). Из интересных особенностей новинок — наличие встроенного дуплекса у обеих.

В этом году представлен мобильный струйный принтер Pixma TR150 (на фото — сверху справа), ориентированный на бизнес-сегмент, который интересен возможностью автономной работы. Девайс может получать питание по USB 3.0, что позволяет использовать обычные «пауэрбанки» и делает новинку хорошим выбором для всех пользователей, которым нужна мобильная печать. Скорость — до 9 страниц в минуту, по данным компании, для цветных отпечатков предсказуемо ниже — до 5,5. Pixma TR150 — ответ на WorkForce WF-110W, мобильный принтер Epson, представленный прошлой осенью.

Epson показал два крутых широкоформатных струйных принтера — SureColor SC-P700 (на фото — внизу справа) и SureColor SC-P900 — способных печатать на форматах до А3+ и А2+, а также использующих 10-цветный набор чернил UltraChrome Pro. У новинок расширенный охват синего (за счет использования дополнительных фиолетовых чернил) и интересные возможности по работе с черным (два картриджа с обычными и с матовыми чернилами, которые при совместном применении способны повышать оптическую плотность для этого базового цвета). Вендор позиционирует новинки для профессиональных фотографов, но также отмечает, что модели будут актуальны для дизайнеров, художников, сервисов цифровой печати и некоторых других категорий пользователей. Объявленные в марте новинки, по заявлению производителя, до магазинов доберутся не раньше августа.

Kyocera в самом конце прошлого года представила TASKalfa Pro 15000c (на фото — внизу слева), о чем CRN/RE писал, но при рассмотрении рынка по понятным причинам эту модель стоит включать в модельный ряд этого сезона. Напомним, что новинка, разместившаяся «на стыке» между решениями для офисной и для коммерческой печати — ее можно рассматривать как цифровую печатную машину, но и, при некоторых допущениях, и как тяжелый принтер — присутствует в традиционном канале. Решение Kyocera интересно реализованными дополнительными элементами, которые обеспечивают высокую скорость струйной печати: «выпрямитель» для подаваемой бумаги, быстросохнущие чернила на основе непитьевого спирта, использование нагретого воздуха для ускорения «фиксации» полученного изображения и т.д.

Xerox представил серию PrimeLink B9100, лазерных МФУ для крупных офисов, которые, по мнению вендора, также будут актуальны для небольших печатных салонов. Модели новой линейки сочетают небольшие габариты с высокой производительностью и расширенными возможностями финишной обработки, которые в данном случае часто бывают нужны. Как и другие корпоративные устройства, Xerox, новинки интересны возможностями удаленного администрирования и автоматизации рабочих процессов. Доступность для девайсов приложений из Xerox AppGallery и разработки собственных существенно упрощают как простые действия по печати/сканированию, так и позволяют интегрировать систему с корпоративными приложениями, что способно изменить подходы к решению ряда бизнес-задач и особенно полезно в офисах с интенсивным документооборотом.

Заметим, что Xerox сейчас — в 2020 году! — представляет модели с возможностью только монохромной печати, Представители Xerox подчеркнули, что и сегодня большинство документов — 63% — остаются монохромными, ссылаясь на исследование IDC, результаты которого были подведены в конце прошлого года.

Ricoh в декабре представил линейку новых МФУ — IM C300, IM C300F, IM C400F и IM C400SRF — печатающих со скоростью от 30 до 43 стр./мин. на форматах до A4, причем модель IM C400SRF получила возможности финишной обработки. До рынков новинки добрались уже в этом году, поэтому мы их и включили в данный обзор. Как и устройства Xerox, корпоративные модели Ricoh построены на единой платформе — вендор называет ее Always Current Technology — дающей возможность загружать и устанавливать новые приложения и инструменты, что позволяет адаптировать функции устройства к текущим потребностям, а также обеспечивает высокий уровень безопасности. На вопросах security вендор делает особый акцент, напомним, что Ricoh стал ведущим поставщиком решений по защите данных и безопасности печати, по данным прошлогоднего отчета IDC MarketScape.

Pantum — китайский вендор, производящий лазерные принтеры и МФУ — представил на российском рынке две лазерные модели: CP2200DW и CM2200FDW, обладающие возможностями цветной печати и встроенным дуплексом. Новинки печатают со скоростями до 24 страниц в минуту, что делает их хорошим выбором для SOHO. При анонсе моделей вендор сделал особый акцент на простоту их обслуживания, на низкие эксплуатационные расходы и на малую стоимость отпечатка, которая может быть еще ниже при активации функции «экономия тонера». Разумеется, новинки поддерживают Wi-Fi и обладают возможностью прямой печати с цифровых носителей. Компания на локальный рынок вышла относительно недавно — в 2013 году — а за последние кварталы проявляет тут высокую активность.

Xiaomi, напомним, тоже представил печатающее устройство — Mi Inkjet All-In-One Wireless Printer, о котором CRN/RE писал — однако, пока по-прежнему непонятно, когда эта новинка доберется до российского рынка и доберется ли вообще «в белую».

Вместо заключения

Как видно, динамика присутствует на всех сегментах принтерного рынка. Вендоры крайне аккуратны, например, по возможности, избегают близких анонсов лобовых конкурентов, хотя такое возможно далеко не всегда. Еще раз подчеркнем, что в целом сегмент печатающих устройств чувствует себя хорошо, и имеющейся востребованностью принтеров и МФУ, а также опций и расходных материалов к ним нужно пользоваться каналу.

В очередной раз напомним, что с технологической точки зрения основой в процессе печати являются расходные материалы, а принтер — всего лишь устройство для их нанесения и некоторых дополнительных функций. Это означает, что продвинутыми и оригинальными должны быть, прежде всего, расходные материалы — копировать их не получится по причине технологической сложности производства, большого количества патентов и «ноу-хау». Для канала это очень хорошо, так как продав принтер однократно для него годами можно поставлять фирменную «расходку», которая, разумеется, прекрасно представлена в традиционном канале.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE