30 октября 2020 г.

Любопытные изменения в ближайшем будущем придут в направления, влияющие на развитие всей ИТ-индустрии и, как следствие, всей современной экономики. Аналитики Gartner сделали несколько прогнозов, с которыми следует познакомиться поближе, чтобы понять, в каком виде обозначенные тренды существуют сейчас, и как их развитие может повлиять на рынок вообще и, в частности, в канал.

Распределенные «облака» становятся трендом, как уверен Gartner. Провайдер cloud-сервисов в современных условиях вовсе не обязан предоставлять корпоративным клиентам услуги на базе собственного оборудования. Вопросы управления, сопровождения и развития услуг остаются в компетенции и в зоне ответственности поставщика «облака», а вот физически эти услуги могут «собираться» из сервисов, которые работают на аппаратном обеспечении, которое находится в разных местах и в собственности у разных структур. Часть сервисов работает на собственных ресурсах cloud-провайдера, часть он арендует у других провайдеров, а часть даже располагает на оборудовании заказчика!

Зачем выстраивать такие сложные схемы? Для оптимизации — как экономической, так и, в ряде случаев, технической — а также для соответствия требованиям регуляторов. «Облачный» провайдер, выстраивающий решения для корпоративного заказчика, сегодня все чаще выступает в роли cloud-интегратора, собирающего нужные ресурсы из разных компонент, выбираемых в зависимости от тех или иных требований. Мелкие и средние cloud-провайдеры зачастую не могут конкурировать по ценам на услуги с гиперскейлерами, да это и не нужно! Нужные элементы лучше арендовать у тех же гиперскейлеров и включать в состав создаваемого решений для клиента. Заметим, что не все данные клиента можно вынести за пределы периметра его ИТ-инфраструктуры, в публичные «облака», поэтому часть физических ресурсов «облаков» во многих случаях размещены на стороне клиента! Чувствительные данные могут быть размещены как на оборудовании провайдера и/или гиперскейлера (это настолько востребовано, что гиперскейлеры предлагают такие решения — Microsoft Azure, HPE GreenLake и др.), так и на собственных серверах заказчика. Важно, что речь идет не об отдельном приватном «облаке», а о едином cloud-решении.

Единые решения, «сшитые» из разных «облаков», Gartner называет «распределенными», HPE — «комбинированными», также в ходу термин «гибридные». Замечу, что Hewlett Packard Enterprise, который предлагает изящные подходы, в том числе и в рассматриваемой нами области, для разворачивания и управления такими «миксами» предложил «облачное» же решение HPE GreenLake Hybrid Cloud, которое позволяет работать с AWS, Mcrosoft Azure, Google Cloud и другими cloud-платформами, включая, разумеется, развернутые в самой GreenLake, а также на «облаках» приватных и публичных. В концепции распределенного «облака» есть еще один важный элемент, о котором мы сейчас поговорим.

Почему гиперскейлеры не захватят рынок «облачных» услуг целиком? По трем причинам: не везде есть точки присутствия достаточно близко, чтобы обеспечить нужное время отклика, у клиентов часто бывают требования по приземлению данных в пределах страны/собственной инфраструктуры. И, наконец, в ряде случаев у корпоративных клиентов запросы бывают хитроумные, для которых нужна комбинированная «облачная» структура, позволяющая сочетать преимущества гиперскейлера, локальных cloud-провайдеров и собственных ресурсов заказчика.

«Цифровой туман», который в свете современных концепций превратился в EDGE, Gartner в прогнозах не упоминает совсем, чему есть объективная причина. Изначальная концепция «тумана», предусматривающая взаимодействие «умных устройств» между собой минуя центральные серверы, успела существенно поменяться и пройти путь «тезис-антитезис-синтез». Концепция «умных устройств» расширилась до IoT/IIoT, то есть подключенными становились не только отдельные устройства сами по себе на правах «тонких клиентов», но и масса разноплановых датчиков, переключателей, исполнительных механизмов и т. д. Эта совокупность устройств все же требовала серверов — такой подход позволял оптимизировать распределение вычислительных нагрузок, упростить управление, систематизировать защиту, более рачительно использовать каналы связи и т. д. — что привело к возникновению концепции EDGE. Но и концепт «вычислений на границе сети» тоже меняется.

В современных условиях EDGE-ресурсы тоже становятся «облачными»! Изначальное противостояние "туман"/"облако" конвертировано в технологическое решение «облако, но EDGE». Заметим, что многие гиперскейлеры для этого поставляют свои аппаратные элементы, сбалансированные под размещение для EDGE-вычислений на территории заказчика: Microsoft Azure IoT EDGE, HPE GreenLake for Aruba, Amazon Web Service IoT Core и т. д. Поэтому «цифровой туман» и даже EDGE в трендах не упоминает Gartner — они стали частью «облаков», причем вполне современных, распределенных.

Развитие «облаков», причем на концептуальном уровне, в сочетании с ростом популярности удаленной и мобильной работы, приводит к новым требованиям для построения систем безопасности. «Ячеистая» кибербезопасность в теории позволяет данным идентификации служить периметром безопасности. Аналитики Gartner считают, что уже через пятилетку более половины запросов управления цифровым доступом будут обрабатывать ИБ-системы, построенные на «ячеистых» принципах, обеспечивая защищенный доступ к цифровым активам корпорации вне зависимости от локации соответствующего пользователя и местоположения нужного актива.

«Цифровая пыль» — относительно новый термин, который пока допускает разные трактовки. Скорее всего, он имеет отношение не столько к аппаратной части (это все тот же старый добрый IoT/IIoT), сколько к собираемым данным. Разнообразная биометрия, включая информацию с камер наблюдения, данные о платежах, сведения о перемещениях, получаемые как с пользовательских устройств (смартфонов, носимых девайсов, трекеров и т. д.), так и от провайдеров сотовой связи, а также прочие «цифровые следы», объединенные термином «цифровая пыль» — все это, собранное в BigData, по мнению аналитиков Gartner, должно позволить получать новые данные о пользователях, их предпочтениях и их поведении, причем эти данные настолько значимые для бизнеса и индустрии, что их предложено называть «интернетом поведения» (Internet of Behaviors, IoB).

Заметим, что решения такого типа уже активно применяют в сельском хозяйстве, а именно на фермах. Современная ферма — животноводческая, птицеводческая, рыбоводческая — является smart building, то есть обвешана датчиками и исполнительными «умными устройствами», а управление всем комплексом происходит с единой платформы. Животноводство тут «впереди планеты всей», так как требует ИТ-решений, работающих быстро и устойчиво, — при возникновении аварийных ситуаций есть минуты на принятие решений и выполнение необходимых действий, например, выход температуры на несколько градусов за пределы требуемого диапазона может привести к массовой гибели мальков или, предположим, цыплят. Но сейчас в ряде случаев датчики получает и само животное — они могут как крепиться снаружи, так и оказываться внутри (например, особенности желудка коровы позволяют датчикам оставаться там на протяжении всей жизни жвачного). Системы «умной фермы», анализируя данные от всего этого набора датчиков, позволяют выявлять на ранних стадиях заболевания животных, предсказывать сроки наступления половой охоты, отела и т. д.

Как видно, концепция IoB вполне рабочая, она позволяет повышать управляемость, увеличивает эффективность и т. д. Разумеется, AI тут находит свое применение как для оперативных задач, так и для аналитики — опять-таки, включая предикативную. Но как будет применена концепция IoB не на животных, а на людях — пока сказать сложно, особенно если вспомнить законы о защите персональных данных, к которым относятся не только паспортные данные, но и информация о перемещениях гражданина, его состоянии, биометрия и т. д.

Вендоры делают все более выраженные акценты на решения, не только ориентированные на работу с сloud, но и стирающие грани между традиционной и «облачной» инфраструктурами. Про подход Hewlett Packard Enterprise мы говорили, по схожему пути идет, например, Cisco. Компания представила в середине осени портфель «облачных» сервисов от AppDynamics, обеспечивающий комплексный мониторинг и контроль стека, интеграцию с инструментом оптимизации рабочей нагрузки, кросс-доменную прозрачность и даже cloud-аналитику эффективности бизнеса. Представители компании отметили, что в условиях волн пандемии внедрение «облачных» сервисов у корпоративных заказчиков идет быстрее, чем когда-либо.

Что это значит для канала?

Продолжение радикальной смены парадигм: все больше техники будет уходить «облачным» провайдерам услуг, включая локальных гиперскейлеров, а также продвигаться по сервисным и лизинговым схемам разных форматов. Последнее напрямую не следует из логики прогнозов Gartner, но публичные «облака» являются вариациями на тему "арендной"/shared-экономики, которую развитие cloud-решений будет продвигать и популяризировать. Все это прекрасно для заказчиков, но для игроков рынка означает необходимость осваивать и совершенствовать новые форматы работы с корпоративными заказчиками, многие из которых стремительно выходят из ниш и становятся мэйнстримом.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE