Рынок мобильных ПК х86 в последние несколько лет вёл себя довольно динамично. Преодолев длительный период спада, в 2017 г. он вернулся к росту, и рост этот наблюдался также в 2018-м. Интересно отметить, что в позапрошлом году, по данным ITResearch, в России было продано 3,61 млн ноутбуков, тогда как поставки их в страну, по оценке IDC, составили за тот же 2018 г. 3,9 млн единиц.

Остатки в 300 тыс. мобильных ПК на складах за год — вроде бы не самое большое обременение в масштабах всего российского рынка. Более того, не прекращавшийся с середины 2018-го дефицит процессоров Intel (в том числе для мобильных ПК) позволял надеяться, что в 2019 г. именно благодаря этому запасу канал окажется в силах удовлетворить по-прежнему растущий спрос на ноутбуки со стороны корпоративных заказчиков и частных покупателей.

Какими же на деле оказались отгрузки и продажи ноутбуков в РФ за прошлый год? Поквартальные отчёты IDC выявили следующую динамику поставок мобильных ПК: за IV кв. прошлого года — 1,1 млн единиц (пятёрка лидеров, по убыванию рыночной доли, — Lenovo, HP Inc., Acer, ASUS и Dell), за III кв. — 845 тыс. (топ-5 — HP Inc., Lenovo, Acer, ASUS и Apple), за II кв. — 721 тыс. (лидеры — Lenovo, Acer, HP Inc., ASUS и Apple), за I кв. — 710 тыс. штук (впереди — HP Inc., Acer, Lenovo, ASUS и Apple). Итого за минувший год выходит 3,38 млн единиц, — на 13% меньше уровня 2018-го.

Оценивая продажи ноутбуков в России а 2019 г., ITResearch говорит о снижении их на 5,3% относительно позапрошлогоднего уровня; в штуках это приблизительно 3,41 млн. То есть — всего-то на 30 тыс. единиц больше, чем было за год поставлено в страну. В подсегменте ноутбуков влияние локальных сборщиков по понятным причинам ниже, чем для настольных ПК: мобильные компьютеры даже под российскими марками чаще всего изготавливают целиком на китайских ODM-фабриках.

ITResearch свидетельствует, что по продажам ноутбуков в 2019 г. лидирующие позиции привычно заняли компании HP, Lenovo, Acer, Asus и Dell c суммарной долей 90%, что на 3 процентных пункта больше показателя предыдущего года. Аналитики отмечают также сохранение в целом тенденции к продаже более дорогостоящих конфигураций. Даже невзирая на дефицит дорогих моделей процессоров Intel — а именно по ним в основном чувствовалась недостача, — это стало объективным требованием спроса на российском рынке.

Сегмент сегменту рознь

Весьма близкие к оценке ITResearch сведения приводит Андрей Тарасов, исполнительный директор diHouse (входит в группу компаний «ЛАНИТ»): «По нашим данным, в российской рознице в 2019 г. было продано более 3,1 млн ноутбуков на 113 млрд руб. Основным трендом стало стремительное падение спроса в первой половине 2019 г. по отношению к аналогичному периоду предшествующего года. Этого мало кто ожидал. Ошибки в прогнозах привели к затовариванию складов в рознице и у дистрибьюторов. Во втором полугодии рынок восстановился, а в некоторых сегментах даже показал рост».

Общий спад ноутбучного сегмента российского ИТ-рынка в прошлом году отнюдь не был равномерным по всем направлениям. Корпоративные продажи, как и в ситуации с настольными ПК, поддерживались опасениями относительно грядущего отказа Microsoft от бесплатной поддержки Windows 7. По словам Павла Анохина, генерального директора HP Inc. в России, в 2019 г. в корпоративном сегменте рынок показывал планомерный рост: «Только в конце года был зафиксирован небольшой скачок, что характерно для данного сегмента и обусловлено бизнес-процессами: в первом полугодии происходит формирование бюджетов, а основные сделки приходятся на второе полугодие».

Леонид Смышляев, менеджер по продукту сегмента коммерческих ноутбуков Lenovo, конкретизирует: «В 2019 г. было ввезено 556 тыс. коммерческих ноутбуков для малого и среднего бизнеса, что на 7% меньше объёма импорта 2018 г., когда их количество составило 601 тыс. Тем не менее, перед Новым Годом рынок начал расти и увеличился на 22% в четвёртом квартале год к году».

«По данным GfK, в 2019 г. продажи составили 2,44 миллиона единиц техники; в денежном выражении — 88,5 млрд руб.», — делится актуальными данными Сергей Балашов, менеджер по продукту сегмента пользовательских ноутбуков Lenovo.

Основные тренды на рынке Павел Анохин связывает с меняющимися запросами пользователей и новыми цифровыми реалиями: «Прослеживается активный переход со стационарных ПК на ноутбуки в связи с изменением требований к рабочему месту, поскольку большую часть сотрудников теперь составляют миллениалы, у которых есть свои требования к характеристикам и виду технических устройств. Их запросами во многом обусловлен ориентир на лёгкость, мобильность и длительное время автономной работы, что влечёт рост доли 13- и 14-дюймовых ноутбуков массой около 1,5 кг, способных работать без подзарядки целый рабочий день. Также мы отмечаем рост спроса в области безопасности и защиты данных. Большинство поставок — это ноутбуки с функцией отпечатка пальца, биометрическим сканнером лица и технологией НР Sure View (встроенная защита от подглядывания)».

Ещё один хорошо ощутимый тренд прошлогоднего рынка ноутбуков — повышенное внимание производителей и потребителей к «тяжёлым» мобильным ПК, ориентированным на создателей мультимедийного контента, в том числе графических дизайнеров, 3D-моделлеров, CAM/CAD-разработчиков и т. п. Этот сегмент аудитории пользователей ноутбуков довольно велик, и специально для него создаются модели с увеличенной диагональю экрана (15 и 17 дюймов), 45-Вт центральными процессорами, высокопроизводительной дискретной графикой и мощной системой теплоотвода: настоящие мобильные рабочие станции.

Тренды последних лет, которые выделяет Леонид Смышляев, — это также подъём продаж тонких и лёгких ноутбуков, продолжительный рост в категории с экранной диагональю 13 дюймов, заметный рост в 14-дюймовой нише, увеличение спроса на процессоры AMD на фоне нехватки процессоров Intel, а также лавинообразный рост продаж ноутбуков с SSD: с 25% в 2017 г. до 69% в 2019-м.

Сергей Балашов указывает на значительное увеличение доли устройств потребительского класса с SSD и доли 14-дюймовых ноутбуков одновременно с уменьшением популярности сегмента ноутбуков с диагональю 13 дюймов.

Больше факторов, хороших и разных

В 2016 г. эксперты ИТ-рынка предсказывали, что хотя поставки ПК в традиционных форм-факторах (включая классические ноутбуки-«ракушки», clamshells) продолжат снижение, подсегмент новомодных моделей с отсоединяемыми клавиатурными доками — 2-in-1, detachables, — покажет позитивную динамику и может даже развернуть снижение всего ПК-сегмента в целом в сторону пусть небольшого, на единицы процентов, но роста. На период до 2019 г. этот подсегмент, как ожидалось, будет неуклонно увеличиваться со среднегодовым темпом не менее 21,5%.

Осенью минувшего года эта чрезмерно оптимистичная оценка была несколько подкорректирована. IDC прогнозировала тогда рост сегмента трансформируемых х86-компьютеров 2-в-1 (не смешивать c крупноэкранными ARM-планшетами вроде iPad Pro, которые также могут поставляться в комплекте с присоединяемой клавиатурой!), включая трансформеры (convertables), с CAGR на уровне 3,8% до 2023 г., а ультратонких ноутбуков — на 5,5% на том же временном интервале. Популярность этих форм-факторов вполне объяснима: чем тоньше и легче мобильное устройство, тем проще с ним работать. А возможность с лёгкостью его трансформировать позволяет на ходу превращать устройство из рабочего в развлекательное, что было особенно важно для трудящихся вне офиса и BYOD-ориентированных сотрудников ещё в благословенные докоронавирусные времена.

