21 декабря 2020 г.

2020-й оказался не только трудным, кризисным, но и по-настоящему революционным годом. Распространение ИТ, долгие годы происходящее эволюционным путем, совершило качественный скачок. Так, по оценкам Кьела Нордстрема, «за десять недель человечество перенеслось на десять лет вперед». Согласно прогнозам Saxo Bank, пандемия коронавирусной инфекции ускорила практически каждую социальную и техническую макротенденцию. Директор по инвестициям Saxo Bank Стин Якобсен отмечал: произошедшее в этом году означает, что будущее уже наступило. «Пандемия COVID-19 заставила компании и сотрудников больше полагаться на ИТ и в профессиональной, и в личной жизни», — подчеркивали аналитики Forrester Research.

Конец года — традиционное время подведения итогов, извлечение уроков и оценка перспектив. То, что компании вынесут из 2020-го, несомненно, окажет существенное влияние на их развитие и повседневную жизнь на многие годы вперед. Неудивительно, что на предложение CRN/RE рассказать о самом важном итоге 2020 года откликнулось рекордное число компаний.

Саркис Басеян, директор по продажам и маркетингу «Бразер»:

Несомненно, 2020 был кризисным годом, годом драматических изменений в бизнесе и в жизни многих людей. Практически никто не был готов к событиям, которые сопровождают пандемию. В этих нестандартных обстоятельствах необходимо было быстро адаптироваться к ситуации и изменить подход к взаимодействию внутри и вне компании. Новая реальность принесла с собой новые форматы ведения деятельности. Во-первых, это переход на дистанционную работу и связанные с ним вопросы: организация рабочего места дома и удаленный доступ к корпоративным ресурсам. Во-вторых, «дробление» офисного пространства для сокращения контактов между сотрудниками — от больших рабочих групп к малым и средним. Эти два фактора достаточно быстро привели к изменению спроса — от крупных дорогих устройств к устройствам сегмента SOHO (для дома и малых офисов). В 2020 году мы наблюдали заметный рост продаж компактных принтеров и МФУ. Мы полагаем, что сдвиг в сторону небольших устройств будет заметен и в 2021 году.

Переход на дистанционное взаимодействие сотрудников стал причиной повышенного внимания к вопросам безопасности данных. Выросла востребованность сервисов, обеспечивающих безопасность удаленно или в рамках офисного пространства, таких как идентификация по пин-коду или с помощью карточки сотрудника. Компании начали более активно использовать облачные технологии: сканирование в облако, печать из облака, облачные системы по управлению печатью.

Если говорить о главных выводах, которые сделала в 2020 году наша компания, я бы отметил две вещи. Первая — понимание, что решение о цифровизации и автоматизации, которое мы приняли несколько лет назад, было абсолютно правильным. В кризисный момент это помогло нам оперативно перестроить бизнес-процессы. Мы поняли, что следует двигаться в этом направлении еще быстрее. И второе — новый подход к риск-менеджменту и включение новых вызовов в карту рисков.

Алексей Воронков, вице-президент и генеральный директор региона Восточная Европа HP Inc.:

2020 год — это своеобразная точка отсчета нового времени. Удивительно, как быстро все вокруг нас изменилось, и мир начал жить в иной системе координат. К работе и учебе стали предъявляться новые требования: теперь мы не только задумываемся о необходимых в будущем специальностях для наших детей, но и поколение профессионалов четко осознало потребность в постоянном совершенствовании своих знаний.

Оказавшись изолированными в своих домах, мы стали гораздо больше ценить тепло человеческого общения, возможность пожать друг другу руку, приободрить, похлопав по плечу. Я с огромной благодарностью хочу отметить, что взаимовыручка, понимание и дружеские взаимоотношения с партнёрами, которые выстраивались на протяжении многих лет, в 2020 году успешно прошли испытание на прочность — я знаю, как сложно было адаптироваться к новой реальности, насколько тяжело было выполнять свои обязательства в условиях закрытия границ, дефицита продукции, перехода на удалённый режим работы, но канал справился!

Как бы непросто ни было в 2020 году, всегда стоит верить, что предстоящий этап будет лучше. К счастью, мы видим огромный потенциал для ИТ рынка. Мне нравятся слова Гете: «То, что не начато сегодня — не закончить завтра». 2020 год заложил прочную основу для развития нашей отрасли — завтра вместе с партнерами мы продолжим начатое сегодня, и, значит, у нас снова будут яркие победы!«

Андрей Зализняк, генеральный директор Topoff.ru:

Самый важный итог 2020 года — это, как ни парадоксально, ощущение свободы. Во время локдауна я освободился от всех лишних социальных обязательств. Многие важные бизнес-вопросы стали решаться проще и быстрее.
И когда мы в мае «вышли на свободу с чистой совестью», я понял, что ко всем существующим, но уже к тому времени ставшим непривычными возможностям (перемещение, встречи) добавились дополнительные плюсы. Стало абсолютно нормальным назначать встречи онлайн, без ощущения экзотики. В день стало возможным провести в 2 раза больше переговоров без потери эффективности. Самый крупный контракт мы подписали как раз в мае — в режиме онлайн. То есть бизнес-коммуникации расширились и, наверное, это и есть самый главный итог года.

Алексей Какунин, директор по продажам компании Axoft в России:

Есть такой закон Мерфи: «Если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдет». В 2020 году об этом законе мы вспоминали не раз. Сначала многие были уверены, что вспышка локальна, что пандемия пройдёт стороной, но когда страны одна за другой начали закрываться и появились первые «вести с полей», пришло полное понимание, что нужно готовиться к любому развитию событий.

Поэтому первый вывод 2020 года: в любой нестандартной ситуации необходимо анализировать и прогнозировать риски: ежедневно, если не ежечасно. И даже если крупные эксперты не берут на себя смелость хоть что-то говорить о будущем, нужно самим искать точки опоры, использовать свою статистику, постоянно собирать обратную связь с бизнес-партнеров, всегда быть в теме происходящего и, конечно, критично относиться к любого рода информации. Если это переложить на реалии ИТ-отрасли, то она оказалась одной из наиболее подготовленных к вынужденной ситуации с необходимостью удаленной работы, поскольку инфраструктуры ИТ-компаний готовы к такому режиму, а все трудности сводились исключительно к скорости адаптации сотрудников и выстраиванию правильной коммуникации.

Из этого следует второй, не менее важный, вывод: в любое время, особенно нестабильное, компаниям просто необходимо сохранять гибкость. Быстро принимать решения, адекватно реагируя на новую реальность и даже импровизируя. Чего бы это ни стоило. Легкость, с которой коллектив той или иной компании перестраивается на новые правила игры, можно назвать необходимым условием выживания и жизнестойкости бизнеса. В этом году сложнее всего приходится SMB-сегменту, так как зачастую эти компании ограничены в бюджете, что сказывается на уровне информатизации, ИТ-инфраструктура развита недостаточно, а скорость обновления оставляет желать лучшего.

Конечно, есть исключения, но в большинстве своем это так. Для таких компаний 2020-ый стал тяжёлым испытанием, годом удержания на плаву — их бизнес-процессы не были готовы к новым условиям работы с потребителем.

Андрей Маркин, глава представительства Powercom в России:

2020-й полностью изменил подход к работе — с точки зрения как внутренних бизнес-процессов

компании, так и вопросов взаимодействия с партнерами и заказчиками. Мы осознали, что можем не просто работать удаленно, а работать эффективно, и добиваться успеха при высоком уровне доверия внутри компании, и это абсолютно видно по результатам. За первые 3 квартала года, по данным ITResearch, доля Powercom на российском рынке выросла с 16% до 19% (в штуках) по сравнению с прошлым годом. Мы нарастили экспертизу в сегменте «Heavy», доформировали полную линейку по трехфазному оборудованию, включая модульные решения по техническим требованиям идеально подходящих для решения задач по защите электроснабжения в медицине, промышленности, в нефтегазовой отрасли и финансовом секторе, а также в мобильных и мини-ЦОДах. И, как следствие, продажи трехфазного оборудования Powercom увеличились за этот год более чем в два раза.

Даже несмотря на ограничения личных встреч, мы смогли привлечь много новых партнеров, общения с ними не стало меньше, просто оно приобрело другие формы. Мы с удовольствием откликаемся на приглашения коллег по бизнесу и принимаем участие в мероприятиях в «новом формате». Уровень работы с каналом легко оценить, и мы все это видим в результатах рейтинга CRN/RE «Чемпионы российского ИТ-канала — 2020».

Именно в этот непростой год мы поняли, что ценность вендора для партнера — в постоянстве и верности своим принципам. Мы не делаем хаотичных движений в условиях неопределенности, а планомерно шаг за шагом выполняем свою работу и соблюдаем договоренности, и партнеры уверены, что на нас можно положиться.

Олег Носов, генеральный директор ITELON:

ИТ-отрасль от пандемии пострадала несколько меньше экономики России в целом. Секторы, связанные с «удаленкой» (VDI, облачные сервисы) даже показали некоторый рост, но на результатах всей отрасли это сказалось несущественно, поскольку продажи серверов, СХД и сетевого оборудования сократились. Аналитики прогнозируют, что в 2020 году объем продаж в ИТ-отрасли (без учета гаджетов) сократится на 3-5%.

2020 год показал, что гибкость, предусмотрительность и готовность к изменениям — залог устойчивости и успеха в меняющемся мире. Без потери эффективности мы легко перешли на удаленный режим работы ещё до получения официальных указаний. В этом году рост нашего бизнеса продолжится.

Евгений Овчинников, заместитель генерального директора компании AUVIX:

2020-й развивался по неожиданному сценарию, который еще год назад не представлялся возможным. События, происходящие на рынке и в жизни в целом, скорректировали вектор нашего развития и поставили перед необходимостью выстраивать бизнес в соответствии с изменившимися реалиями и быть гибкими.

Оглядываясь назад и подводя итог этого нелегкого високосного года, мы считаем, что главное его событие для нас заключается в том, что мы выдержали «испытание на прочность» и быстро адаптировались к нештатным условиям «ковидного времени». И в этом коллективная заслуга всей команды AUVIX, лояльности партнеров и поддержки вендоров. Сразу после объявления карантина нам удалось в кратчайшие сроки перенастроить ИТ-инфраструктуру, мобилизоваться и начать работать с максимальной отдачей. Многие сотрудники проявили себя с новой стороны, взяв дополнительный функционал и приобретя новые знания и навыки. Нам удалось сохранить клиентскую сеть и заключить новые дистрибьюторские контракты. Сразу после ухода на самоизоляцию мы запустили серию вебинаров для клиентов, которые продолжаются и по сей день. В конце октября мы приняли участие в крупнейшем отраслевом событии года — выставке ISR и показали нашим клиентам и всему AV/IT сообществу, что рынок жив и продолжает развиваться.

Таким образом, несмотря на все катаклизмы 2020 года, мы завершаем его на позитиве и уверенно смотрим в 2021-й. В наступающем году мы учтем уроки, которые преподнес год уходящий и будем развиваться в соответствии с новыми трендами времени. Так, начиная со 2 квартала 2020 мы активно работаем над планами по дальнейшему оснащению офисов современными переговорными и внедрению корпоративного коворкинга. Наглядным примером таких решений является система BOOCO для управления разделяемыми рабочими местами — инсталляция была представлена нами на ISR2020.

Дмитрий Пенязь, директор департамента инфраструктурных решений Hewlett Packard Enterprise в России:

Пожалуй, один из важнейших итогов года — рост роли технологий в повседневной жизни и в преодолении ситуации с пандемией коронавируса. В связи с COVID-19 всем без исключения пришлось адаптироваться к новой реальности. Компании вынуждены были переосмыслить многие процессы: от организации удаленной работы и кооперации до обеспечения непрерывности бизнеса и оперативного извлечения инсайтов из критически важных данных. Цифровая трансформация стала одной из самых важных и стратегических задач для предприятий любого размера. Более того, из-за пандемии часть компаний столкнулась с усилением спроса на свои продукты и услуги, другая часть — с ослаблением. Поэтому бизнесу стала крайне важна возможность гибкого масштабирования. Ведь всегда выгодно платить только за те мощности, которые фактически

потребляешь. Поэтому в 2020 году, возможность использования ИТ-мощностей по модели «как услуга» с оплатой по факту потребления стала очень востребованной, и наше решение HPE GreenLake, сочетающее в себе преимущества публичного и частного облака, реализует данную эластичность при соблюдении требований регуляторов.

Что касается HPE, то основным уроком стало правило «Не ждать, а действовать». Наша компания оперативно перестроила свои бизнес-процессы, чтобы максимально полно отвечать новым потребностям заказчиков и обеспечить долгосрочный, стабильный и прибыльный рост для инвесторов и акционеров. Взаимодействие было оперативно переведено в удаленный формат, и сотрудники продолжили работать в соответствии с поставленными задачами. Три основных «кита» изменений — люди, процессы и технологии HPE — оказались полностью готовы к тем вызовам, которые возникли перед компанией в 2020 году. Hewlett Packard Enterprise завершила год с очень высокими показателями. В четвертом квартале 2020 года мы увидели заметное восстановление выручки, особенно в ключевых областях роста бизнеса. Так, выручка в четвертом квартале вернулась к допандемическому уровню и составила 7,2 млрд долларов, что на 6% больше по сравнению с предыдущим кварталом и не изменилось по сравнению с предыдущим годом. В свою очередь, выручка от решений для высокопроизводительных вычислений и критически важных систем (High Performance Compute & Mission Critical Systems) составила 975 млн долларов, что на 50% больше по сравнению с предыдущим кварталом и на 25% больше по сравнению с предыдущим годом.

Татьяна Проворова, директор по маркетингу Российского представительства компании CyberPower:

Мы часто вспоминаем Алису в Зазеркалье по разным поводам и в этом году без нее точно не обойтись. Бежать приходилось быстрее, чем обычно. С одной стороны ничего «сверх» — сверхневозможного, сверхнепредсказуемого — все интуитивно понятно, все по классическим бизнес-учебникам. Быть успешнее, управлять ситуацией даже во время быстрых внешних изменений мы можем, когда привыкли развиваться сами, сделали правилом для постоянно раздвигать свои привычные границы, специально выводить себя из зоны комфорта и привычного порядка. Такая привычка не дает иммунитета к коронавирусу, но делает нас более приспособленными к любым внешним изменениям и радикальным решениям. Когда мы морально готовы к самому факту серьезных изменений, мы не «топчемся», а начинаем сразу искать эффективные решения. А еще захотелось всегда иметь про запас не просто оптимистичный, базовый и пессимистичный сценарии развития событий, которые и так обычно готовятся многими компаниями. Захотелось под рукой иметь план «Б», который можно будет пустить в ход при выходе ситуации за прогнозируемые ранее планки. Этот год ускорил многие процессы цифровизации. Безусловно, его сложно благодарить за это. Нужно признать, что мы просто быстрее перешли в другую реальность, перешагнули на несколько этапов вперед. Ключевое слово «вперед». Теперь осталось научиться быть эффективными в этой точке жизни каждому бизнесу, каждому сотруднику, каждому из нас.

Татьяна Пудова, руководитель направления маркетинга и PR Tenda Россия:

Условия выживания 2020 — быстрая адаптация к новой парадигме, и в бизнес стратегии, и в стратегии выстраивания партнерских отношений.

Житие по Кюблер-Росс*. Примерно такие этапы мы переживали всей командой Tenda в течение этого года.

Ощущение временности ситуации переходило в ощущение нереальности, затем тревожности и раздражения, а иногда и в открытый конфликт.

Психологически мы оказались не готовы к длительной 100% удаленке. Очень не хватало «курилки», как элемента корпоративной культуры. «Курилка» — это не про «покурить», а про возможность неформально пообщаться, поделиться проблемами, устроить brainstorming, и главное — разрядиться, выплеснуть негатив «вне куда», получить поддержку коллег. Этой возможности нас лишили, и пока ни одна on-line платформа полноценно ее не заменила.

Пришлось проделать определенную работу и над собой, и внутри коллектива, чтобы понять, что эффективно существовать и работать вне офиса возможно. Но хотя бы иногда необходимо смотреть глаза в глаза и коллегам, и партнерам.

ROPO уже не та... Модель поведения покупателей изменилась навсегда. До COVID соотношение было примерно 50/50, сейчас смело говорим о 80/20 в пользу online, что колоссально отразилась на бизнесе. Тот, кто еще год назад «нос воротил» от Marketplace-ов, считая их мало эффективным каналом, сейчас «кусает локти». E-commerce вырос на 200% за период в 4 месяца и стал актуален не только для ритейла. Тем временем классический канал начинает уходить на вторые позиции.

К слову, Tenda за последний год «встала» на все известные маркетплейсы и оказывает максимальную маркетинговую поддержку партнерам, представляющим на online платформах продукцию компании.

Надежда Пчелинцева, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция»:

Революционность этого года отлично иллюстрирует популярный мем. В анкете требуется отметить вариант ответа на вопрос «Что послужило толчком к цифровизации в вашей компании?». Предлагаются версии «генеральный директор», «ИТ-директор» и «COVID-19». То, к чему бизнес не был готов, до чего не доходили руки раньше, что неспешно развивалось эволюционным путем, в этом году внезапно и бесповоротно произошло.

Многие компании, которые по роду своей деятельности казались невероятно далекими от цифровизации, обнаружили возможности для адаптации в мире, глобально уходящем в онлайн. Еще в прошлом году ряд сервисов считался признаком прогрессивных высокотехнологичных компаний, например, онлайн-трансляции, различные чат-боты и виртуальные помощники для обслуживания клиентов, а в этом их в рекордно короткие сроки внедряли во всех сферах. Оказалось, что технологии и деньги есть, нам всем просто не хватало хорошего толчка.

Закрытие границ стало огромным шоком для нас всех, привыкших свободно и быстро перемещаться по планете. Если полтора года назад предложение провести международную партнерскую конференцию онлайн было бы встречено с непониманием, сегодня это наша привычная реальность. Да, революция, с одной стороны, это новые возможности, а с другой — неизбежные жертвы. Эффект присутствия в нашей сфере очень важен, личное общение ускоряет многие процессы и приносит в разы больше пользы, чем 50 писем или разговор в Zoom.

Самоизоляция заставила работодателей пересмотреть штатное расписание. Некоторые партнеры говорили, что до 30% сотрудников стали просто не нужны. Сидя в офисе, они выполняли обязанности, в которых, как оказалось в ситуации удаленки, не было необходимости, потому что они никак не влияли на бизнес. И речь идет не о сокращении затрат, это вынужденная, но необходимая оптимизация рабочих мест.

Тем не менее, я бы назвала главным уроком этого года заботу о людях. Ведь вся эта история с переходом на удаленку нужна была, чтобы спасти как можно больше жизней. Носить маски, не приходить на работу даже с легким ОРВИ, поддерживать отношения с пожилыми родственниками на расстоянии — все это стало правильным и приемлемым. Мы стали больше ценить друг друга, проявлять внимание и чувствовать свою ответственность перед нашими родными, друзьями и коллегами.

Юрий Родный, генеральный директор компании diHouse (входит в группу компаний ЛАНИТ):

Я оцениваю прошедший период по двум критериям. Достигнуты ли цели, которые мы поставили, и как мы отреагировали на изменения внешней среды: использовали возможности, справились с угрозами?

Цели мы достигли — по обороту, самому высокому за всю историю компании, и прибыли. Мы хорошо прошли период локдауна, не потеряв эффективности командной работы, укрепив отношения с партнерами. Важно, что мы реализовали те стратегические инициативы, которые будут обеспечивать результат завтра: сервис «Единая точка входа в Россию», выход на новые рынки, заключение новых партнерств, расширение портфеля брендов и категорий товаров, усиление команды.

Насколько наши результаты были связаны с ситуацией именно этого года? Отчасти. Популяризация онлайн-продаж, необходимость закупаться техникой для организации рабочих мест действительно придали нам ускорение. Пандемия форсировала запланированное развитие розничных продаж через маркетплейсы, и в итоге в этом году мы открыли интернет-супермаркеты на всех ведущих площадках, запустили 7 новых магазинов на AliExpress. Но были и тормозящие моменты, и тогда мы добивались цели «вопреки»: сбои в поставках производителей из-за остановки заводов на время карантина, поиск решений по кредитованию заказчиков с разумной степенью риска для нашей компании, замедление некоторых процессов, например, выхода в новые, непрофильные для дистрибьюторов электроники, каналы продаж: DIY, FMCG. Тем не менее, мы справились.

Этот год потребовал от нас больше открытости во взаимоотношениях с партнерами, быстрой реакции на запросы рынка: более серьезной работы с ассортиментом, гибкости ИТ-команды и пересмотра некоторых процессов логистики. А еще 2020 год напомнил, что, несмотря ни на что, очень важно выполнять договоренности — с собой, коллегами, партнерами.

