15 октября 2020 г.

Официальное представительство OKI в России закрыто с 1 октября 2020 г., вся работа идёт через дистрибьюторов. Об этом, в частности, сообщил на своей странице в Facebook Сергей Лебедев, экс-директор по маркетингу в ООО «ОКИ Системс Рус» (Сергей покинул компанию 30 сентября).

По словам Сергея Лебедева, европейская штаб-квартира дала чёткое разъяснение, что OKI Europe Ltd продолжает работать в прежнем объеме и будет консолидировать управление и напрямую контролировать продажи печатного оборудования и расходных материалов под маркой OKI через существующих дистрибьюторов на тех рынках, где, как и в России, закрылись представительства. Закрытие представительств идёт в рамках процесса реструктуризации и централизации компании. Этот процесс начался несколько лет назад и продолжается до сих пор. Внутри группы OKI различные направления объединяются в укрупнённые группы.

В середине сентября вендор провел вебинар для российских партнеров, на котором было рассказано, что меняется и каким образом будет построена работа OKI в России после закрытия представительства. Напомним, что дистрибьюторами OKI в России являются Legion, Landata, A1TIS, а также НИССА (по оборудованию оперативной полиграфии и термотрансферным решениям), «Гексагон» (по узкорулонным печатающим устройствам) и «Джетком» (по устройствам Teriostar). А с февраля этого года все права на продажу и поддержку цветных широкоформатных принтеров серии Colorpainter перешли к компании Mimaki.

Директор по маркетингу OKI Europe в регионе EMEA (General Manager, Brand & Marketing Communications, EMEA, OKI Europe Ltd) Памела Госал прокомментировала: «OKI Europe пересматривает структуру продаж в EMEA, что может привести к дальнейшей консолидации наших операций. Ввиду реорганизации OKI Systems Russia будет теперь заниматься бизнесом банкоматов OKI в России. Весь связанный с принтерами бизнес будет осуществляться уполномоченным дистрибьютором. Он будет также отвечать за поддержку партнеров и клиентов в России и странах СНГ, будет получать поддержку продаж и маркетинга от представительства OKI Europe в Польше. Мы передали обязанности импортера в Россию нашему российскому дистрибьютору Legion (представители компании Legion не откликнулись на нашу просьбу о комментарии — прим. ред.), который существенно расширил свои внутренние ресурсы, чтобы иметь возможность предоставить полную поддержку партнерам и конечным пользователям OKI в России и странах СНГ и обеспечить их полную удовлетворенность. Кроме того, поддержка технического обслуживания, предоставляемая нашей сервисной компанией партнерам и конечным пользователям OKI, будет продолжаться без каких-либо изменений».

Как сообщил Константин Макаренков, старший аналитик рынка устройств печати и обработки изображений, IDC Россия и СНГ, за 2019 г. и за 1 полугодие 2020 г. доля OKI в поставках в Россию устройств печати занимала менее 1% в штуках и в деньгах (напомним, что весь объем российского рынка устройств печати в 2019 г. аналитики оценивали в 696 млн долл.). Поэтому, с точки зрения IDC, существенного влияния на рынок печатной техники России закрытие представительства этой компании не окажет.

Эксперты ITResearch конкретизируют, что на российском рынке лазерных устройств доля OKI в штуках в последние 5 лет колебалась около 1%, не имея тенденции к росту, а в первой половине текущего года снизилась до 0,4%. Даже в своей «коронной» категории цветных принтеров формата А3, в которой 5 лет назад компания занимала прочное 3 место с долей в отдельные кварталы до 20% в штуках, позиции вендора ослабли, и в 2019 г., как и в первой половине текущего года, этот показатель сократился до 7%. Можно считать, что вендор постепенно становится нишевым игроком и на рынке цветных устройств. Обороты бизнеса явно стали не окупать затраты на локальный офис.

«Трудное решение о закрытии представительства в России касается бизнеса и не отражает деятельность самого представительства OKI. Однако ввиду нестабильности рынка возникла необходимость адаптировать нашу бизнес-модель соответствующим образом», — сказала Памела Госал.

По данным rusprofile.ru, выручка ООО «ОКИ Системс Рус» (компания отвечала за бизнес устройств печати и направление, связанное с поставками банкоматов) по итогам 2019 г. составила 885 млн руб., снизившись по сравнению с 2018 г. на 14,7%. По данным на 2019 г., в компании работали 24 сотрудника. ООО «ОКИ Системс Рус» продолжает работать по направлению, связанному с банкоматами.

Не только в России

Перестройка канала продаж оборудования OKI касается не только Европы. В начале осени было объявлено, что через полгода, а именно с 31 марта 2021 г. OKI Data Americas прекращает продажи принтерного оборудования с брендом OKI на рынках Северной, Центральной и Южной Америки. Это включает все модели принтеров и МФУ светодиодной печати, а также матричные принтеры (SIDM).

«В этом году OKI приступила к осуществлению нового среднесрочного плана сроком на три года, который поставит нашу компанию на путь устойчивого роста и долгосрочной прибыльности, перенеся прицел нашего бизнеса с модели сделок продаж на продажи с добавленной стоимостью и предоставление услуг, — заявил Серджио Хорикава (Sergio Horikawa), президент и главный управляющий OKI Data Americas Inc. — Хотя мы достигли большого прогресса в осуществлении этого плана, значительные изменения в спросе на принтерном рынке из-за пандемии COVID-19 вынудили нас пересмотреть наши возможности выполнения этого среднесрочного плана. После оценки, проведенной нашими управленческими командами в регионе Америк и Японии, было решено, что требуется новый путь, следствием чего и стало это объявление. Я хочу заверить наших реселлеров, партнеров и конечных клиентов, что OKI будет и дальше предоставлять все необходимые расходные материалы».

Заявление Хорикава-сан относится исключительно к Америкам, а в Европе будут продолжаться поставки не только расходных материалов, но и всего спектра печатающих устройств, как было сказано выше.

На местном рынке OKI в Японии и других зарубежных рынках сохранится текущий бизнес-курс и стратегия.

Дистрибьюторы о закрытии представительства OKI

«Когда совместная жизнь — и в горе, и в радости — подходит к концу, это всегда печально, тем более что была она долгой и достаточно счастливой, — говорит Лада Белан, коммерческий директор компании A1TIS. — Поэтому к закрытию представительства мы отнеслись без радости. Человек вообще существо консервативное и жить в эпоху перемен ему некомфортно. Возможно, перемены эти и для нас, и для канала — к лучшему. Пока в это не верится, но будем надеяться, что ожидания эти не оправдаются, и мы заживем лучше, веселее и, главное, маржинальнее».

«Ни для нас, как дистрибьютора, ни для авторизованных партнеров OKI, ни для заказчиков ничего измениться не должно. Немного изменится логистика, это непринципиально, — комментирует Василий Селюминов, исполнительный директор компании Landata. — Состав дистрибьюторов OKI не изменился, принципы работы остались прежними. Все наши партнёры были предупреждены об изменениях заранее, чтобы было время подготовиться к новым алгоритмам работы».

Источник: crn.ru