27 августа 2020 г.

GS Group представляет отчет об импорте мобильных телефонов в Россию во 2 квартале 2020 года

  • За первую половину 2020 года в Россию было ввезено 19,1 млн мобильных телефонов, снижение на 8 % (1 пг. 2020 г. к 1 пг. 2019 г.). Смартфоны от 8 000 рублей составляют две трети объема (68 % или 12,9 млн штук), их импорт за полгода вырос на 6 %. В свою очередь, мобильные телефоны до 8 000 рублей составили 32 % поставок (6,2 млн штук), в конце 2020 года их доля может упасть ниже 20 % (или до 25 % в целом за 2020 год).
  • Общая доля Huawei, Samsung, Xiaomi и Apple впервые достигла 89 % (импорт во 2 кв. 2020 года — 6,6 млн штук во всех сегментах). По итогам полугодия суммарная доля топ-4 немного меньше — 86,5 % (13,2 млн штук). На остальные бренды приходится 8,1 % в 3-й группе (от 2 до 8 тыс. рублей) — 1,2 млн штук за 1 пг. 2020 года и 5,3 % в группах от 8 тыс. рублей — 0,8 млн штук.
  • Huawei остается лидером по итогам первого полугодия с объемом 5,1 млн штук смартфонов (рост 19 %, 1 пг. 2020 г. к 1 пг. 2019 г.). К середине года компания удерживает долю 33,7 %. Тем не менее, во втором квартале Huawei уступила первенство компании Samsung, что является тревожным звонком (2,2 млн штук у Huawei и 2,3 млн штук у Samsung, в среднем Россия занимает 4 % в мировом объеме каждого лидера). Как и год назад, Huawei просел в наиболее массовой ценовой группе — от 8 до 18 тыс. руб. При этом компания делает упор на нижние группы: за полгода этот объем превысил 1 млн штук, что составляет 44 % от всей 3-й группы. Из-за давления США на ведущих производителей чипов, Huawei будет вынужден использовать чипы более низкого качества, с которыми вход в средний и верхний сегмент заказан. Так будет продолжаться, пока компания не наладит самостоятельно или с другими китайскими компаниями собственное производство чипов или не найдет другой выход.
  • Поставки смартфонов Samsung составили 4,5 млн штук (снижение на 8 %, 1 пг. 2020 г. к 1 пг. 2019 г.). Даже с учетом снижения Samsung стал лидером во втором квартале 2020 года с долей 31 % и занял второе место по итогам полугодия с долей 29,6 %. Samsung подвела логистика: во втором квартале 2020 года импорт из Индии практически прекратился, в итоге компания срочно перекинула часть объемов обратно в Китай. Опора Samsung сразу на три страны позволит ей грамотно корректировать импорт в Россию, и, скорее всего, дальше проблем с поставками не будет. Основные позиции по итогам полугодия Samsung держит в среднем сегменте: 41 % в 4-й ценовой группе (от 8 до 18 тысяч рублей) и 29 % в 5-й ценовой группе (от 18 до 26 тысяч рублей).
  • Xiaomi быстро догоняет двух лидеров: поставки ее смартфонов в Россию в первом полугодии 2020 года выросли на 45% (1 пг. 2020 г. к 1 пг. 2019 г.) — до 2,3 млн штук, а доля по итогам полугодия впервые достигла 15 %. Если Xiaomi сохранит напор, то уже в начале 2021 года мы будем говорить о трех лидерах российского рынка смартфонов с примерно равными долями: Huawei, Samsung и Xiaomi. Импорт iPhone в Россию в первом полугодии 2020 года достиг 1,3 млн штук (прирост 9 %, 1 пг. 2020 г. к 1 пг. 2019 г.). Доля компании по итогам полугодия составила 8,3 % (в штуках).
  • Доля тройки BBK Electronics (Oppo, Realme и Vivo) за полгода составила всего 3,6 %. На поставки Oppo и Vivo сильно повлияла пандемия, например, в апреле они отсутствовали вовсе. Доля России в общем объеме Oppo во втором квартале составляет ровно 1 % (в объеме Vivo еще меньше). Между тем в мировом рейтинге Oppo занимает пятое место с долей более 9 %. Очевидно, что экспансия на российский рынок пока не в приоритетных задачах холдинга BBK Electronics. Импорт кнопочных мобильных телефонов за полгода сократился до 3,9 млн штук (падение на 21 %, 1 пг. 2020 г. к 1 пг. 2019 г.). Снижение происходит в обеих группах — и в 1-й, до 1 тыс. руб. (на 38 %, до 1,6 млн штук), и во 2-й, от 1 до 2 тыс. руб. (на 3 %, до 2,3 млн штук). Первая тройка стабильно составляет половину двух групп: в первой половине 2020 года это Texet, BQ (Bright&Quick) и Maxvi.
  • Доля китайских брендов в сегментах смартфонов от 8 000 рублей за первую половину 2020 года достигла 55 %, фактически это только объем Huawei и Xiaomi. Постепенно рост этой доли замедляется, поскольку рост Huawei и Xiaomi упирается в позиции Samsung и Apple. В случае удачного решения Huawei проблемы с чипами доля китайских брендов легко превысит 60 %, в случае проигрыша и снижения спроса — упадет до уровня 2019 года — ниже 50 %. В то же время в первой половине 2020 года серьезно сократился объем российских брендов: сразу на 1,5 млн штук, из них 0,5 млн штук группах до 2 000 руб. и 1 млн штук в 3-й группе (от 2 до 8 тыс. руб.).
  • Оборот рынка смартфонов в России вырос за первое полугодие на 9 % (1 пг. 2020 г. к 1 пг. 2019 г.) и составил 341 млрд руб. (с учетом НДС). Покупатели не стали тратить меньше на смартфоны, они стали более разборчивыми. Так, оборот смартфонов от 8 000 рублей за первое полугодие вырос на 11 %: наполовину за счет количества, наполовину за счет роста цены. Суммарная доля Samsung, Apple, Huawei и Xiaomi в деньгах составляет 93 % от всего рынка мобильных телефонов, включая кнопочные. Лидерами рынка по выручке остаются Samsung и Apple — по 30 %.

«Ключевым событием 2020 года стала пандемия, благодаря которой сильные бренды стали сильнее, слабые — еще слабее» — отмечает руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. «Как мы и прогнозировали ранее, потребительский спрос изменился больше, чем логистика. Режим изоляции и удаленной работы ясно показал перспективы цифровой экономики и обозначил, насколько продвинутыми должны быть смартфоны. Покупатель стал проводить больше времени в смартфоне и поэтому более тщательно подбирает устройство, где проходит часть его жизни», — отвечают эксперты.

Источник: Пресс-служба компании GS Group