По оценке IDC, сделанной в сентябре прошлого года, трансформеры и х86-планшеты с отсоединяемыми клавиатурами в совокупности занимали 10,2% мирового рынка персональных вычислительных устройств, ультратонкие ноутбуки — 19,9%, планшеты на чипах ARM — 28,8%, настольные ПК и рабочие станции — 23,0%, классические ноутбуки и мобильные рабочие станции — 18,1%. Как можно видеть, объёмы поставок устройств 2-в-1 на платформе х86 делают их боле чем заметными в общей структуре мирового компьютерного рынка.

Правда, увы, не российского. Андрей Тарасов указывает на тот факт, что основные продажи ноутбуков на российском рыке по-прежнему приходятся именно на форм-фактор «ракушка»: «Его трудно заменить хотя бы потому, что более современные и „продвинутые“ варианты пока ещё дороги»

«Мы не видим существенного роста спроса на ноутбуки-трансформеры в коммерческом сегменте, — отмечает Леонид Смышляев. — Что же касается госсектора, то продажи ноутбуков-трансформеров в 2019 г. резко возросли благодаря крупному тендеру от министерства образования для одного из национальных проектов, которому требуются поставки ноутбуков, интерактивных экранов и другой техники в российские школы на период 2019-2021 г.»

Оптимистичен в отношении новых форм-факторов и Павел Анохин: «Ноутбук в классическом форм-факторе привычен пользователям и по-прежнему востребован на рынке, при этом отмечается увеличение продаж в таких категориях, как трансформеры и ультрабуки».

По словам Сергея Балашова, который ссылается на данные GfK, продажи ноутбуков-трансформеров в прошлом году немного сократились и составили примерно 3,5%: «Основной спад произошёл за счёт самых доступных 11-дюймовых моделей, а все сегменты устройств дороже 30 тыс. руб. с диагоналями 14 и 15 дюймов, наоборот, пользуются растущим спросом».

Играть везде!

Сегмент геймерских ноутбуков в количественном исчислении невелик. Прогноз по их поставкам, опубликованный IDC в сентябре прошлого года, содержит оценку 19,4 млн. единиц (интересно, кстати, что отгрузки настольных игровых ПК в сборе за 2019 г. оценивались ещё ниже, — в 15,6 млн единиц). Зато для канала продажи столь дорогих устройств, пусть и в крайне малых количествах, гарантируют завидную маржу.

Да и для ИТ-рынка в целом игровые компьютеры как устройства для запуска, собственно, игр чрезвычайно важны. Данные NewZoo за 2019 г. определяют общий объём выручки глобальной индустрии цифровых интерактивных развлечений в 152,1 млрд долл. США (+9,6% относительно уровня 2018 г.), из которых 23% — 35,7 млрд долл., +4,0% год к году — приходится как раз на игры для ПК. Это огромный рынок, причём действующие на нём игроки взаимозависимы: выпуск новых, более требовательных к ресурсам игр порождает спрос на ещё более мощные компьютеры, а наличие в распоряжении геймеров высокопроизводительных ПК открывает перед игроделами возможность создавать ещё более изощрённые и привлекательные цифровые миры.

«Гейминг продолжает активно развиваться в нашей стране, — подтверждает выкладки экспертов Павел Анохин, — мы делаем на него отдельную ставку. Традиционно новинки на этом рынке выходят дважды в год, приуроченные к мировым выставкам. Мы также в этом году порадуем геймеров ещё более интересными устройствами».

Сергей Балашов уточняет: «По данным GfK, рыночная доля геймерских ноутбуков Lenovo составляет 12,5% в штуках и 23,3% в деньгах. Мы планируем расширять предложение Lenovo в сегменте ноутбуков для гейминга в этом году. Сейчас мы наблюдаем значительный рост 15-дюймовых устройств. 17-дюймовые модели уже составляют меньше половины всех геймерских ноутбуков ценой более 1 тыс. долл. и демонстрируют тенденцию к дальнейшему сокращению доли».

Игровые ноутбуки — важная составляющая современного рынка; с этим безусловно согласен Андрей Тарасов: «Мы видим, что их доля уже превышает 10% в количественном выражении и 15-17% в денежном. Ведущие вендоры уже давно участвуют конкурентной борьбе в этом сегменте. По нашим ощущениям, борьба продолжится, тем более, что потенциал этого рынка ещё не раскрыт. Мы уже видим увеличение продаж на 6-8% в первом квартале текущего, 2020 г. по отношению к аналогичному периоду 2019-го. Скорее всего, рост продолжится. Правда, надо учесть, что курс доллара, конечно же, повлияет на дальнейшие продажи этого года».

Время осторожного оптимизма

«Негативная ситуация с коронавирусом, временным простоем фабрик в Китае и нарушением логистических цепочек поставок оборудования и компонентов учтена в прогнозе рынка на 2020 год. Даже наиболее позитивный сценарий все равно подразумевает трудности с поставками во втором и третьем кварталах», — суммирует ситуацию на рынке персональных компьютеров Наталья Виноградова, менеджер программ исследований IDC Россия. При этом уже сегодня очевидно, что отдельные подсегменты этого рынка могут демонстрировать весьма и весьма завидную динамику. Взять хотя бы ноутбуки: спрос на них в первые недели после введения режима самоизоляции в различных странах мира взлетал настолько, что накопленные за предыдущий год складские запасы стремительно исчерпывались.

Так, Павел Анохин прогнозирует в 2020 г. повышенный интерес пользователей к ноутбукам с более тонкими и лёгкими корпусами, в том числе к ультрабукам: «В сегменте коммерческих ноутбуков в долгосрочной перспективе будет наблюдаться органический рост. Причём он будет выше, чем в потребительском сегменте, поскольку потребности и объёмы закупок корпоративных клиентов традиционно больше, чем у конечных пользователей».

Леонид Смышляев обращает внимание на следующий чрезвычайно важный в ближайшей перспективе момент: влияние скачков курса рубля значительно отразится на сегменте коммерческих ноутбуков, поскольку бюджет закупки многих компаний продолжает оставаться рублёвым. Кроме того, вместо перехода с Windows 7 на «Десятку» вместе с заменой самих ПК многие потенциальные заказчики могут рассмотреть возможность сохранения имеющегося в их распоряжении «железа» с развёртыванием на нём ОС на базе Linux: такие операционные системы в российском госсекторе вполне могут быть объявлены обязательными к использованию в 2020 г., хотя единого унифицированного по всей стране решения для всех бюджетных учреждений пока не существует. Разработка ведётся независимыми друг от друга командами в разных регионах РФ, что, вероятно, замедлит директивное внедрение унифицированного образа.

В то же время малый и средний бизнес в России делает очевидный выбор в сторону Windows Professional — продажи этой ОС в ОЕМ-версии, предустановленной на ПК, увеличились с 2017 года практически вдвое. «В 2020 г. мы ожидаем продолжения роста спроса на ноутбуки с процессорами AMD, роста объёма SSD в случае, если цены на комплектующие останутся на уровне 2019 г., роста продаж тонких и лёгких ноутбуков с диагоналями 13-14 дюймов и сокращения сегмента 15-дюймовых устройств. Трансформеры в коммерции составляют 1,5-2% от общего объёма продаж, существенного роста здесь ожидать не приходится», — заключает эксперт.

В отношении продаж мобильных ПК потребительского класса Сергей Балашов даёт довольно сдержанный прогноз: «Можно ожидать, что рынок сократится на 8-10% год к году, что довольно значительно, а игровой сегмент уменьшится на 2-3%».

«В начале года, ещё до проблем с вирусом и курсом, мы оценивали рынок как минус 10% к прошлому году, — вспоминает Андрей Тарасов. — Но сейчас мы корректируем этот прогноз. Во втором квартале ожидаем падение на 40% относительно второго квартала 2019 года. Общие итоги года сейчас прогнозировать сложно, воздержусь от оценки».