Григорий Свердликов, генеральный директор Treolan:

Что касается итогов 2020 года — то, как минимум, хочу заметить, что он не закончился еще. И, как показал год, за оставшиеся дни могут резко измениться и его итоги. Думаю, это основное, что вынес для себя каждый участник рынка: случиться может все.

Но, как мне кажется, те компании, которые выбрали какую-то стратегию, а не жили сегодняшним днем, оказались более устойчивыми. Хотя, без сомнения, они тоже пострадали. Конечно, многие скажут — повезло, а на рынке ИТ — вообще островок благополучия. Но в нашем деле больше половины успеха зависит от уверенности, что мы что-то делаем правильно, что в будущем это нам что-то принесет — маржу, стабильность или новый рынок. И это чувство успокаивает, как минимум. И в случае катаклизма будет меньше сожаления «Что ж мы не..., надо было...». Те компании, которые жили сегодняшним днем, возможно, такого успокоения не получат и им будет более грустно по итогу.

Еще хотел бы отметить, что именно в такое время приходит понимание, насколько крепки наши отношения с партнерами и вендорами. Хотел бы сказать им спасибо. В основном, были только хорошие эмоции от взаимодействия.

Наталья Соболева, вице-президент OCS:

Самый важный итог 2020 года — мы стали лучше! Наши бизнес-процессы — быстрее и прозрачнее, операции — технологичней, команды — более открытыми и самостоятельными, сервисы — разнообразней, продуктовый портфель — шире. Несмотря на пандемию вырос наш бизнес — мы ожидаем годовой рост порядка 10%. Мощный импульс получили все проекты по цифровизации внутри компании. Мы запустили или, как минимум, запланировали бóльшую часть еще до массового перехода на удаленку, но именно благодаря ей скорость превращения OCS в цифровую компанию многократно возросла. Мы стали мудрее, очень многому научились и еще пришли к приятному осознанию того, как много уже знали и умели к тому моменту, как «грянул гром». Думаю, самое главное — мы смогли использовать максимум возможностей на благо собственного развития, перемен внутри себя — внутри компании. И смогли еще раз убедиться в том, что умеем эффективно работать, думать головой и учиться новому.

Анастасия Соколова, директор департамента маркетинга ГК Merlion:

Многократно было сказано, что 2020 год стал годом неопределенностей, сложных решений и ускорения цифровой трансформации. Мы, как и все, были вынуждены подстраиваться под текущую действительность, перестраивать внутренние процессы, переходить на удаленку и реагировать на изменения спроса. Merlion успешно справился с трудностями и вызовами этого года. Во многом это произошло благодаря правильности выбранного нами курса развития. Многие из тех направлений, которые мы считали приоритетными, действительно «выстрелили» в этом году. Здесь можно говорить как о классических для нашей компании компетенциях в работе с вендорскими решениями, так и наших развивающихся направлениях и новых сервисах. Мы действительно считаем, что ИТ в этом году стал главным архитектором той самой новой реальности и залогом успешной адаптации к ней. Проникновение практически каждой новой или ранее не очень востребованной технологии ускорилось. Что открыло широкие возможности для всех участников ИТ-рынка. А принцип коллаборации и взаимопомощи всегда был основополагающим в нашей отрасли, он позволяет внедрять что-то новое и реагировать на ситуацию быстрее, чем в других отраслях.

Андрей Сунгуров, директор по маркетингу и региональному развитию MONT:

2020 год можно назвать самым нестандартным в истории MONT. Он стал своеобразным индикатором, показавшим, что мы на самом деле можем, чего достигли, к чему готовы и что можно улучшить в будущем. Самый важный итог года — MONТ продолжает развиваться и двигаться вперед. У нас продолжается рост бизнеса. Не так быстро, как хотелось бы и как было запланировано, но в условиях, когда многие заказчики сдвинули или отменили закупки, считаем, что любой рост — это хорошо. Нам удалось сохранить команду, более того, мы продолжаем нанимать сотрудников. Удалось перевести сотрудников на удаленный режим работы без ущерба для рабочих процессов — в результате партнеры не ощутили изменений в сотрудничестве. Переход на новый формат работы позволил сократить часть затрат. Наши автоматизированные платформы показали прекрасную работоспособность и масштабируемость в те месяцы, когда большая часть бизнеса переместилась только в онлайн.

Виктория Тарантина, коммерческий директор NETLAB:

Для NETLAB основными словами этого года стали «гибкость, скорость и прогнозирование». За время пандемии мы все заметили, что произошло смещение операционных коммерческих процессов в цифровой онлайн-канал — как со стороны покупателей, так и во взаимоотношении с поставщиками. Изменилось содержание запросов партнёров, трансформировались каналы коммуникаций. Наша компания всегда умела оперативно «переформатировать» работу, сохраняя традиционно высокий уровень клиентского сервиса. И в 2020 году нам тоже очень интересно развиваться в непредсказуемой среде, когда нет возможности спрогнозировать результат, когда приходится искать нестандартные решения, строить прогнозы на интуиции, глубже погружаться в проблемы клиентов. Именно поэтому нам удалось превысить отличные результаты прошлого года. Главные уроки уходящего года — вовремя реагировать на перемены, своевременно корректировать цели, доверять и помогать партнерам.

Николай Харитонов, глава представительства Vertiv в России и Беларуси:

Подводя итоги уходящего года, часто вспоминаем декабрь 2019. Тогда мы еще не знали, что нас ждет, и жили обычной декабрьской жизнью: встречались с партнерами и заказчиками, веселились на корпоративах, планировали каникулы с семьей и обсуждали планы на будущее. 2020 год стал серьезным испытанием. И для людей, и для бизнеса. Но любой кризис, нарушая привычный ход дел, дает возможность концентрировать ресурсы, искать новые возможности, внедрять новые процессы. Один из ярких примеров этого года — удаленная работа. Многие российские компании никогда не работали вне стен офиса, не было и нормативной базы для такого формата работы. Пандемия изменила этот процесс коренным образом. И если говорить об уроках уходящего года, то главный урок 2020 я бы сформулировал так: в любой ситуации фокусироваться не на проблемах и барьерах, а на задачах и целях. В жизни гарантировано, пожалуй, только одно — бесконечные изменения и новые повороты. В какие-то периоды мы несемся на всех парах, а иногда приходится замедляться. Но движение вперед, в широком смысле, невозможно остановить. Я очень благодарен команде Vertiv за этот год, в который мы еще лучше узнали друг друга, и смогли сконцентрировать наши возможности для достижения общей цели.

Компания Tripp Lite:

Главный итог 2020 года — это начало масштабной цифровой трансформации всех сфер экономики. Цифровые тренды существенным образом изменили принципы организации бизнеса и социальной жизни, а цифровые технологии стали одним из важных инструментов борьбы с COVID. Для Tripp Lite, как и для большинства компаний, 2020 год оказался сложным, но он показал, что мы идем по правильному пути — и это положительный итог года. Основной предпосылкой стабильности компании, на наш взгляд, является стратегия, основанная на курсе на инновации. Именно такая стратегия помогает нам быть готовыми к изменениям и сохранять развитие. Готовность к изменениям — вот главный залог успеха компаний в кризисный период, и это является главным уроком уходящего года. Инновационные технологические и технические решения дают возможность быстро адаптироваться к новым условиям, это касается, прежде всего, инженерной и ИТ-инфраструктуры. Аппаратные средства и программные продукты компании Tripp Lite позволяют оптимальным образом «настроить» систему. Грамотная организация инженерной и ИТ-инфраструктуры становится актуальной именно сейчас для таких критически важных отраслей, как здравоохранение, финансы, государственный сектор. 2020 год кардинальным образом изменил наш мир и бизнес, но к прежней жизни возврата уже не будет. Мы вернемся к жизни «нормальной», но не «прежней». Поэтому нам необходимо принять реалии сегодняшнего дня и быть готовыми к вызовам в будущем.

* Модель Элизабет Кюблер-Росс описывает пять этапов принятия смертельной болезни пациентом; пять стадий горя; пять стадий принятия смерти.

** ROPO (от англ. Research online, purchase offline — «ищи онлайн, покупай офлайн») — процесс поиска в интернете для получения необходимой информации о товаре перед покупкой не в сети (источник: Википедия).

Источник: Наталья Басина, crn.ru